Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Экологическая система»

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Экологическая система»

Цель урока: Изучение взаимосвязей живых организмов в экосистеме. компоненты экосистемы и их роль в экосистеме.


Задачи урока:

1. Научиться составлять цепи питания.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения

3. Формировать экологическую культуру через понимание взаимосвязи живых организмов.


Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Захожу с глобусом

- Добрый день, юные мыслители! Сегодня урок у вас проведу я. Зовут меня Наталья Михайловна, я учитель Гимназии №1.

- Весь огромный мир, вокруг нас, над нами и под нами. И этот мир в данный момент уместился у меня на ладонях, он полон неизведанных тайн.

- И сегодня одну из тайн попробуем разгадать. ПОСТАВИТЬ ГЛОБУС

- А какой урок в школе большей степени посвящён таким открытиям и тайнам? (Окружающий мир)

- Я надеюсь, что вы будете внимательными, любознательными и терпеливыми.

- Тогда давайте начнём!

- Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно – важная для всего живого на нашей планете.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию закона природы, и многие из вас по- иному посмотрят на окружающий вас мир. К ГЛОБУСУ

2. Мотивация и целеполагание

- Опорными словами нашего урока будут 2 слова: ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА (СЛАЙД)

- Найдите определение в толковых словарях ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

- Кому доверяете найти информацию в словаре?

- А остальные подумайте и обсудите в паре, как вы понимаете это понятие?

- У кого есть варианты! Как считает ваша пара, ваша….

- А теперь послушаем определение из толкового словаря!

- Что же такое экология? (зачитывают) СЛАЙД определение

- Что такое система? ВАШИ ВАРИАНТЫ (зачитывают) СЛАЙД определение

- Подберите однокоренные слова к слову ЭКОЛОГИЯ какая (экологическая).

- А как можно связать слова «Экология и Система» (Экологическая система)

-или сокращённо ЭКОСИСТЕМА (как два равнозначных слова) НА ДОСКУ

- Это и будет темой нашего урока

- Глазки закройте и подумайте, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей узнать, определить, расширить кругозор)

- Хорошо! Займёмся исследованием!

- Для того, чтобы узнать, Что такое экосистема, Давайте проверим достаточно ли вам знаний.

3. Изучение нового материала

- Игра «Верно ли, что….» СЛАЙД

- У каждого из вас на столах есть ПУЛЬТ.

- Если вы считаете, что утверждение верно, нажмите +, если вы не согласны – нажмите -.

«Верно ли, что В природе всё взаимосвязано. (проголосуйте) (ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ – мнение единое)

«Верно ли, что У каждого живого организма есть своё место обитание.

«Верно ли, что Животные помогают растениям.

«Верно ли, что Гусеница имеет отношение к ястребу. (проблема)

- Ваши мнения разошлись.

- Чтобы мнения были единые. ВЕРНЁМСЯ и Начнём с последнего утверждения! СЛАЙД

- Вам интересно узнать, какое отношение гусеница имеет к ястребу?


- Чтобы ответить на эти утверждения, что нам поможет? (- свой опыт, познавательные наблюдения, учитель...)

- У вас на столах лежат карточки.

- Поработайте в паре.

-Помните о правилах работы в паре. (или уже группы)

- Ваша задача: Расположите картинки в таком порядке, чтобы получилась цепочка взаимосвязей живых организмов. (пройтись по классу)

- Давайте проверим!

- 1 пару, 2 пару, 3 пару приглашаю к документкамере.

- Давайте сравним ваши цепочки.

- Объясните почему вы составили такую последовательность.

- У кого также?

- Совершенно верно!

- А кто знает, как называется эта последовательность? (Пищевые связи) СЛАЙД

Различные животные и растения объединены ПИЩЕВЫМИ СВЯЗЯМИ. Поэтому их не надо кормить. Растения без животных и животные без растений не могут обходиться. Они живут там, где находят достаточно пищи.

- Называется эта цепочка ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ.


- Прежде чем продолжить работу дальше, давайте немного взбодримся, но будьте внимательны, чтобы продолжить мою мысль про………(пищевые связи)

- Мои первоклассники прислали вам видеоролик в подарок.

ФИЗМИНУТКА (Видеоролик)

- Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)

- Следующее утверждение в котором были разногласия. ??? СЛАЙД С УТВЕРЖДЕНИЕМ МЕСТО ОБИТАНИЯ. (несколько СЛАЙДов, кто, где живёт, что такое место обитания) (белый медведь, летний период, линька……

- Место обитания живых организмов – там, где они живут. Каждый живёт, где ему хорошо, где есть все условия для жизни.

- А теперь давайте проверим, как вы знаете места обитания животных.

- Поиграем в ЭКО - ЛОТО

- И вам предстоит сейчас поработать в группах. (перейти в группы)

- Перед вами бейджики:

-2 почемучки, вы будете работать с информацией, задавать вопросы другой группе, интересующие впо т внимательно слушать выступление спрашивать. Оратор – выступающий, который должен представить результат работы группы. Лаборант – ваша задача – выполнять практическую работу. Организатор - капитан, старший в группе, организует и налаживает работу всей группы. Эксперт, который попробует оценить работу друг друга, по заданному вопросу.

- Обсудите в группе и распределите роли.

- Для каждого участника группы есть подсказка. (Ваша подсказка, ваша подсказка выдаю всем!!!)

- Я с вашего разрешения возьму на себя роль консультанта, и при необходимости буду помогать вам.


- Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)

- Итак, Эко – лото!

- Каждой группе выдан набор карточек с изображением животных и растений и клей.

- Ваша задача: Заселить животных и растений в своё место обитания.

- Давайте договоримся о времени выполнения.

- Итак, время выполнения 2 мин.

- Приступаем! (Для оратора дать подсказку для выступления с опорными словами)

(Мы считаем, это ??? (а определение дальше) экосистема называется … ,

Созданы условия для жизни (кого) ……., …., …., потому что………..

А для животного ……….. не созданы условия, потому что это не его место обитания, здесь он может погибнуть. СЛОВА для справок: свет, тепло, защита, пища)

1 гр. ЛЕС (формат А4 – картинка) заяц, лиса, бурый медведь, белый медведь. Берёза, кустарник, сосна, роза.

2 гр. ЛУГ бабочка, стрекоза, шмель, волк. Василёк, клевер, ромашка, дерево.

3гр. МОРЕ дельфины, киты, осьминоги, щука. Водоросли, ракушки, мох, камыш.

4 гр. ОЗЕРО

- Давайте проверим на Докумекамере, что у вас получилось.

- Каждая группа представит результат своей работы.

- ОРАТОРы готовы! (есть подсказка) Вам слово. 1 ГРУППА

- Почему расселили таким образом.

- Остальные группы согласны?

- Эксперт 1 группы Как вы оцениваете работу своей группы! (по подсказке)

- А теперь я передаю слово оратору последней группы.

- Спасибо за работу! Вы отлично с ней справились!

- А теперь подведём итог нашей работы.

- Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: СЛАЙД тепло ( щелчок), свет (щелчок) , защита от врагов(щелчок), пища (щелчок) Это и есть место обитания. (щелчок)

- Следующее утверждение СЛАЙД - ВСЁ ли в природе взаимосвязано.

- Что мы с вами уже знаем? Какие тайны разгадали? (ответы детей) СУНДУК СЛАЙД

- 1 тайна: Животные и растения объединены Пищевыми связями.

- 2 тайна: - Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни. Это и есть его место обитания.

- А теперь, используя подсказку (рассыпанные слова), составьте определение. ЧТО ТАКОЕ ЭКОСИСТЕМА?

- Зачитайте свои варианты. СЛАЙД (Экосистема – это….)

- Совпадает ваше определение. Поднимите руку.

- Теперь вы знаете, что такое экосистема?

- Есть экосистемы, которые созданы природой: лес, луг, море, озеро (ПОКАЗАТЬ ИХ КАРТИНКИ И НА ДОСКУ) под темой

- А есть, которые созданы руками человека.

- Такой искусственной экосистемой является АКВАРИУМ (ПОКАЗАТЬ)

- Мы будем моделировать экосистему.

- Сейчас вы будете настоящими АКВАРИУМИСТАМИ

- Кто такие аквариумисты, найдите информацию в словаре.

- Не нашли!, а где ещё можно найти информацию. (В интернете)

- Давайте обратимся к интернету. СЛАЙД - ИНТЕРНЕТ

- Зачитайте!

- Каждой группе выдаётся аквариум и компоненты (набор для создания) экологической системы.

- Вам необходимо обсудить и договориться, что вы разместите в своём аквариуме.

4 прозрачных аквариума

Водоросли

Камешки, Ракушки

Рыбки

Лишнее (змейки)

- Пользуясь компонентами, смоделируйте аквариум!

- Давайте договоримся о времени. Итак, на выполнения заданий 3 мин.

- Приступаем.

Пока группы моделируют экосистему, почемучки могут подойти и рассмотреть аквариум, чтобы дать совет группе.

- Готовы! Представьте модель экосистемы.

- Слово оратору группы.

(карточки)

- Мы смоделировали экологическую систему ……… (аквариум)

- Компонентами экологической системы являются …………водоросли, камешки, ракушки, рыбки).

- Для этой экологической системы необходимо ……….(не хватает воды, света, кислорода --- А как это можно сделать?

- А это задание домой почемучкам!!!

- Отлично справились с работой!

- А кто у вас остался не заселён?

- Вспомните, что такое экосистема? (СЛАЙД) (Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют ЭКОСИСТЕМУ).

- Почему, змейки. (Это не их место обитания)

- МОЛОДЦЫ!


РЕФЛЕКСИЯ

- Наше урок подходит к концу.

- А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги ваша ладошка. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте. (СЛАЙД)

Большой – для меня тема была важной и интересной – синим.

Указательный – узнал много нового – желтым.

Средний – мне было трудно – фиолетовым.

Безымянный – мне было комфортно – зеленым.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – красным.

- Оценить себя!

- Покажите?

- А теперь я предлагаю разместить свои ладошки на глобусе (ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСКА) (МУЗЫКА)


- Глядя на ладошки, можем сделать вывод, что УРОК прошёл плодотворно.

- Мы хорошо потрудились и справились с нашей работой.

- Мне было приятно с вами работать.

- Пусть эта эмблема останется у вас и символизирует ваше стремление,

желание к раскрытию тайн природы.

- В заключение нашего урока, я хочу подарить вам БИЛЕТ (показать) в детский – эколого – биологический центр, где вы познакомитесь с увлекательными животными разных экосистем. И пусть этот поход напоминает вам о нашей встрече.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Давайте запишем домашнее задание. (СЛАЙД)

1) Прочитать в учебнике стр. 4-5

2) Творческое задание на выбор:

1. Составить пищевые связи

2. Нарисовать экосистему и заселить живых организмов

- Я благодарю вас за эмоции, за ответы, которые вы нам дарили.

- Спасибо вам большое!

- Урок окончен!


- На перемене вы можете покормить рыбок, рассмотреть их, по фотографироваться!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ