Конспект урока на тему "Мир птиц"

Солтүстік Қазақстан облысы

Айыртау ауданы

Заря орта мектебі


Северо – Казахстанская область

Айыртауский район

Заринская средняя школа







Познание мира


«Мир птиц!»









Оразалина Р.С.

учитель начальных

классов







2012 год

Этот удивительный мир птиц

Задачи урока: познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц, расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к птицам, обобщение жизненных наблюдений детей о зимующих и перелетных птицах, воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной для детей помощи птицам

Оборудование:

- изображения птиц, изображение кормушек (презентация)

- слово «орнитология»;

-слайды к уроку

звуки птиц (аудиозапись);

- видеофильм о птицах.

Ход урока.

І. Организационный момент. Настрой на урок.

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

ІІ. Объявление темы урока.

(На фоне птичьего пения.) - Сегодня у нас необычный урок. На нем мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни из них живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на болоте или в горах. Птицы – существа, которых мы знаем лучше других. И это не удивительно: их можно увидеть и услышать повсюду. Даже в большом городе и в деревне птицы живут рядом с нами, радуя своим красивым внешним видом и прекрасным пением. Птицы – это песнь и полет! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днем, и ночью.

ІІІ. Выявление отличительных признаков птиц.

- Давайте вспомним отличительные признаки птиц. Проведем игру «Да – нет». Я перечисляю признаки животных, если этот признак характеризует птицу, вы хлопаете в ладоши. - Тело покрыто шерстью.- Тело покрыто перьями. - Есть зубы. - Есть клюв. - Крылья заменяют передние конечности. - Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. - Две пары ног. - Есть клыки. - Длинный пушистый хвост. - Перья на хвосте отличаются особой длиной. -Эти животные плавают, летают, издают звуки, бегают, зимуют с нами, улетают зимой в теплые края.

ІV. Беседа на основе уже имеющихся знаний ребят.

- Ребята, а почему вы хлопали тогда, когда говорилось о том, что эти животные улетают от нас зимой в теплые края, и тогда, когда говорилось, что зимуют с нами. (Есть птицы, которые улетают в теплые края, и есть птицы, которые зимуют у нас)

- Как называют птиц, улетающих в теплые края?

- Перелетные.

- Назовите причины, по которым они улетают?

- Дни становятся короче;

- Остается мало кормов;

- Становится очень холодно.

- А как называют тех птиц, которым не страшны морозы?

- Зимующие. Их еще называют оседлые.

V. Знакомство с новым словом. Постановка цели.

Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые изучают эту науку, называются орнитологами. Запомните, пожалуйста, это слово. Итак, мы с вами сегодня будем такими учёными – орнитологами: будем наблюдать за зимующими птицами, которые живут в нашем районе, прилетают к нашим кормушкам.

- А вот и первая птица на горизонте появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку. Кстати, в названии этой птицы спряталось «снежное слово».

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

- А за что птица получили такое название? (на доске висит картинка кормушки, к ней прикрепляем картинку снегиря). Дети заранее получили задание, подготовить небольшое сообщение о зимующих птицах.

VІ. Сообщения ребят.

Ученик: «Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики».

Ученик: «В хрестоматии я прочитала интересный рассказ о том, как снегири разговаривают пятнышками. Если внимательно наблюдать за ними, то можно увидеть, как они необычно разговаривают. Когда снегири хотят перелететь с одного дерева на другое, дается сигнал: «Готовься к полету!». Сигналом служит белое пятнышко на пояснице у птичек, которое не увидишь, когда они просто сидят. Но перед тем как взлететь, эти пятна становятся хорошо видны, даже издалека. А чтобы их увидели все, снегири несколько раз поворачиваются в разные стороны».

Учитель: Народная примета гласит: «Снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет».

- А вот и следующий гость пожаловал. Звучит запись: стук дятла.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

Ученик: «Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями, хвост, похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим».

- А как еще называют дятла?

- Санитаром леса.

- Почему?

- Он лечит деревья, находит больное дерево и начинает искать в нем вредных насекомых.

Учитель: Действительно, дятел – полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Язык у птицы очень длинный: 10-15 см, покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых. Он может засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла. По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору.

- О какой птице дальше пойдет речь, узнаете, отгадав следующую загадку.

Кто там прыгает ,шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Кле! Кле! Кле- поет со свистом

Что это за птица ? Послушайте диалог клеста и воробья.

Диалог «Клест и Воробей»

Чем она отличается от других птиц ? Чему радовался клест ? В какое время у него вывелись птенцы ?А когда выводят птенцов все остальные птицы ?

Вы удивлены ?Да мы удивлены !Продолжаем знакомство с птицами О какой птице дальше пойдет речь узнаете отгадав загадку

Хоть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда.

Кто же это? (синица)

(Ворона и синица)

Сценка «На лесной поляне»

Ворона: Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы!

Ох, и тяжело нам, воронам, живётся.

Всех опасаться приходится, особенно ребятишек,

Как только увидят меня, так и норовят камнем попасть,

Того и гляди искалечат.

Синица: Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона!

А я слышу, кто-то здесь разговаривает,

Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона: Кар-р-р... Ели ноги сейчас из деревни унесла. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганьё! (грозит кулаком) Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, А ребята камнями в меня.

Синица: (вздыхает) Да, и нам синицам, зимой не легче живётся.

Всё летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба

Найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодной

засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только

девять. Бедные мои сестрички.

Ворона: Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, Говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том,

Что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всему

городу кормушки развесили.

А в них разный корм, семечки, хлебные крошки, сало.

Ворона: Что это ещё за кормушки? Я что-то такое в прошлом году видела у одного дома. Я три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет.

Ну, думаю, все, конец мне пришёл. Глядь, а на дереве висит кормушка. Заглянула в неё, а там семечки... Так и выжила я в ту зиму.

Синица: И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.

Ворона: Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица; Не знаю, сороке верить трудно. Она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

Ворона: А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица: Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов к нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!

Пусть птица, любая зверушка

знает - в лесу ей готова кормушка,

Отличная, новая лесная столовая!

Беседа

Ребята у кого дома есть кормушки ? Расскажите как вы подкармливаете птиц?

Презентация кормушек и фото детей

. Физминутка.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.

И с дорожки – на плетень, тира-тира, тень-тень-тень

А как красиво звучат голоса птиц !! И каждая по своему красива и мелодична.

Сценка спор«Петушок и кукушка»

А теперь мы закрепим изученное о птицах.

Вспомним технику «Рыбная кость»

Видеоролик про птиц .

VІІ. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- Какие птицы остаются зимовать в наших краях?

- Как люди помогают птицам зимой?

- Почему они это делают?

- Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И, спасая их, мы спасаем самих себя. На доске рисунки детей .Мы на уроке ИЗО рисовали птиц ,а вот и еще одна птица прилетела (скворец ) когда она прилетает ? И это не простая птичка а с сюрпризом . Она принесла нам оценки за хорошие ответы.

VІІІ Домашнее задание. Написать пословицы о птицах.

Итог урока.

Что вы узнали на уроке? Чему были удивлены?

Мне понравилось на уроке

Я бы хотел научиться

Мне было интересно

Я бы хотел пожелать

Ай да мы – молодцы!

Молодцы!- Ай да мы!

Настроение каково?- ВО!

ВСЕ ТАКОГО МНЕНИЯ?-Да!

Все без исключения?-да!

Молодцы!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ