Конспект урока на тему "Природа весной"
Технологическая карта
организационной учебной
деятельности для
предшкольного класса
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Разделы: Ознакомление с окружающим миром и экология
Тема: Природа весной.
Цель: продолжать расширять знания детей о живой и неживой природе.
Задачи: 1. Образовательные цели: учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями в уголке и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой - цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Расширять и активизировать словарь;
2. Развивающие цели: развивать умение логически мыслить, правильно формулируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Совершенствовать экологические знания;
3. Воспитывающие цели: воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Педагогические технологии:
технология музыкального воздействия
информационно- коммуникативная технология
игровые технологии
технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Оборудование:
-ТСО (ноутбук. проектор, экран)
- музыкотерапия "Симфония весны"
- музыка "Звуки природы"
- презентация "Правила поведения в лесу"
- слайд "Пирамида жизни"
- листы для рисования
- цветные карандаши.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, в экологическом уголке, заучивание стихотворений о весне, чтение художественной литературы и поговорок о весенних месяцах, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: пирамида, лазурь, ярус.
Билингвальный компонент: наурыз,сәуір, мамыр.
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-
побудительный
Воспитатель читает стихотворение А.Н. Плещеева
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Ребята, о чем это прекрасное стихотворение русского
поэта Алексея Николаевича Плещеева?
- Правильно, о весне. Оно так и называется - "Весна".
- Какие весенние месяцы вы знаете? Давайте назовем их
на казахском языке.
- Какой сейчас месяц идет?
- О весне.
- Март, апрель, май. Наурыз,сәуір, мамыр.
- Апрель.
Организационно-
поисковый
1.Знакомство с весной
Демонстрация клипа «Симфония весны» (приложение 1)
Релаксация. Какие чувства вызвал фильм? Какое настроение после прослушивания музыки?
- О весне написано много красивых стихотворений, давайте расскажем некоторые из них.
- Какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
- Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?
- Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?
- Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?
- А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
- Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растения не могут сами себя поить. Мы обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
2.Путешествие в лес.
- Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
-Что это?
- А почему вы так решили?
- Правильно, молодцы. Я включу музыку и представим, что мы оказались в лесу.
Звучит музыка «Звуки природы» (приложение 2)
Ах, какой чудесный лес!
Полон сказок и чудес!
Вот полянка, а вот елки,
Хвоей пахнут их иголки!
Поглядите эдак, так
И вдохните аромат!..
Но в лесное царство может попасть лишь тот, кто вспомнит правила поведения в лесу. А поможет нам в этом
презентация «Правила поведения в лесу» (приложение 3)
- Давайте внимательно ее посмотрим и расскажем чего нельзя делать в лесу.
3. Физкультминутка «Солнце спит и небо спит»
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой
щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх
руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх,
потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх
руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в
стороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево -
вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за
спину.)
4. Составление пирамиды
- Молодцы! А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса)
- На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.
Работа со слайдом «Пирамида жизни» (приложение 4)
- Что необходимо для роста и жизни растений, животных?
- Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (на слайде ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья).
Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?
- А что нам дает тепло, свет?
- Да, солнце – основа жизни. (ставит солнце).
- Растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
- Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
- Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?
- А если убрать насекомых?
- А если убрать растения?
- Хотим мы этого?
5. Рисование (приложение 5)
- Ребята, я предлагаю вам зарисовать нашу «Пирамиду жизни».
- Стало тепло, хорошо. Хочется петь и радоваться!
Дети читают наизусть стихи о весне.
Дети перечисляют признаки весны.
- Растения лучше растут, расцвела роза, фиалка, посажена рассада.
- Не хватает солнца, воды, тепла.
- Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем листочки.
- Все завянет и погибнет.
- Лес.
- В лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
Дети рассматривают иллюстрации и озвучивают правила.
Дети активно, с позитивом выполняют упражнения.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, с интересом наблюдают за составлением слайда.
- Вода, почва
- Тепло, свет.
- Солнце.
- Насекомых.
- Птицы.
- Много разведется насекомых, которые съедят растения.
-Некому будет опылять растения.
-Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
- Нет.
Дети зарисовывают "Пирамиду жизни" на приготовленных листах
«Рефлексивно-
корригирующий
- Из увлекательного путешествия в лес мы себе на память оставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения
Я. Аким «Береги свою планету»:
« Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету».
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что нового узнали?
- Дети, что было на занятии вам сложно? Что было легко?
- Спасибо вам за активное участие.
Дети делятся своими впечатлениями о заня-
тии, делают выводы.
Ожидаемый результат:
Знать: весенние изменения в природе, правила поведения в лесу
Иметь: представление о взаимосвязи животного и растительного мира.
Уметь: логически мыслить, делать выводы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ