Конспект урока по Окружающему миру "Как зимой помочь птицам?"

Урок

по окружающему миру

Тема урока: Как зимой помочь птицам?


Тип урока: изучение нового материала.


Цели:

познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;

способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;

создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;

воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: медиа - проектор, запись птичьих голосов, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, презентация, шапочки с картинками птиц, , электронное приложение по окружающему миру по теме «Как зимой помочь птицам?»

УУД

- Личностные. Бережное отношение человека к птицам, развитие сопереживания

- Познавательные. Уметь различать птиц, знать их название, природные столовые.

- Коммуникативные. Изготовление группами кормушек.

- Регулятивные. Способность к мобилизации воли.


Ход урока.

Актуализация знаний

-Назовите группы животных, которые вы знаете.

-Назовите существенные признаки каждой группы.

-Что необходимо животным для жизни


Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы поговорим о том, как мы можем позаботиться о живых существах. Чтобы узнать оком , отгадайте загадку.


Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит - плохи дела

А кого паук боится?

Угадали? Это…


Правильно, речь пойдет о птицах. Какое сейчас время года? Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам.


- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.


- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода)

Ребята отвечают на вопрос, каково птицам зимой?( им холодно и голодно )

Что страшнее для птиц холод или голод!

Что происходит с птицами осенью?(покидают родные места)

Как называют таких птиц (перелетные)

А как называют птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)

- Давайте поближе познакомимся с зимующими птицами

IV. Изучение нового материала.

Дятел

-Что это за птичка?

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит – и легче.

- Чёрный дятел устраивает гнездо на высоте от 3 до 6 м, глубина гнезда –
30 - 40 см.



А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)

- Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

- Молодцы!


Воробей

А это что за птичка?

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю


- Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка?

(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)


Синица)-

А эту птичку вы узнали?

Спинка зеленоватая

Животиком желтоватая

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка


- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)


Клёст

- А эта птичка как называется?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)


Рассказ учителя о клёсте.

- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.

Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

- Продолжаем знакомиться с птицами

Сорока

Птица в платье чёрно-белом

Растрещалась не без дела

Эту птицу назовите

Птицу чёрно белую

Стрекотунью смелую


- А это кто?

Снегирь

Зимой на ветках яблоки?

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это – …


- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)

Диалог Сороки и Снегиря.

(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

Снегирь: А теперь куда?

Сорока: В деревню, милок, в деревню.

Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

А каких зимующихптиц вы еще знаете?(свиристель, поползень, глухарь, ворона)

Глухари с первых дней жизни заглатывают камешки, которые, попадая в желудок, помогают перетирать пищу. В желудках глухарей к осени масса камешков достигает 100 г. Всю зиму глухарь питается сосновой хвоей. Это грубый твёрдый корм, и камешки помогают необходимы птицам для лучшего переваривания пищи. Из-за неожиданных снегопадов глухари иногда не успевают набрать камешков, тогда численность этого вида сильно уменьшается.


- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?

- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)



Ребята, расскажите, а какие вы сделали кормушки дома?

Демонстрация кормушек

Закрепление.

- Чем кормятся птицы и что они любят, сейчас узнаем из электронного приложения по окружающему миру


- Сейчас давайте поработаем в парах. Подумайте ,что надо помнить при подкормке птиц.

Прочитать на слайде.


Тест «Зимующие птицы»

Практическая работа

-Мы познакомились с некоторыми птицами, внимательно рассмотрели их. Соедините рисунки с названиями птиц (рабочая тетрадь с.52, №1)

Раскрасьте птиц (задание №2)


Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему учились на уроку?

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

Послушайте стихотворение,которое подведет итог нашему разговору.

Чтение подготовленным учеником стихотворения

Александра Яшина

«Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок Напоминаю, что зелёный квадрат обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; зеленый – «получилось, но не всё, что задумал»; красный – пока многое не получается, нужна помощь».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ