Конспект урока окружающего мира «Экосистема поля»
Конспект урока окружающего мира «Экосистема поля»
Цель: создать условие для учебной деятельности, в процессе которой будет происходить формирование знаний у учащихся об экосистеме поля.
Задачи:
Образовательная:
- создать условия для формирования у учащихся понятия поле как природное сообщество.
2. Развивающие:
- развивать умение распознавать поле среди других сообществ
- создать условия для формирования умения анализировать особенности объектов поля (растений, животных)
- создать условия для формирования умений устанавливать взаимосвязи между «профессиями» на поле
3. Воспитательная:
- на основе осознания значимости каждого компонента данного сообщества формировать бережное отношение к ним и рациональное использование полей в с/х Пермского края
УУД:
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке
- осуществлять самоконтроль
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Познавательные:
- выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов
- устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- формулировать вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Оборудование и материалы:
Презентация
Карточки с отличительными особенностями поля
Пшеничный и ржаной хлеб, хлопок, масло и крахмал.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Доска
I Мотивация к учебной деятельности
- Кто сегодня на урок пришел с хорошим настроением?
- Кто хотел бы узнать на уроке что-то новое, быть успешным?
- С хорошим настроением, с желанием познавать мир начнем наш урок.
Поднимают руки
II Актуализация опорных знаний
- О чем вы узнали на прошлом уроке?
- Что такое экосистема?
- Какие профессии необходимы для поддержания круговорота веществ?
- Какие экосистемы вы знаете?
- Найдите их на картинках.
- Сегодня мы узнаем еще об одной экосистеме. А, о какой, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Вариант1: Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать
Укладывать в мешок
Вариант2: В долг зерно возьмет –
Каравай вернет.
- О какой экосистеме мы сегодня узнаем?
- Найдите поле среди этих картинок.
- об экосистеме леса
- Экосистема – это единство живых организмов и их среды обитания, в котором организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
- Производители (кормильцы), потребители (едоки), разрушители (мусорщики)
- Экосистемы озера, болота, луга, леса.
Называют номер картинки и называют экосистему.
- Экосистеме поля
Делают разный выбор
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
III Постановка учебной задачи
- Почему у нас получились разные ответы?
- Что нам надо знать, чтобы правильно определить поле?
-Значит, какая цель нашего урока? (Что мы должны узнать сегодня на уроке?)
- Не знаем точно, где поле.
- Особенности поля
- Узнать особенности поля
IV ОНЗ
- Что такое поле?
- Какие растения могут расти на поле?
- Все эти растения растут на одном поле?
- Значит, какая первая особенность поля?
- Рассмотрите рисунки, на какие группы можно разделить поля? Как можно назвать эти группы?
- Как называют и зерновые, и овощные растения? (растения, которые человек выращивает для своих нужд)
- Какие культурные растения вы знаете?
- Для чего выращивают эти растения?
- Посмотрите на ваших партах лежат различные предметы. Подумайте в парах, какие растения служат материалом для этих предметов. (хлеб ржаной и пшеничный, масло, ткань, крахмал)
- Какая профессия у всех этих растений?
- Как вы думаете, могут ли на поле расти другие растения?
- Как их называет человек?
- Почему же их так называют?
- Посмотрите на картинки, прочитайте названия сорной травы
- Эта трава мешает расти культурным растениям. А кто помогаем им справиться с сорняками?
- Что ему для этого необходимо делать?
- Как вы думаете, что станет с полем, если человек перестанет ухаживать за ним?
- Значит, от чего зависит, останется эта экосистема полем или превратиться в луг?
- А остальные экосистемы зависят от человека?
- Какой мы можем сделать вывод?
(Вывешивает карточку на доску)
- Чтобы поле продолжало существовать, необходим уход человека, а что необходимо, чтобы появилось новое поле?
- А другие экосистемы кто создавал?
- Как можно назвать такие экосистемы? Они какие?
- природные экосистемы создаются в естественных условиях, значит, как можно по-другому сказать, природные или …
- Кто знает, как можно назвать экосистему, которую создает человек? В каких условиях она создается?
- Сформулируйте это отличие.
Вывешивает карточку на доску.
- Итак, человек создает поле, заботиться о нем. А может ли кто-то помешать ему в стремлении собрать большие урожаи?
- Кто может помешать?
- Какие животные?
- Чем они мешают человеку?
- Как вы думаете, только животные живут на поле?
- А кто еще?
- Какие насекомые могут жить на поле?
- Раз все эти насекомые и животные живут на поле, то человек и о них заботиться, так?
- А что он с ними делает?
- Как он это делает?
- Давайте подумаем, куда деваются ядохимикатами, которыми люди опрыскивают поле?
- Это полезно для человека?
- Поэтому люди придумали другой способ. Прочитайте о нем в учебнике на странице 73.
- Что это за способ?
- В чем он заключается?
- Какие это животные?
- Давайте посмотрим как этот способ «работает». Для этого попробуем составить цепочку питания.
- Какое будет первое звено?
- Какое растение?
- Какое второе звено?
- А третье?
- Итак, человек убирает сорняки, уничтожает вредителей, а может быть такое, что растения плохо растут?
- Из-за чего это может быть?
- Как человеку это исправить? Что он делает, если долго не было дождя?
- Что человек должен делать, если на поле неплодородная почва?
- А кто делает почву плодородной в естественных экосистемах?
- Значит, какую профессию выполняет человек?
- А какие еще профессии он выполняет?
- Если бы не было человека, то смогли бы культурные растения расти сами по себе?
- Значит, какую еще профессию выполняет человек?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Это еще одна особенность (вывешивает карточку на доску)
- Пространство, на котором человек выращивает нужные ему растения.
- Рожь, пшеница, овес, картошка, капуста, кукуруза.
- нет, на разных
- На одном поле растет только один вид растений
- Зерновые, овощные
- Культурные растения
- Рожь, пшеница, картошка и т.д.
- Для еды, изготовления масла, ткани
- Производители
- Да
- Сорняки
- Они мешают расти культурным растениям
Читают названия
- Человек
- Полоть
- Превратиться в луг, зарастет сорняками
- Зависит от человека
- Нет
- Это особенность экосистемы поля
- Чтобы человек его создал
- Природа
- Природные
- Естественные
- Искусственная
- Поле – это искусственная экосистема
- Да
- Животные
- Хомяки, мыши, кроты
- Съедают урожай
- Нет
- Насекомые
- Саранча, тля, жуки, бабочки
- Нет
- Пытается уничтожить
- Брызгает ядохимикатами
- Оседают на овощах
-Нет
Читают текст
- Биологический
- Человек «приглашает» на помощь животных-помощников.
- Божья коровка, жужелица, ястреб, куница, еж.
- Растение
- Рожь
- Мышь
- Ястреб
- Да
- Из-за почвы, осадков.
- Поливает
- Удобрять
- Разрушители
- Разрушителя
- Потребителя
- Нет
- Производителя
- Человек выполняет все профессии
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8-9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
V Первичное закрепление
- Сейчас мы проверим, как вы запомнили какие растения, насекомые и животные есть на поле.
- Найдите лишнею картинку.
Выполняют задание
Слайд 20-22
VI Самостоятельная работа самопроверкой
- А сейчас покажите как эти растения, насекомые и животные связаны между собой. Составьте и запишите в тетрадь цепь питания. (Первое звено дает учитель).
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте ваши цепи питания.
Записывают цепь питания
VII Рефлексия
- Давайте подведем итог урока. Какая цель стояла перед нами на уроке?
- Достигли ли мы этой цели?
- кто может дать определение полю, используя его особенности?
- Хорошо. Оцените свою работу на уроке. Кто понял тему урока, поднимите круг зеленого цвета, кто понял не все – оранжевого, кто вообще не понял тему – желтого.
- Спасибо за работу. Урок окончен.
- Мы должны были узнать особенности поля.
- Да
- Поле – искусственная экосистема, которая полностью зависит от человека, потому что человек выполняет все «профессии».
Оценивают свою работу.
Слайд 23

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ