Конспект урока на тему "Весенние изменения в неживой природе"

Тема: Весенние изменения в неживой природе

Задачи:

1. Продолжить изучение сезонных изменений в неживой природе.

2. Знакомство с понятиями «день весеннего равноденствия», «ледоход», «половодье».

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, навыков безопасного поведения при общении с природой ( таяние снега и льда).

Планируемые результаты:

Понимание детьми причин весеннего потепления.

Усвоение основных весенних природных явлений и даты весеннего равноденствия.

Оборудование:

Учебник 2 класса «Окружающий мир» Плешакова А. А., Рабочая тетрадь Плешакова А. А., Карточки с заданиями для каждой группы детей, картина Весны (в виде пазл – сколько рабочих групп , на столько частей и разделена картина), презентация, компьютер, проектор, экран, магниты.

Ход урока:

  1. Организационный момент (слайд 1)

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Тихо сели все учтиво

Мы с улыбочкой вздохнём

И урок тот час начнём!

- Сегодня в конце урока к нам придёт гостья. Её портрет мы составим вместе по фрагментам, которые вы получите за успешную работу в группах.

2. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что объединяет эти слова:

Зимобор, цветень, ранопашец

( Если дети затрудняются с ответом, можно предложить им следующих три слова:
Март, апрель, май и спросить, почему эти слова расположены рядом.)

- Давайте соотнесём название месяца с его народным названием.

( Март-зимобор,

Апрель-цветень,

Май-ранопашец.) Слайд 2.

- О чём рассказывают народные названия месяцев? (Народные названия месяцев отмечают, как просыпается природа от зимнего сна.)

- Итак, о каком времени года мы сегодня будем разговаривать? (О весне.)

- Весна – это название большой темы, которую мы начинаем сегодня изучать. Давайте вспомним, в какой последовательности мы знакомимся с временами года.

1) Явления в неживой природе.

2) Явления в живой природе.

3) Весенний труд.

4) Охрана здоровья людей.

( Сверяем алгоритм, составленный учащимися с алгоритмом на доске (слайд 3)).

- Почему явления в неживой природе изучаются в начале большой темы?

- Чему мы сейчас с вами учились? (Учились планировать свою деятельность.)

3.Изучение нового знания.

-Итак, какая тема будет главной сегодня на уроке. ( Весенние изменения в неживой природе.)

Слайд 4.

- Что мы относим к неживой природе? ( Солнце, небо, осадки.)

- Назовите весенние изменения в неживой природе. ( Таяние снега, ледоход, половодье…)

Физкультминутка

Работа в группах

- Сейчас мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

* Выбрать лидера, который будет отвечать за работу в группе.

* Слушаем и слышим друг друга.

* Работаем вполголоса.

* Выбрать человека, который представит результат работы в группе.(Слайд 5.)

(Правила работы раздаются группам в виде памятки.)

- Каждая группа будет работать со своим заданием. На работу вам даётся 7 минут.



1-я группа: Ответить на вопросы, пользуясь рабочей тетрадью (с.34 №1):

- Назовите главную примету весны.

- От чего зависит потепление?

( Потепление зависит от наклона оси вращения Земли и положения Солнца над линией горизонта.)

2-я группа:

  1. Какая река протекает в нашем городе?

  2. Что происходит с рекой весной?

  3. Как происходит это природное явление?

(При проверке задаём вопросы:

- Вы наблюдали это явление в природе?

- Какое впечатление оно на вас произвело?)

3-я группа:

- Пользуясь учебником на с.63, найдите ответ на вопрос что такое половодье.



4-я группа:

- Подумайте, почему снег раньше тает в городе, чем за городом?

Прослушивание ответов групп.

Учащиеся разных групп задают вопросы и анализируют ответы друг друга.

Ответы разных групп сопровождаются слайдами 6, 7, 8.

За выступления детям даются фрагменты картины с образом Весны.

-А теперь дайте ответ на такой вопрос: могут ли весенние изменения в неживой природе быть опасными для людей? ( Слайд 10: опасны сосульки, половодье, ледоход. Вспомнить про затопление Ленска. Показать возможность спастись от падающего с крыши снега и сосульки, встав как можно плотнее прижавшись к дому.)

- Давайте подведём итог, для чего мы использовали работу в группах? (Учились слушать и понимать друг друга, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.)

- Чья работа нам сегодня особенно помогла?

4. Первичное закрепление.

- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай явление»:

1) Уж тает снег,

Бегут ручьи,

В окно повеяло весною… ( Таяние снега.)

2) Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга. ( Половодье.)

3)Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд

Будто раскололи. ( Ледоход.)



- Бывают ли весной особенные дни?

(14 марта - день святой Евдокии- в этот день на Руси начинался новый год. Русские люди верили, что Бог поручил святой Евдокии воскресить Землю от зимнего сна – смерти и дал ключи от вешних вод.

21 марта – день весеннего равноденствия - когда день равен ночи. После этого дня ночи становятся короче, а дни длиннее. )



5. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня мы замечательно поработали: учились планировать свою деятельность, работать с информацией, работать в группе. Каждая группа заработала фрагмент портрета нашей гостьи. Давайте посмотрим на этот портрет. Слайд 11.

- Кто это? ( Весна.) По каким приметам вы догадались?

- Давайте попробуем оценить вашу работу. Выберите нужный цветок и украсьте портрет нашей героини. ( Красный цветок – всё получилось,

Жёлтый – не всё было легко, но я справился,

Белый – мне было трудно, нужна помощь.)

Слайд 12.

6. Домашнее задание.( Слайд 13.)

* Подготовить рисунок «Приметы весны».

* Приготовить сообщение об одном из весенних цветков.



Если на уроке остаётся время, можно предложить детям выполнить тест и проверить у самих себя степень овладения новым материалом. (Слайд 14.)



Тест:

1 – она не изменяется

2 – она повышается

3 – она понижается

2) Изменяется ли внешний вид снега с наступлением весны?

1 – да, он стал серым, грязным, набухшим

2 – нет

3 – да, он стал мягким, пушистым

3) Выпадают ли осадки весной?

1 – нет

2 – да, но только дождь

3 – да, весной часто идёт дождь, а иногда выпадает снег

4) Что происходит в почвой с наступлением весны?

1 – сразу и повсюду оттаивает

2 – оттаивает постепенно

3 – остаётся твёрдой

5) Что происходит раньше ледоход или половодье?

1 – ледоход и половодье бывают одновременно

2 – раньше проходит ледоход

3 – она понижается

























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ