Конспект урока на тему "Мир птиц"
Солтүстік Қазақстан облысы
Айыртау ауданы
Заря орта мектебі
Северо – Казахстанская область
Айыртауский район
Заринская средняя школа
Познание мира
«Мир птиц!»
Оразалина Р.С.
учитель начальных
классов
2012 год
Этот удивительный мир птиц
Задачи урока: познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц, расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к птицам, обобщение жизненных наблюдений детей о зимующих и перелетных птицах, воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной для детей помощи птицам
Оборудование:
- изображения птиц, изображение кормушек (презентация)
- слово «орнитология»;
-слайды к уроку
звуки птиц (аудиозапись);
- видеофильм о птицах.
Ход урока.
І. Организационный момент. Настрой на урок.
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
ІІ. Объявление темы урока.
(На фоне птичьего пения.) - Сегодня у нас необычный урок. На нем мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни из них живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на болоте или в горах. Птицы – существа, которых мы знаем лучше других. И это не удивительно: их можно увидеть и услышать повсюду. Даже в большом городе и в деревне птицы живут рядом с нами, радуя своим красивым внешним видом и прекрасным пением. Птицы – это песнь и полет! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днем, и ночью.
ІІІ. Выявление отличительных признаков птиц.
- Давайте вспомним отличительные признаки птиц. Проведем игру «Да – нет». Я перечисляю признаки животных, если этот признак характеризует птицу, вы хлопаете в ладоши. - Тело покрыто шерстью.- Тело покрыто перьями. - Есть зубы. - Есть клюв. - Крылья заменяют передние конечности. - Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. - Две пары ног. - Есть клыки. - Длинный пушистый хвост. - Перья на хвосте отличаются особой длиной. -Эти животные плавают, летают, издают звуки, бегают, зимуют с нами, улетают зимой в теплые края.
ІV. Беседа на основе уже имеющихся знаний ребят.
- Ребята, а почему вы хлопали тогда, когда говорилось о том, что эти животные улетают от нас зимой в теплые края, и тогда, когда говорилось, что зимуют с нами. (Есть птицы, которые улетают в теплые края, и есть птицы, которые зимуют у нас)
- Как называют птиц, улетающих в теплые края?
- Назовите причины, по которым они улетают?
- Дни становятся короче;
- Остается мало кормов;
- Становится очень холодно.
- А как называют тех птиц, которым не страшны морозы?
- Зимующие. Их еще называют оседлые.
V. Знакомство с новым словом. Постановка цели.
Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые изучают эту науку, называются орнитологами. Запомните, пожалуйста, это слово. Итак, мы с вами сегодня будем такими учёными – орнитологами: будем наблюдать за зимующими птицами, которые живут в нашем районе, прилетают к нашим кормушкам.
- А вот и первая птица на горизонте появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку. Кстати, в названии этой птицы спряталось «снежное слово».
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
- А за что птица получили такое название? (на доске висит картинка кормушки, к ней прикрепляем картинку снегиря). Дети заранее получили задание, подготовить небольшое сообщение о зимующих птицах.
VІ. Сообщения ребят.
Ученик: «Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики».
Ученик: «В хрестоматии я прочитала интересный рассказ о том, как снегири разговаривают пятнышками. Если внимательно наблюдать за ними, то можно увидеть, как они необычно разговаривают. Когда снегири хотят перелететь с одного дерева на другое, дается сигнал: «Готовься к полету!». Сигналом служит белое пятнышко на пояснице у птичек, которое не увидишь, когда они просто сидят. Но перед тем как взлететь, эти пятна становятся хорошо видны, даже издалека. А чтобы их увидели все, снегири несколько раз поворачиваются в разные стороны».
Учитель: Народная примета гласит: «Снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет».
- А вот и следующий гость пожаловал. Звучит запись: стук дятла.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Ученик: «Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями, хвост, похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим».
- А как еще называют дятла?
- Санитаром леса.
- Почему?
- Он лечит деревья, находит больное дерево и начинает искать в нем вредных насекомых.
Учитель: Действительно, дятел – полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Язык у птицы очень длинный: 10-15 см, покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых. Он может засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла. По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору.
- О какой птице дальше пойдет речь, узнаете, отгадав следующую загадку.
Кто там прыгает ,шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Кле! Кле! Кле- поет со свистом
Что это за птица ? Послушайте диалог клеста и воробья.
Диалог «Клест и Воробей»
Чем она отличается от других птиц ? Чему радовался клест ? В какое время у него вывелись птенцы ?А когда выводят птенцов все остальные птицы ?
Вы удивлены ?Да мы удивлены !Продолжаем знакомство с птицами О какой птице дальше пойдет речь узнаете отгадав загадку
Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда.
Кто же это? (синица)
(Ворона и синица)
Сценка «На лесной поляне»
Ворона: Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы!
Ох, и тяжело нам, воронам, живётся.
Всех опасаться приходится, особенно ребятишек,
Как только увидят меня, так и норовят камнем попасть,
Того и гляди искалечат.
Синица: Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона!
А я слышу, кто-то здесь разговаривает,
Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона: Кар-р-р... Ели ноги сейчас из деревни унесла. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганьё! (грозит кулаком) Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, А ребята камнями в меня.
Синица: (вздыхает) Да, и нам синицам, зимой не легче живётся.
Всё летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба
Найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодной
засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только
девять. Бедные мои сестрички.
Ворона: Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, Говорил, что не знает, как пережить зиму.
Синица: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том,
Что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всему
городу кормушки развесили.
А в них разный корм, семечки, хлебные крошки, сало.
Ворона: Что это ещё за кормушки? Я что-то такое в прошлом году видела у одного дома. Я три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет.
Ну, думаю, все, конец мне пришёл. Глядь, а на дереве висит кормушка. Заглянула в неё, а там семечки... Так и выжила я в ту зиму.
Синица: И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворона: Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?
Синица; Не знаю, сороке верить трудно. Она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворона: А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица: Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
Пусть птица, любая зверушка
знает - в лесу ей готова кормушка,
Отличная, новая лесная столовая!
Беседа
Ребята у кого дома есть кормушки ? Расскажите как вы подкармливаете птиц?
Презентация кормушек и фото детей
. Физминутка.
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.
И с дорожки – на плетень, тира-тира, тень-тень-тень
А как красиво звучат голоса птиц !! И каждая по своему красива и мелодична.
Сценка спор«Петушок и кукушка»
А теперь мы закрепим изученное о птицах.
Вспомним технику «Рыбная кость»
Видеоролик про птиц .
VІІ. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.
- Какие птицы остаются зимовать в наших краях?
- Как люди помогают птицам зимой?
- Почему они это делают?
- Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И, спасая их, мы спасаем самих себя. На доске рисунки детей .Мы на уроке ИЗО рисовали птиц ,а вот и еще одна птица прилетела (скворец ) когда она прилетает ? И это не простая птичка а с сюрпризом . Она принесла нам оценки за хорошие ответы.
VІІІ Домашнее задание. Написать пословицы о птицах.
Итог урока.
Что вы узнали на уроке? Чему были удивлены?
Мне понравилось на уроке
Я бы хотел научиться
Мне было интересно
Я бы хотел пожелать
Ай да мы – молодцы!
Молодцы!- Ай да мы!
Настроение каково?- ВО!
ВСЕ ТАКОГО МНЕНИЯ?-Да!
Все без исключения?-да!
Молодцы!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ