конспект урока на тему "Жизнь леса"


Урок 28. Жизнь леса

Цели:

-сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе;

-ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Формируемые УУД:

-познавательные - умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи зависимости между живой и неживой природой;

-коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

- регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

- личностные - проявлять положительное отношение к учению.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, атласы - определители; презентация «Жизнь леса», раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, картинки, фотографии растений смешанного леса, клей


Ход урока

  1. Организационный момент

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придет успех!

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу!

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания

- Какие типы почв в нашем крае? Дайте им характеристику


  1. Тест «Почвы нашего края». (См. приложение №1)

  2. Задание на карточке. (См. приложение №2)-дополнительно


  1. Работа в парах

Давайте проверим, как вы выполнили тест. (Взаимопрверка)



3.Самоопределение к деятельности


- О чем идет речь в загадке?

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

- Почему назван городом?

- О чем будем говорить на уроке?

Прочитайте тему урока: «Жизнь леса» Слайд №1


Слайд №2

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

И.Никитин


- Чтобы вам хотелось узнать по этой теме?

(Дети задают вопросы)

- На некоторые из этих вопросов мы ответим сегодня на уроке:

1.Что такое лес?

2. Что растет в лесу?

3. Кто живет в лесу?

4. Какую роль в жизни леса играют грибы?

5. Какие живые организмы способствуют образованию перегноя в почве?

( Вопросы написаны на доске)


4.Открытие новых знаний.

-Сегодня мы не только узнаем, что растет и кто живет в лесу, но и построим макет леса.

1) - Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит.

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Какие зоны лесов вы знаете?

Тайга Смешанный лес Лиственный лес

- Нам нужно определить, как называется лесная зона нашего края.

Для этого вспомним, какие

1ряд – деревья,

2ряд – кустарники,

3ряд-кустарнички и травы встречаются в нашем лесу.

(Дети выбирают картинку и ищут название в атласе определителе)




Слайд №3

Все растения , образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. Некоторые леса имеют 4, 5 и даже больше ярусов.

Слайд №4

-Замечал ли ты в лесу этажи?

1. Деревья

2. Кустарники

3.Кустарнички и травы

4. Мхи и лишайники


Работа в парах – выбранную картинку приклеить на таблицу


Вывод: В нашем краю смешанный лес.

- И так, что обязательно есть в лесу?

РАСТЕНИЯ


2) - Можно ли сказать, что мы узнали, что такое лес и построили модель леса?

Найдите ответ, прочитав 1-ый абзац с. 164

Вывод: Лес- это сложное единство живой и неживой природы.

-Кто живет в лесу?

Слайд №5

Весь лес – от верхушки до земли – заселен животными. Но животных в лесу меньше, чем растений. Лес для животных является домом.

- Почему лес для них является родным домом?

Вывод: Лес заселен животными

ЖИВОТНЫЕ

Слайд №6

М.М.Пришвин писал: « У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях-в самом низу; разные птички вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы- еще выше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы. Каждая порода живет непременно в своем этаже»

Слайд №7


- Мы тоже заселим наш лес. В нашем лесу будут жить не только птицы, но и другие животные.

Работа в парах – выбранную картинку приклеить на таблицу




5.Физкульминутка


Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал


6. Первичное закрепление


-Почему убежал ежик, когда появилась лиса?

Вывод: Растения и животные тесно связаны между собой


Слайд №8 – составить цепи питания, которые складываются в лесу.

Слайд №9 – проверка

-Кто составил такую же цепь питания и т. д.

- У кого другие цепи питания?


7. Работа по новой теме

Слайд №10


  1. Отгадайте загадку

Стояли мы на крепкой ножке,

А теперь лежим в лукошке.

- Все ли грибы съедобные?

- Какие еще съедобные грибы знаете?

- Что нужно делать, если вы встретили незнакомый гриб?

Вспомним «золотое» правило грибника: «Не знаешь – не бери!»

Слайд №11

-Нужны ли лесу грибы?

Ответ найдите в учебнике на стр. 164. ( Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей)

ГРИБЫ

Вывод: грибы в лесу необходимы. (Приклеить выбранную картинку.)


  1. 1)- Какие еще живые организмы необходимы лесу?

Текст с. 168

БАКТЕРИИ

2) - Какую роль играют бактерии?

Можем ли мы их поместить на макете?


3) - Что такое лесная подстилка?


  1. 1)– Могут ли эти живые организмы существовать друг без друга?

- Что они составляют, если они тесно связаны между собой?

Найдите ответ на стр. 164

СООБЩЕСТВО

-Как вы понимаете слово сообщество?

-Встречалось ли вам это слово раньше?

-Каким словом, близким по значению, можно заменить?

2)Прочитать по цепочке часть текста на стр. 165

- От чего и как еще зависит жизнь лесного сообщества?


  1. Обсудим! С. 168

Какие нарушения экологических связей могут произойти по вине человека? К чему это приведет? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?


  1. Работа с мини-проектом «Модель леса»H:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (5)\100_PANA\P1000733.JPG

-Понравился вам лес, который создали мы?

-Что можете сделать вы, чтобы его сохранить?


8. Подведение итогов урока

-С каким природным сообществом познакомились?

- Почему лес можно назвать сообществом?

- Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Слайд №12« Подведем итоги»


9. Рефлексия

Составить синквейн

Лес

Смешанный, густой

Растет, шумит, дышит

Берегите лес родного края

Сообщество

10.Д.з. и оценка деятельности

Составить рассказ по плану с. 165, Р.т. с.76-77№2,3


Слайд № 13 «Оцените свою работу на уроке»

Солнышко- я работал хорошо, мне все было интересно

Солнышко с тучкой – мне было трудно, но я старался

Тучка – мне было неинтересно, я скучал

Оценка работы учителем


Слайд №14 «Спасибо за работу»

















  1. Характерные почвы нашего края:

а) чернозёмы в) тундровые

б) подзолистые г) серые лесные


  1. Чернозёмные почвы преобладают:

а) тундре в) степях

б) в лесной зоне г) в пустынях


  1. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка в) глины

б) перегноя г) солей


  1. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода в) камни

б) воздух г) соли


  1. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуются:

а) песок в) перегной

б) глина г) ил

  1. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух;

г) камни, удобрения, грязь


  1. Для защиты почвы в полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения;

г) прекратить сельскохозяйственную деятельность


  1. Один сантиметр в почве образуется за:

а) 100-150 лет в) 250-300 лет

б) 5-10 лет г) 1-2 года


  1. Какое из высказываний верно?

а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г) почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки насекомых, бактерии




Ответы:


Приложение №2

Найди ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.




Найди ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.



Найди ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.



Найди ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.



Найди ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ