Конспект урока на тему "В мире камня"


Тема урока: "В мире камня"

Цель урока: Расширение кругозора учащихся о горных породах и минералах

Задачи:

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.

-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

-Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

-Воспитывать гордость за родной край.

Оборудование:

-коллекция камней;

-ноутбук, проектор;

-микроскоп;

-презентация;

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2 слайд

2. Проверка домашнего задания.

Какие бывают звуки?

Почему вреден шум?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать шума?

3.Мотивация к учебной деятельности.

Ученик:

- «Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя.

Камень был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал ускользающую добычу.

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их обработки. Изучением камней, или как их еще называют горные породы и минералы, занимается наука – геология.»

С давних времён людей интересовала сила камня.

Хозяйка Медной горы:

- Здравствуйте люди добрые. Сила камня? Вас интересуют мои камни. Да жив интерес к силе камня и в 21 веке. Издавна русские люди интересовались красотой и силой камня. Не каждому дано познать срытые свойства камня. Только лучший из лучших сможет познать камень и стать мастером.

Вот и мне нужен мастер- камнерез. Может он есть среди Вас? Мне бы получше приглядеться.

Учитель:

- Ребята вы узнали гостью? Оставайся Xозяйка Медной горы у нас. Посмотри, что мы умеем.

4. Новый материал. Знакомство с коллекцией камней. (использование микроскопа)

Кремень. (Слайд 3)

Учитель:

- В древности осколки кремня использовались для высечения огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов. Существует устойчивое народное поверье, что такой кремень обладает особыми свойствами воздействия на воду. Исстари кусок чёрного кремня клали в ёмкости с продуктами питания при их засолке или ином заготовлении впрок.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Яшма. (Слайд4)

Учитель:

-В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройства зрения и от засухи. Наиболее известные российские месторождения поделочной яшмы находятся на Южном Урале.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Гранит. (Слайд5)

Учитель:

- Гранит - прочная горная порода с красивым рисунком расположения кристаллов. Из гранита делают фундаменты, опоры мостов, гранитной брусчаткой выложены улицы. Он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Каменный уголь. (Слайд6)

Учитель:

- Основа образования угля - растительные остатки. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он хорошо горит, выделяя много тепла.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Мел. (Слайд7)

Учитель:

- Самый лучший природный мел получают в Англии.

Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета.

После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

(Ученики рассматривают через микроскоп)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд8)

Каменная соль. (Слайд 9)

Учитель:

- Каменная соль залегает пластами в осадочных горных породах. По своему происхождению соль является химическим морским осадком, образовавшимся при испарении морской воды. Многие соленые озера обязаны своим происхождением залежам каменной соли в недрах земли.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Пемза. (Слайд 10)

Учитель:

-Пемза - пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании кислых и средних лав.

Используется как заполнитель в легких бетонах , как добавка к цементам и извести. Применяется для шлифовки металла и дерева, полировки каменных изделий. Так же используется для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Янтарь. (Слайд 11)

Учитель:

-Янтарь - затвердевшая смола хвойных деревьев. Лучше всего остатки древних насекомых сохранились в янтаре. Из янтаря делают кольца, серьги, бусы и другие украшения. Наиболее значительные места распространения: побережье Балтийского моря, Румынии, Сицилия, Бирма.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Песок. (Слайд 12)

Учитель:

-Песок - осадочная горная порода.Широко используется в составе строительных материалов, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства, в дорожном строительстве.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

Глина. (Слайд 13)

Учитель:

-Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства.

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортном лечении.

(Ученики рассматривают через микроскоп)

5. Закрепление изученного.

Учитель:

Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как мы с вами, растения и животные. Мир камня древнее живого мира.

Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассматривали на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями. А есть камни, которые создал человек. Например, искусственные драгоценные камни, стекло. Их называют искусственными камнями. Не будем забывать, что полезные ископаемые исчерпаемы, в основном невозобновимы. Об этом помните всегда! Цените то, что у нас с вами есть.

6. Оценка работы учащихся Хозяйкой Медной горы.

Дарит книгу «Познания силы камня».

7. Домашнее задание.

Слайд 14 стр. 96-99 – пересказ, приготовить сообщение.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Какую цель мы ставили перед собой на занятии? Выполнили ли мы её? Оцените свою работу на занятии.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ