Конспект урока по Окружающему миру "Что растёт на подоконнике и на клумбе?"

Тема урока: Что растёт на подоконнике и на

клумбе?


Цели урока:1.Познакомить учеников с наиболее

распространёнными комнатными

растениями и растениями клумбы;

2. Учить распознавать растения.

3. Воспитывать бережное отношение к

растениям, развивать познавательную

активность на уроке.

Оборудование:

1. Комнатные растения: бегония, гиппеаструм, сансевьера, фиалка, калла, кактус;

2. Букеты цветов: букеты гладиолусов, бархатцев, космеи, календулы, петуньи, георгин;

3. У каждого ребёнка цветущее растение календулы и её плоды;

4. У каждого ученика по 8 кружков (по 2 синих, зелёных, оранжевых и белых);

5. У каждого ученика конверты с карточками из приложения «цветы» (карточки заранее вырезают родители учащихся);

6. Образцы камней гранита, кремня, известняка – на каждой парте.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного

- О чём мы говорили на прошлом уроке? ( О том, что у нас над головой и что под ногами.

- Вспомните, что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились?

( Мы познакомились с созвездием Большой Медведицы.)

- Кто может нарисовать звёзды – точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.)

У доски работают три человека. Затем работа проверяется по учебнику.


Далее учитель обращает внимание детей на образцы камней.

- Положите камни так, чтобы гранит лежал правее кремния, но левее известняка.

Дети раскладывают камни так:






Кремень Гранит Известняк
Затем проверяют работу друг у друга.

III. Новая тема – вступительная беседа.

- Ребята, а вам не кажется, что Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик пригласили нас в Царство цветов? Оглянитесь вокруг.





Сансевьера О Бегония О Гиппеаструм О




Фиалка О Калла О Кактус О






Что растёт на подоконнике? Какие из этих растений есть у тебя в классе? Закрась кружок зелёным карандашом.

А какие растения растут у тебя дома? Закрась кружок синим карандашом.

Около доски стоят букеты цветов. Какие из этих цветов ты видел на клумбе или на дачном участке? Закрась кружок.




Космея О Гладиолус О Астра О







Бархатцы О Календула О Петуния О

На какие две группы можно разделить эти цветы? (Первая группа – комнатные растения, вторая – растения, которые растут на цветниках и клумбах.)

- Молодцы! Назовите тему сегодняшнего урока.

- Правильно, сегодня мы познакомимся с тем, что растёт на подоконниках и что растёт на клумбе.

IV. Практическая работа.

Рассматривание цветов на подоконниках.

- Есть ли среди них знакомые для вас растения? Как они называются?

- Потрогайте осторожно листья растений, рассмотрите внимательно окраску цветов. Кто из вас встретил знакомые растения?

Работа по учебнику на стр. 10.

Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать?

- Как же называются те растения, названия которых вы не знали?

(Дети читают названия растений по учебнику и находят соответствующее растение в классе.)

- Рассмотрите листья бегонии

Их окраска может быть очень разнообразна. Высота растения от 15 см до 2 м. На подоконниках выращивают низкорослые бегонии. Родина бегонии – влажные леса жарких стран.

- Что напоминает вам кактус? На кого он похож? (На ёжика).



Действительно, часто кактус называют зелёным ёжиком. Родина этого растения – далёкие пустыни.



- А теперь прочитайте название этого растения. В народе часто называют это растение «щучий хвост». Почему?

- Как вы думаете, название какого растения означает «кавалер со звездой»? Почему? Как вы это объясните? Угадайте, о каком растении идёт речь: растение имеет крупные листья, его цветы похожи на кораблики.( Калла).



- А это растение радует глаз множеством скромных красивых цветов. (Фиалка).








V. Игра «Узнай растение».

Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях на стр. 5.

1. Узнай и назови растения по силуэтам.

2. Догадайся, чего не хватает у каждого растения. Вырежи и разложи недостающие части.

VI. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –

(Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

- Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она такая же красивая, яркая, разноцветная, нежная.)

VII. Знакомство с растениями клумбы.
Учитель читает стихотворение:

Мы из цветов составляем букеты,

Подбирая цветок за цветком,

И душистое свежее лето,

Вместе с нами приходит в наш дом.

Вы гордитесь красою наряда,

Светом солнечных дней залиты,

Наши гости из школьного сада,

Наших парков и скверов цветы!

- О каких цветах идёт речь в стихотворении? (О цветах, которые растут в саду на клумбе).

- Правильно, и мы поговорим сейчас о тех растениях, которые растут на клумбе. Рассмотрите растения в букетах. Кто знает название какого – нибудь из этих растений? (Ответы детей).

Перед доской стоят букеты цветов: букет из астр, космеи, букет гладиолусов, букет календулы, бархатцев, петуньи, букет георгин.

- Открой те учебники на стр. 12. Рассмотрите рисунки, может быть они помогут вам определить названия цветов, собранных на клумбе.

- Какие из этих растений вы видели на клумбе или на дачном участке? Закрасьте кружки (стр. 12). Дети закрашивают кружочки в учебнике.

- Рассмотрите букет космеи.



Что можете сказать об этом цветке? (Цветы яркие, имеют разную окраску).

- «Космея» - в переводе «украшение». Эти цветы действительно являются украшением сада.

- Послушайте небольшое стихотворение и скажите, о каком растении идёт речь, и с чем сравнивают этот цветок?


Астру с прямыми её лепестками

С давних времён называют «звездой».

Так бы её вы назвали и сами,

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой.

- Рассмотрите это растение.


Что можете о нём рассказать? (Астры очень красивые. Они похожи на звёзды. Цветы бывают разных расцветок).


- А о каком цветке говорится здесь? С чем сравнивают этот цветок?

У крылечка нашей школы

Клумбу свежую стеречь

Встал на стражу гладиолус

(По латыни это – «меч»).


- О каком растении я прочитала? (О гладиолусе. Его сравнивают с мечом).

- У каждого из вас на столе лежит цветущее растение. Как оно называется? (Календула, ноготки).

- Действительно, растение имеет два названия. Рассмотрите растение. Понюхайте его.Что можете сказать? (Это знакомое растение. Оно пахнет лекарством.)

- Календула – лекарственное растение. Отваром цветов календулы полощут горло, обмывают раны. Календулу используют при изготовлении кремов, шампуней, мыла.

- Рассмотрите плоды календулы. На что они похожи? (На коготки).




VIII. Закрепление.

Работа по учебнику (стр. 13).

- Рассмотрите растения. Они потеряли свои цветы, листья. Надо их соединить. (Дети соединяют линиями цветы с листьями).

- Все ли цветы оказались вам знакомы? (Нет).

- Как называется этот незнакомый цветок? (Георгин). Рассмотрите его в букете.

Показ букета из георгинов и чтение стихотворения:

Осенние стынут картины,

Давно осыпается сад,

Но в гордой красе георгины

Одни, не склоняясь стоят.


- Ребята, а где же мы можем увидеть все эти цветы? (На цветниках и клумбах.)

IX. Игра «Собери цветник».

- А теперь давайте попробуем собрать свой цветник из карточек.

Дети берут конверты с карточками из Приложения («Цветы»).

Карточки заранее вырезают дома с помощью родителей и раскладывают в конверты по темам.

Работа проводится в учебнике на стр. 13.

- Соберите цветник.

Дети собирают из фрагментов рисунок.

-Как называются эти цветы? Какие ещё цветы растут на клумбе?

- Где вы видели цветники в нашем городе?

- Давайте посмотрим, какие красивые цветы украшают наш школьный сад? (Экскурсия на школьный цветник.)

X. Итог урока.

- Какие цветы растут на клумбах около нашей школы?

- Какие цветы растут на подоконниках?

- Для чего выращивают цветы?

- Что вы можете сделать, чтобы сохранить эту красоту? (Ухаживать за растениями, не рвать цветы с клумб, не ломать и не топтать клубни.) Цветы как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие тёплые костры.


- Урок окончен! Спасибо за работу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ