Конспект урока на тему «Животные леса»
Автор: Кауфман Анжелика Олеговна
Место работы: МОУ г. Мурманска СОШ №20
Должность: учитель начальных классов
Дополнительные сведения:
урок окружающего мира для 2 класса
по теме:
«Животные леса»
Конспект урока
с использованием информационно - коммуникационных технологий
(ИКТ)
Предмет: окружающий мир, урок изучения нового материала.
Тема: «Животные леса»
Продолжительность: 1 урок 45 минут.
Класс:2.
Технологии: использование ПК, интерактивного оборудования SMART Вoard, программного обеспечения Word, Power Point, Internet.
Аннотация:
При планировании урока были учтены особенности построения курса « Окружающий мир» (УМК «Начальная школа ХХI века»), но может быть использован и при проведении уроков окружающего мира других УМК (н-р «Школа России»)
Урок «Животные леса» входит в программную тему « Мы - жители Земли» и посвящён животным- обитателям леса.
На предыдущих уроках программный материал формировал представление учащихся о том, что лес - многоэтажный дом, а животные-живые существа (они по-разному передвигаются, питаются, строят жилище и воспитывают потомство)
Дети научились различать деревья, кустарники, травы. Это подготовило учеников к восприятию программного материала данного урока, так как животные обитают на всех ярусах, различаются по типу питания. На сегодняшнем уроке речь пойдёт лишь о представителях трёх групп обитателей леса: зверях, птицах, насекомых.
На следующих уроках продолжится формирование представлений учащихся о животных леса.
Тема следующего урока: «Подземные жители», на котором разговор пойдёт о подземном жителе-кроте и ужином семействе.
Содержание урока будет способствовать развитию интереса к учению, отбор материала строила на принципе доступности и научности
Активное участие каждого школьника будет обеспечено разными формами заданий на каждом этапе урока (дифференцированные задания, работа в группах, работа с учебником и тетрадью, диалог).
Для реализации обучающих целей использую:
-включение разнообразных методов и приёмов обучения (наблюдение, сравнение, классификация, группировка, «нарастание» знаний),
-оптимальное техническое оснащение (компьютер, интерактивное оборудование SMART Вoard)
- совместную деятельность учителя и детей, работу в группах, в парах,
-методы изучения младшими школьниками окружающего мира (использование разных ощущений: прослушивание звуков леса, тактильное общение с чучелами животных, которое позволит ученикам дать более полную характеристику объектов;
использование научно-познавательной литературы как индивидуальное задание для сильных учащихся, дидактической игры « Угадай животное»)
Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, чучела зверя (заяц), птицы, насекомых; книга К.Чуковского «Путаница», толковый словарь Ожегова, раздаточный материал (карточки, памятки исследователя), карточки на доску (появляются по ходу урока), картинки с животными, предупреждающие знаки, ёжик (если получится, то живой), ПК, интерактивное оборудование SMART Вoard.
Практическая реализация:
Отзывы коллег:
Урок эмоциональный, доминирует атмосфера доброжелательности и активного творческого труда
Применение ИКТ позволило Анжелике Олеговне разнообразить формы деятельности на уроке. Сопровождение урока презентацией дополняет объяснение учителя. Используется ИКТ на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. Работа на уроке стала живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.
Уникальная процедура — тактильное взаимодействие, является одним из самых естественных способов взаимодействия человека с окружающей средой. Учитель умело использует этот приём на уроке.
Грамотно продумана организация учебной работы на уроке: сочетание разных форм работы (индивидуальная, групповая, фронтальная); чередование разных видов деятельности учащихся, в целях снижения перегрузок учащихся. Учитель использует различные методы обучения: информационно-коммуникационные технологии, словесные, наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала), проблемно – поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу), индуктивный метод (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения), методы контроля и самоконтроля (рефлексии).
Желаем приятных впечатлений от урока.
Конспект урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята!
- Где мы сейчас очутились?
Мы в лесном доме, жители которого умеют строить жилище, делать запасы на зиму, охотиться; одни поют, другие воют, третьи пищат, кричат
Кто они жители лесного дома?
- Обитатели леса приглашают нас в гости. Навестим их?
- Тогда попробуйте самостоятельно определить тему нашего сегодняшнего урока
-Давайте прислушаемся. О чём они говорят?
-Ребята! А я услышала, что они чем-то обеспокоены, просят помощи, даже отправили нам послание
-Что вас удивило?
- Нам весело, а животным?
-О чём хотят попросить нас животные?
- Давайте подумаем, что получится, если всё оставить на своих местах?
- Ребята, а в каком литературном произведении вы уже встречались с путаницей у зверей?
-Поможем животным навести порядок?
-Давайте вспомним, что вы уже знаете о лесе и его обитателях
- Зачем нужно это вспомнить?
-Какие знания нам необходимо приобрести? Сформулируйте сами цель нашего урока
- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом, погостим у его жителей, научимся распознавать их и сравнивать, сделаем научные выводы
2. Повторение ярусности леса, видов жилища и питания животных
-Вспомним, какие в лесу ярусы, виды жилища и питания животных
Выполните задание на цветных карточках.
На эту работу даю вам 3 минуты
-Вопрос к ребятам, выполнявшим задание на жёлтой карточке
-Какие этажи леса вы знаете?
-Как вы распределили растения по ярусам?
-Ребята, чьё задание на красной карточке
Где заботливые родители-животные спрятали своих малышей?
-Зачем нужно прятать детёнышей?
-Тогда спросим у ребят, трудившихся по зелёной карточке
Какую пищу, вы предложили животным?
-А лягушку кому можно предложить?
-Что ещё можно предложить медведю? (он всеядный: ягоды, корешки, рыбу, мясо мелких животных, может и на крупных напасть, если очень голодный)
-Если вам интересно больше узнать о медведе - есть замечательный научный фильм (показать)
- Что служит пищей животных?
-На какие группы можно разделить животных по способу питания?
Подведём итог. Что мы вспомнили о жителях леса?
Зачем нам эти знания?
-Вы, слышите, нам птички песенку поют….
Физминутка
3. Выделение животных по группам (по внешним признакам)
- Разных видов животных на Земле так много, что если составить их список, то получится толстая книга. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением животных
Я попросила ….перед уроком найти в Толковом словаре Ожегова как называется эта наука
Что ты узнал?
Специалистов по зоологии называют зоологи
-Учёные-зоологи выделяют много групп животных,
но поговорим сегодня только о некоторых обитателях леса, с остальными более подробно вы познакомитесь на следующих уроках
-Сейчас как учёные-зоологи вы будете исследовать чучела животных. Для работы объединитесь в группы. Воспользуйтесь памяткой.
-На что обратили внимание?
-Ребята, может быть вы сами назовёте, как называются животные, чьё тело покрыто перьями?
Шерстью?
-Зверей ребята, ещё называют млекопитающими, так как они выкармливают своих малышей молоком
У кого 6 ног?
Учёные, которые изучают птиц, называются - орнитологи
Учёные, изучающие насекомых - энтомологи
Все эти понятия вы также можете найти в словаре Ожегова
-Подведём итог. О каких группах животных леса вы узнали?
Проверим
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, хлопните в ладоши!
-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
-Прилетели птицы: голуби, куницы
-Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, комары, кукушки.
-А больше узнать о разных животных вы сможете из дополнительной литературы
4. Закрепление изученного материала
-А теперь докажите, что вы хорошо запомнили признаки животных и умеете отличать их друг от друга
-Я попрошу … выбрать четверых ребят и приготовить для класса задание «Угадай животное»
Для вас на столе дополнительная научно-познавательная литература
о животных
-А остальные ребята поработают с учебником и тетрадью
Внимательно прочитайте рассказ о белке и бурундуке на странице 107 и выполните задание № 78 в тетради
- Что интересного узнали о белке и бурундуке?
- Чем белка отличается от бурундука?
- Что интересного узнали?
- Чем отличаются животные друг от друга?
-Угадайте животное (диалог, подготовленный группой ребят)
-Угадали? А что узнали нового об этих животных?
5. Ответ на послание животных
-Теперь мы готовы ответить на электронное письмо лесных жителей?
- Что мы для этого сделали?
-Вернёмся к письму
-Что нужно изменить?
-Кого не должно быть в лесу?
-Почему?
-Каждому животному есть в лесу своё место, которое определила ему
сама природа
- Подумайте, кто мог стать причиной путаницы?
Почему?
-Могут люди вести себя в лесу так, как им захочется?
-Вот наш ответ
6. Итог. Рефлексия.
-Достигли ли мы целей, поставленных на урок?
-Какие маленькие открытия вы сделали?
-Теперь оцените свою работу.
-Перед вами дерево знаний. Прикрепите к веточкам 3 листика, если на уроке вы работали активно, ваши мнения совпадали с научными фактами
2 листика, если вы выполняли работу на уроке правильно, но медленно
1- если вы трудились на уроке, но можете быть активнее
-Покажите, какое дерево знаний выросло у вас?
7. Домашнее задание
-Разгадать кроссворд. Каждому ряду часть кроссворда. На следующем уроке мы будем заполнять его при помощи интерактивной доски
-Подготовьте, сообщение о лесном звере ребята 1 ряда, о птице-2, о насекомом-3
-Воспользуйтесь дополнительной литературой, информацией Интернет, нарисуйте это животное. (Можно подготовить презентацию)
-Благодарю вас за работу. Заберите знания, полученные на уроке.
Похлопайте себе за работу.
Урок окончен. Спасибо!
Звучит «лес» (запись голосов птиц)
В лесу Слайд №1
Животные
«Животные леса»
(открываю тему)
Слайд №2
Слайд №3
Беспорядок в лесу,
Путаница
Им грустно
Навести порядок
Слайд№4
Лес не сможет существовать, потому что медведь не может жить на дереве, лиса в дупле…
К.И.Чуковский «Путаница»
Лес - многоэтажный дом
Животные передвигаются по-разному
Животные питаются по-разному,
Животные строят жилище и воспитывают своё потомство
на доску карточки:
Ярусы
Жилище
Пища
Каждому своё место в лесу
Какие именно животные живут в лесу
Как они выглядят
на доску карточки:
Группы
Признаки
Разноуровневое задание
(Приложение рис №1)
Слайды №5-8
на доску карточки:
Деревья
Кустарники
Травы
В этом задании есть ошибка! Грибы не растения, они составляют отдельное царство
Лиса в норе, белка в дупле, птица в гнезде
на доску карточки:
Нора
Дупло
Гнездо
Берлога
А корова лишняя, она- домашнее животное!
Чтобы они не стали пищей для других, хищных животных
Лягушке - комара…
Бабочка осталась без пищи. Мы не знаем, что ему предложить
(пыльцу, нектар)
Слайд №9
на доску карточки:
Растения
Плоды
Животные
Насекомые
Слайд№10(группы животных по способу питания)
Чтобы помочь животным навести порядок
Зоология (ребёнок озвучивает)
на доску карточку:
Зоологи
Слайд №11
Исследование чучел
насекомых, птиц, зверей
(на столе памятка исследователя) (приложение рис.№2)
У наших животных тело покрыто шерстью,…у наших есть перья и крылья
…а мы обнаружили 6 лапок и у некоторых тоже есть крылья
на доску карточки:
Шерсть
Крылья, перья,
6 ног, крылья
Слайды №12-14
на доску карточки:
Птицы
Звери Млекопитающие
Насекомые
на доску карточки:
Орнитологи
Энтомологи
Слайд №15
Книги на выставку
Дети садятся за отдельный стол и готовят диалоги «Встретились в лесу»
Показать
На доску картинки с угаданными животными
Вспомнили,…
Узнали…
Научились…
Слайд№16
Динозавра
Люди
На доску:
Предупреждающие знаки
Слайд №17-18
Физминутка
Вы слышите, нам птички песенку поют и предлагают отдохнуть
Давайте встанем из-за парт и на минуточку представим, что мы в лесу…
(потянулись, глубоко вдохнули)
Нас приветствуют высокие деревья, шелестят листвой…
( вытянули руки, пошевелили пальчиками)
Мы идём, любуясь леса красотой..
И, вдруг, мы слышим из-под ног: «Стой, стой!»
Наклоняемся и видим, копошится под листвой маленький, проворный ёжик…
(достаю ёжика, показываю детям)
Помашем мы ему рукой
И скажем: «До свидания!»
Вернёмся мы назад, за парту сядем и продолжим исследования в мире знаний…
Автор: Кауфман Анжелика Олеговна

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ