Конспект урока на тему "Как помочь птицам зимой"


Окружающий мир

Тема урока: Как помочь птицам зимой

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с многообразием мира зимующих птиц, их условиями жизни зимой

Задачи:

Образовательная: обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами, рассмотреть виды корма для зимующих птиц, научить изготавливать кормушки для птиц из подручного материала;

Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь, кругозор учащихся;

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся узнавать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - птицы; называть представителей зимующих птиц; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения

Метапредметные:

Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей работы, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре

Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам

Методы обучения: по активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный; по источнику знаний: наглядный, словесный, практический

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

Оборудование: электронная презентация, учебник, рабочая тетрадь




Организационная структура урока

Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Универсальные учебные действия

Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.


Цель – активизация учащихся.

Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.


Эмоциональный настрой.

-Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

- А что для этого нужно?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи.

- Наш урок пройдет под девизом: «Тот, кто делает добро другому, делает добро себе»

-Как вы понимаете эти слова?

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.


Цель – закрепление знаний о времени года зима

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу

обсуждение проблемных вопросов.








-Посмотрите за окно, какой чудесный день!

- Полюбуйтесь красотой природы.

- Послушайте стихотворение известного русского поэта Сергея Есенина

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
  Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
        Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
        Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
        И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
        И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
        У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
        Красавица весна.


-О каком времени года говорится в стихотворении?

- Что изменилось в природе с приходом зимы?


- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

- Послушайте мелодии. (Звучит запись голосов птиц)

-Чьи голоса вы услышали?

- Кто такие птицы?

- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- Приведите примеры.

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?

-Как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

- Какую пользу приносят птицы?

- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке

Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы.

- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.






Постановка учебной проблемы.

Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

(- Не знаю, что происходит. Но могу узнать.

- Мне это интересно!) Обсуждение затруднений

(-Почему возникли затруднения?

Чего мы еще не знаем?)

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Дети высказывают свое мнение.





Самостоятельно формулируют тему урока





Прогнозирование



Составляют план работы

Диалог.














Направляет деятельность учащихся на составление плана

- Кто догадался? Какая тема сегодня нашего урока?

-Верно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. И непросто говорить о них.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.

Цели: Мы должны научиться зимующих птиц называть, различать и выяснить, чем мы им можем помочь в трудное зимнее время.


- А как вы думаете, для чего нам это нужно? 

-Мы не должны навредить птицам.    

-Как же мы им будем помогать?

-Составим план нашей работы:

1.Вспомнить известные знания о птицах;

2. Выяснить, чем питаются эти птицы,

3.Выяснить, каким птицам нужна помощь

4. Найти способ оказания помощи птицам



Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.


Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора

«Открытие» нового знания.

Цель – Познакомить учащихся с зимующими птицами


Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.

Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.






Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению новой темы



Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов


- Ребята, а это что за птица?

Трещала, с самого утра

Пор-р-ра! Пор-р-ра.

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….

- Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот птицы и решили собрать лесное собрание.

- Мне бы хотелось побывать на этом собрании.

А вам?

Ну, тогда в путь.

-Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?

Они говорят, что им голодно зимой и холодно.

Почему?


- Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать?

Правильно.

-Давайте познакомимся с птицами, которые зимуют в наших краях.

- А что это за птицы вы узнаете, если отгадаете загадки.

Загадки .

Работа в группах определить птиц

(проверка по образцу)

- Как мы можем отличить птиц друг от друга?

Что же страшнее для птиц, голод или холод? (слова на доске)

-Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий день птицы едва успевают его утолить. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;


Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Цель – познакомить , чем можно кормить птиц.


Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


Организовать фронтальную работу по учебнику.


Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Наблюдает за деятельностью учеников, вместе с учащимися исправляет ошибки.

- Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед?

Работа в парах

(проверка по образцу)

- Чем можно подкармливать птиц?

- Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм?

1)    Вводная беседа.

-  Сегодня мы с вами познакомимся как можно сделать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат.  Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74).

- Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек  нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто  не хватает на это времени.

И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).

- Рассмотрите образец кормушки.

- Из каких частей состоит кормушка.

- Из каких материалов сделана кормушка.

Изготовьте кормушки дома под руководством родителей. Ход работы показан в рабочей тетради.

- Молодцы! С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет. 


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается)

Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный











Взаимопроверка выполненного задания в парах.



- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Игра "Крестики-нолики".

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

- Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.


. Регулятивные УУД:

- применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.


Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Отвечают
на вопросы.


Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

оценивают результаты учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);



-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

Под каким девизом мы работали?

-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам её достичь?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..


-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Кому удалось сохранить хорошее настроение, помашите мне рукой.


Закончим урок замечательным стихотворением.

Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В её конуре такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробушков, галок, синиц:

Ведь очень же холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

(хором) Поможем! (Е.Благинина)

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ