Конспект урока окружающего мира «Зимний калейдоскоп»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа № 947
Конспект урока окружающего мира
«Зимний калейдоскоп»
подготовили:
воспитатель логопедической группы Пышненко Ольга Вячеславовна,
воспитатель логопедической группы Вороненко Галина Борисовна.
г. Москва
2014 год
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: систематизировать знания детей о зимних явлениях природы.
Задачи:
закрепить представление о зиме и её приметах;
воспитывать познавательный интерес к явлениям природы;
уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным;
закреплять умение составлять рассказ - описание;
упражнять в умении определять первый звук в слове;
развивать навык слогового чтения;
развивать длительный плавный выдох;
развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;
развивать тонкую и общую моторику;
развивать координацию речи и движения;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, повышать самостоятельность детей;
совершенствовать аппликационные навыки детей;
воспитывать эстетический вкус.
Материалы и оборудование:
бумажные снежинки на магнитах по количеству детей; 5 картинок с изображением собаки, ананаса, ножниц, куклы, иглы, буквы чёрного цвета: С, А, Н, К, И; картинки с изображением снежных сугробов, деревьев с кормушками, снежинок, солнца, детей, играющих в снежки, катающихся на санках, лепящих снеговика; 8 кеглей для эстафет (по 4 для каждой команды), 2 теннисные ракетки, 2 поролоновых мячика; для аппликации: силуэт снежинки из бумаги по количеству детей, набор фломастеров для каждого ребёнка; колпачки, заранее вырезанные детьми из бумаги для украшения снежинки; клей – карандаш для каждого ребёнка, клеёнка, бумажные и влажные салфетки по количеству детей, конфеты – сюрприз для каждого ребёнка; для взрослых – костюм Снеговика, горсть конфетти.
Предварительная работа: чтение стихотворений о зиме, отгадывание загадок по теме «Зима», проведение дидактический игры «Подскажи словечко», составление описательных рассказов о зиме, разучивание логоритмического упражнения «Снеговик», силуэтное вырезывание колпачка для снежинки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Что же за скакуны в этой тройке?
Дети: Зимние месяцы.
Воспитатель: Правильно, это зимние месяцы, вспомните, пожалуйста, их название.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Верно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, без чего не бывает зимы?
Дети: Без снега!
Воспитатель: Правильно, но снег бывает разный.
Воспитатель:
Какой бывает снег?
Скорее называй,
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!
Дети берут по одной снежинке, прикрепляют её к магнитной доске, подбирая определение к слову «снег». Например, «Снег бывает белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, холодный, скрипучий, искрящийся, грязный, сверкающий, лёгкий, блестящий и так далее».
Воспитатель: Как от снежинок холодно стало! Наши пальцы совсем замёрзли. Давайте их согреем!
Дети делают глубокий вдох, затем выдох: «Х – х - х – х - х» 3 раза.
Воспитатель: Молодцы! Руки мы с вами согрели, а теперь слепим снеговика?
Дети: Да!
Воспитатель и дети выполняют логоритмическое упражнение «Снеговик»
Раз, два, три, четыре –
Мы снежок с тобой лепили, - имитируют движения
Круглый, крепкий, очень гладкий, - рисуют в воздухе круг
Но совсем - совсем не сладкий. – грозят указательным пальчиком
Раз – подбросим, - поднимают руки
Два – поймаем, - опускают руки
Три – уронем, не сломаем, - присели
Давай дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок, - имитируют движения
Он превратится в толстый ком,
И станет ком, - снеговиком – встают, показывают большого снеговика.
Воспитатель: А теперь закроем глазки вместе скажем волшебные слова:
«Трек – трак - трик, оживи, наш снеговик!»
Дети произносят слова вместе с воспитателем.
Звучит песня «Зимняя сказка». Появляется снеговик, дети открывают глаза.
Воспитатель: Здравствуй, Снеговичок!
Снеговик:
Здравствуйте, друзья!
Я – весёлый Снеговик
Стоять на месте не привык,
В моём лесу была пурга,
Занесло меня слегка – рассыпает конфетти
Я – весёлый Снеговик
И грустить я не привык,
Меня слепили дети,
Я лучше всех на свете.
Снеговик: Какой я получился замечательный! Вы всё так хорошо умеете делать?
Дети: Да!
Снеговик: А играете также здорово?
Дети: Да!
Снеговик: Сейчас проверим!
Снеговик играет с детьми.
Снеговик: Как живёте?
Дети: Вот так!
(большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)
Снеговик: Как плывёте?
Дети: Вот так!
(руками изображают движение пловца)
Снеговик: Как идёте?
Дети: Вот так!
(ходьба на месте)
Снеговик: Как бежишь?
Дети: Вот так!
(руки согнуть в локтях, бег на месте)
Снеговик: Как глядите?
Дети: Вот так!
(поочерёдно прикладывают ладони ко лбу)
Снеговик: Машешь вслед?
Дети: Вот так!
(энергичные движения кистями рук)
Снеговик: Как берёте?
Дети: Вот так!
(хватательные движения ладонью)
Снеговик: Как даёте?
Дети: Вот так!
(выставить раскрытую ладонь вперёд)
Снеговик: Ночью спите?
Дети: Вот так!
(ладони под голову)
Снеговик: Как грозите?
Дети: Вот так!
(покачать указательным пальцем, остальные собраны в кулак)
Снеговик: А шалите?
Дети: Вот так!
(кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)
Снеговик: Ребята, вы знаете, какое у меня любимое время года?
Дети: Зима.
Снеговик: Правильно. Я даже выучил стихотворение о зиме.
Воспитатель: Прочитай нам его, пожалуйста!
Снеговик:
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на***** прокатила.
Снеговик: А вот на чём прокатила, не помню, то ли на коньках, то ли на лыжах…
Воспитатель: Не переживай, мы попробуем тебе помочь!
Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Прикрепляет к доске друг за другом 5 картинок с изображением собаки, ананаса, ножниц, куклы, иглы. На подносе располагаются буквы.
Воспитатель: Чтобы назвать забытое слово, нужно определить, с какого звука начинается каждое слово, обозначенное картинкой, заменить этот звук буквой, и прочитать получившееся слово.
Дети выполняют задание. Получается слово «САНКИ». Воспитатель просит прочитать слово всем вместе.
Снеговик читает повторно стихотворение, дети хором вставляют пропущенное слово.
Снеговик: Ребята, расскажите мне о зиме.
Воспитатель: Чтобы рассказать о зиме, нужно сначала вспомнить её приметы. Ты задавай вопросы, если дети захотят ответить утвердительно, то они будут хлопать в ладоши, если – нет, то затопают ногами.
Дети выходят, встают в круг, проводится рифмованная игра «Да – Нет»
Снеговик: А зимою снег идёт?
Дети: Да!
Снеговик: Во дворе метель метёт?
Дети: Да!
Снеговик: С юга птицы прилетели?
Дети: Нет!
Снеговик: Снегири на ветке сели?
Дети: Да!
Снеговик: Солнце греет жарко – жарко?
Дети: Нет!
Снеговик: Едут санки в летнем парке?
Дети: Нет!
Снеговик: Ну, тогда со снежной горки мчатся санки к лисьей норки?
Дети: Да!
Снеговик: К нам букашки прилетают?
Дети: Нет!
Снеговик: Урожай все собирают?
Дети: Нет!
Снеговик: На заснеженной поляне белый зайка хулиганит?
Дети: Да!
Снеговик: В нору тащит он лису. «Ой, - кричит, - не донесу!»
Дети: Нет!
Снеговик: Дед Мороз к вам приходил?
Дети: Да!
Снеговик: Может, что – то приносил?
Дети: Да!
Снеговик: Шкурки яблок?
Дети: Нет!
Снеговик: Снегопад?
Дети: Да!
Снеговик: Может толстых медвежат?
Дети: Нет!
Снеговик: Жвачку, мусор?
Дети: Нет!
Снеговик: Мандарины!
Дети: Да!
Снеговик: Конфеты, апельсины?
Дети: Да!
Снеговик: Сколько оказывается у зимы примет!
Воспитатель: Ты знаешь, Снеговик, наши дети - талантливые художники. Они умеют рисовать картины не только карандашами, кисточкой, но ещё и красивыми словами. Хочешь убедиться в этом?
Снеговик: Да!
Воспитатель: Сейчас мы попросим ребят нарисовать для тебя настоящий зимний пейзаж.
Дети по одному берут картинку с изображением солнца, облаков, снежинок, деревьев, сугробов, детей, взрослых. Затем закрепляют изображение на магнитной доске, рассказывают о ней. Таким образом, получается связный рассказ о зиме.
Рассказ:
Пришла долгожданная зима.
Пушистые снежинки плавно кружатся в воздухе.
Зимнее солнце светит, но не греет.
Земля покрыта белоснежным ковром.
Деревья и кустарники одеты в снежные шубы.
Дети повесили кормушку, и птицы рады.
Зимой дети любят играть в снежки.
Дети любят кататься на санках.
Мальчикам нравится лепить снеговиков и строить снежные крепости.
Девочкам нравится кататься с горы.
Зима – весёлое время года!
Ребятам не страшен мороз, они радуются зиме.
Снеговик: Какая чудесная картина у вас получилась! Просто загляденье! Настоящий зимний пейзаж!
Снеговик: А теперь, мои друзья, поиграть желаю я!
Эстафету проведём
Снежки в ракетке понесём!
Только быстро, не зевай!
Заданье смело выполняй!
Проводится эстафета «Чья команда быстрее перенесёт снежок в ракетке».
Дети разбиваются на две команды, по сигналу берут в руку ракетку со снежком, обходят змейкой кегли, расставленные на полу, возвращаются обратно, передавая эстафету следующему участнику команды. Победит команда, которая быстрее всех справится с заданием.
Снеговик: Какие вы, ребята, ловкие, быстрые, смелые, настоящие спортсмены!
Воспитатель: Это правда! А ещё наши ребята любят мастерить различные поделки из бумаги.
Снеговик: Вот здорово! А можно я посмотрю, как они это делают?
Воспитатель: Конечно! Мы приглашаем тебя в нашу мастерскую.
Звучит музыка П.И. Чайковского. Дети выполняют аппликацию «Снежинка»
Снеговик: Спасибо большое, мои юные друзья! Я счастлив, что познакомился с такими чудесными ребятами! Вы рассказали мне о зиме, поиграли со мной, а еще научили делать красивую снежинку.
В знак благодарности я дарю вам корзинку, в ней лежат снежинки – волшебные пушинки. Кто снежинку развернёт, тот конфетку в ней найдёт!
Снеговик передаёт корзину воспитателю, прощается и уходит.
Список использованной литературы
Манапова Е.Н. Чудеса на зимней полянке // Ребёнок в детском саду, 2009, №1.
Вартанян Н.Я., Макарова Т.В. Мамина школа // Ребёнок в детском саду, 2009, №6.
Гордеева С.Е., Тумакова Н.А., Макаренко Л.Н. Викторины для дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2012, №8.
Козина И.В. Лексические темы по развитию речи детей – М.: ООО «Центр педагогического образования», 2010.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2007.
Использованные материалы
Песня «Зимняя сказка» (сл. А.Усачёва, муз. А.Пинегина)
П.И. Чайковский. Цикл «Времена года», «Зима»
Фотографии из личного архива

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ