Конспект урока на тему «Весеннее путешествие в степь»
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
на тему:
«Весеннее путешествие в степь»
Образовательная область:
Познание (формирование целостной картины мира)
Возраст детей: Старшая группа.
Подготовила:
воспитатель IIкв. кат.
Хорошкина Т.Н.
Место проведения :Муз зал
МКДОУ д/с №10 п. Красное Эхо
Программное содержание:
Воспитывать у детей чувство симпатии к родной природе, развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации.
Развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно-следственных связей, грамотно строить предложения с союзом «потому что».
Закрепить представления детей о характерных признаках весны*,и систематизировать знания о пройденных природных зонах России; познакомиться с особенностями природных условий степи; опытным путём подтвердить невозможность роста деревьев в степи; развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
Демонстрационный материал и оборудование:
-Ковёр-самолёт;
-Картины природных зон (ледовая пустыня, тундра, тайга, смешанный лес, лиственный лес, степь.);
-Картины растительного и животного мира степи;
-Горшок с сухой землёй, сосуд с водой, лопатка, схема корневой системы дерева, куста и травы.
-Тканевые салфетки по количеству детей, батарея, пластиковый мешочек, схематическое изображение листочков дерева, куста и травы, и развёрнутых и свёрнутых салфеток.
План занятия.
1. Закрепление пройденного материала:
-Весна и её приметы.
-Природно-климатические зоны России.
2. Новый материал:
-Степь: климат, растительный и животный мир.
-Установление причинно-следственных связей для степи.
3. Закрепление нового материала в эксперименте:
-Постановка задачи,
- Опыт1 « Определение уровня промокания при поливе сухой почвы».
-Опыт2 « Определение скорости высыхания (испарения) влаги с листьев различной площади.»
-Формирование выводов.
Литература.
Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения №2 февраль 2009г.
Содержание деятельности
Этапы
Содержание
Время проведения
Процесс вовлечения
Дети сидят на ковре.
Воспитатель:
-На прошлом занятии и мы с вами отметили наступление весны и по календарю ( сегодня уже…марта), и по природно-климатическим показателям у нас в посёлке. В начале учебного года мы с вами начали путешествие по природным зонам России, тогда была осень. Но прервали путешествие на основании веских причин. Вспомните, каких?
Дети: Наступила зима . стало холодно, сугробы, снега, лёд, вьюга, возникла опасность заболеть, травмироваться в пути, животный и растительный мир «уснул» или притаился.
3 мин
Процесс планирования и целепологания
Воспитатель: А сегодня я предлагаю вам вновь продолжить путешествие. И на то есть причины, какие?
Дети: Наступила весна, стало тепло, одеваемся легче, двигаемся быстрее, меньше вероятность заболеть, травмироваться, животный и растительный мир просыпается, есть на что посмотреть в пути.
Воспитатель:
Мы с вами путешествовали на разных видах транспорта. Какой вы помните?
Дети:…автомобиль, самолёт, вертолёт, корабль, поезд.
1-2 мин
Процесс проектирования и планирования
Процесс проектирования
Воспитатель Но сегодня, чтобы быстро очутится там, где мы уже бывали, я предлагаю волшебный ковёр-самолёт, на который вам надо заслужить билет, отгадав весеннюю загадку. Вот только проблема, загадок у меня в 2 раза меньше, чем вас. Как быть?
(воспитатель подводит детей к тому, что отгадавший , может провести на ковёр-самолёт своего друга.)
Воспитатель:
-Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут её …..(Весна)
***
Растёт она вниз головою
Не летом растёт, а весною
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
* * *
К маме- речке я бегу
И молчать не могу.
Я ей сын родной,
А родился я весной (Ручей)
***
Первый вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится . хоть и маленький. ( Подснежник).
***
Один льёт, другой пьёт,
Третий зеленеет и растёт
(Дождь, земля, растение)
***
Был тугим он кулачком
А разжался-стал листом (Почка)
***
На шесте дворец из доски смолистой.
Там живёт певец самый голосистый.
(Скворечник, скворец)
***
Весной вырастают
Осенью опадают (Листья)
***
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка (Гнездо)
Отгадавший загадку, получает 2 билета, один билет отдаёт другу.(билеты в виде прямоугольных кусочков ткани)
Воспитатель: Ребята, теперь в тазике с водой помочите и отожмите свои «билеты». Тот кто отгадал загадку, пусть просто расправит его, тот кого взяли «бесплатно» пусть потрудиться и скатает билетик в плотную трубочку. ( Дети выполняют задание)
Воспитатель : А теперь положим все наши билетики на тёплую батарею- они нам в таком виде очень пригодятся. Я свою трубочку положу ещё в пластиковый мешочек.
(Пока дети выполняют задание , воспитатель расстилает небольшой коврик для путешествия. Дети занимают места.Вспоминается поговорка « В тесноте не в обиде».)
.
Природно-климатические зоны России.
(Дети сидят на ковре-самолёте).
Воспитатель: Посмотрите налево, что перед вами? (Воспитатель показывает пейзаж ледовой пустыни . Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Какие особенности климата, растительного и животного мира пустыни вы помните? (Дети отвечают на вопрос, аналогично предлагается узнать и описать следующие зоны:
-тундра
-тайга (хвойный лес)
-смешанный лес
-лиственный лес.
Воспитатель : Посмотрите вперёд! Что перед вами? (Воспитатель показывает пейзаж степи , где дети ещё «не бывали». Они не могут ответить на вопрос .)
Воспитатель: Тогда попробуйте ответить: На лес похож? Почему? На ледовую пустыню похоже? Почему? А на Тундру похоже? Чем?
Дети: Нет высоких деревьев, растительность травянистая, территория равнинная или холмистая.
Степь: климат, растительный и животный мир.
Воспитатель (рассказ ведётся с демонстрацией картинок) Вы все верно подметили и эта природная зона называется степью. Она сменяет зону лиственных лесов. Сначала изредка попадаются деревья- группами или по одному. Это переходная зона – лесостепь. А потом деревья растут только там, где их посадил человек и ухаживает за ними. Так же они встречаются по берегам рек и озёр, где достаточно влаги. Огромные равнинные или холмистые пространства занимают земли , на которых растут травы: многолетние, у которых зимуют луковицы или корневища; однолетние, у которых зимуют созревшие и осыпавшие семена.
Весенние и летние температуры здесь высоки. Но зимой морозы бывают до 20-30 градусов. А в сибирских степях до 40. Снежный покров зависит от количества выпавшего снега, но часто животные могут копытами разбивать его до самой земли и питаться засохшей травой. Весной влаги достаточно от тающего снега. Тогда степь представляет собой зелёный океан трав и цветов: пырей, чертополох. Тюльпаны, степные гиацинты, гусиный лук, ирисы, маки.
Но летом осадки редки и недостаток влаги и высокие температуры ведут к высыханию трав прямо на корню.
Обилие трав даёт возможность жить травоядным копытным животным. Раньше они паслись огромными стадами. Сегодня мы уже не встретим диких лошадей- торпанов, бизонов, туров. Совсем мало осталось сайгаков, косуль, оленей. На копытных охотятся шакалы, лисы, корсаки. Очень много здесь мелких грызунов, которые питаются травами и их семенами. А живут они в норках, спасаясь там от жары, мороза и хищников. Это суслики, байбаки, тушканчики, хомяки, мыши- полёвки. Встречаются зайцы, ежи.
Из птиц водятся куропатки, фазаны, дрозды, на которых могут охотится ястребы, обитающие на немногочисленных деревьях. Можно встретить черепах, ящериц, змей, многочисленны и разнообразны насекомые, вот так протекает жизнь в степи.
10 мин
10 мин
Процесс осуществления деятельности.
Физкультминутка.
Установление причинно-следственных связей для степи.
(Дети приходят за столы)
Воспитатель: ребята, а давайте спустимся с ковра-самолёта на землю и сядем за столы.
-ребята. мы не раз делали вывод. Что в природе всё взаимосвязано, в зависимости от климата растут соответствующие…
Дети: Растения
Воспитатель : В зависимости от произрастающих растений водятся соответствующие…
Дети : травоядные животные.
Воспитатель: В зависимости от имеющийся животной пищи, живут соответствующие…
Дети : Хищники.
Воспитатель: Для степи мы определили обилие трав и отсутствие деревьев, но может быть стоит просто посадить их как можно больше и пусть растут и разрастаются? Стоит ли это делать в степи?( Дети строят предположения, если будет выдвинута версия о том. Что деревья не выживут, т.к. они большие и им надо много воды, а в степи её мало, то можно приступить к опытно- экспериментальной части занятия. Если нет. То воспитатель сам предложит детям такой вариант, который можно подтвердить опытным путём).
Постановка задачи.
Воспитатель: Что нам нужно доказать в ходе опыта? Какова наша цель?
Дети : Деревья не могут расти в степи, т.к там мало влаги (воды).
Воспитатель: С чем будут наши опыты , каков их главный компонент?
Дети: Вода.
Опыт №1
«Определение уровня промокания почвы при поливе».
Воспитатель: Вода в степи проливается летом в виде…
Дети: Дождя.
Воспитатель: Она впитывается в…
Дети: Почву.
Воспитатель : После чего растения всасывают её с помощью…
Дети: Корней.
Воспитатель: Значит нам надо полить почву и посмотреть какие корни достанут эту воду. ( В горшок с сухой землёй выливается немного воды, т.к дожди в степи редкие и необильные. Вода впитывается, после этого земля раскапывается лопаткой, и дети определяют, насколько глубоко пропиталась земля. Земля пропиталась неглубоко.
Полив в виде дождя и промокание почвы дети зарисовывают на соответствующей схеме. Травам , кустам и деревьям подбираются, выполненные из ниток корневые системы, выбор аргументируется. Корневые системы дети также зарисовывают на соответствующей схеме).
Воспитатель: Какие корни имеют доступ к воде в степи?, если помнить, что корень всасывает воду окончанием своих корешков.
Дети: Это трава. Их корни короткие, находятся у поверхности почвы, где земля от дождя мокрая.
Корни трав смогут всосать дождевую воду. Корни деревьев и кустов большие, уходят глубоко в почву, куда дождевая вода не доходит. Корни кустов и деревьев не смогут всосать эту воду, поэтому засохнут без дополнительного искусственного полива. ( На основании выполненного опыта делается вывод: деревья не могут расти в степи).
Опыт №2
«Определение скорости испарения влаги с листьев различной площади»
Опыт проводится при помощи «билетиков» заготовленных в начале занятия. Развёрнутые «билетики» соответствуют листьям деревьев, свёрнутые – листьям трав. Салфетка воспитателя в пластиковом мешочке, изображает лист, который, покрыт восковым налётом.
Воспитатель: Вода не только впитывается, но и испаряется через…
Дети: Листья.
Воспитатель: Листья бывают разной…
Дети: формы, размера, толщины.
Воспитатель: На схеме соединим листья с соответствующей формой салфетки. Когда лист живой, он полон влаги, т.е воды. Вода постоянно испаряется с поверхности листьев Растения , с листьев которых вода испаряется быстрее, неэкономно расходуют воду. Значит надо взять наши листья- салфетки и посмотреть в каком они состоянии. Какие из них мокрые, т.е живые?
(Дети попарно берут свои салфетки и проверяют их на сухость, ощупывая развёрнутую и свёрнутую в трубочку салфетки , Расправленная салфетка оказывается почти высохшей, а трубочка сырая. Значит деревья испаряют влагу быстрее, чем травы. Травы лучше приспособлены к недостатку воды.
Салфетка воспитателя, изображавшая лист с восковым налётом остаётся совершенно мокрой. Растения с такими листьями ещё медленнее испаряют влагу и лучше приспособлены к недостатку воды. На основании проделанного опыта делается вывод: деревья не смогут расти в степи.
Общий вывод по итогам двух опытов:
Воспитатель: Деревья в степи не растут из-за недостатка влаги, их корням недоступна дождевая вода, их листья быстро испаряют, имеющуюся влагу. Травы в степи растут хорошо- их много численным коротким корешкам доступна дождевая вода, их узкие листья медленно испаряют имеющуюся влагу. А теперь давайте вернёмся домой.
Процесс рефлексия.
(Дети проходят на ковёр- самолёт.) Воспитатель : А пока летим, вспомним
- В какой новой природной зоне мы побывали?,
-Какие в степи климатические особенности?
-Что там растёт?
-Кто там живёт?
-Что нам подтвердил опыт с поливом сухой земли?
- Что нам подтвердил опыт с высушиванием салфеток?
-Какой вывод мы сделали относительно жизнеспособности деревьев в степи? Трав в степи?
Дети:…ответы..
Воспитатель: Молодцы! Запомните всё. Это нам поможет на следующем занятии при исследовании человеческой деятельности в степи.
Вот мы и дома.
2-3 мин

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ