Окружающий мир "Экскурсия вглубь веков"
Тема. Экскурсия вглубь веков.
Цель. Дать учащимся представление о жизни первобытных людей.
Задачи. Рассказать об археологической истории возникновения курганов на территории Родниковского поселения; познакомить с видами памятников погребальных обрядов; дать начальные представления о культуре скифов; развивать кругозор учащихся; воспитание интереса к изучению истории; развитие практических навыков рисования.
На доске: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше настоящее
и намекнуло нам о нашем будущем»
В.Г. Белинский.
Показывается сценка.
Герои: мальчик Коля, отец, сестра, дед.
«Утром, помогая отцу копать колодец, Коля нашел серый глиняный кувшин.
- Это же древнегреческий кувшин! – сказала сестра. – Точно такой я видела на картинке в учебнике истории.
- Да такие кувшины раньше в каждой казачьей хате были! – усмехнулся дед. – И сметану, и молоко, и мед моя мать в них хранила.
- Давайте не будем спорить, вмешался в разговор отец. – Возможно, кувшин и казачий, только почему он оказался под землей на метровой глубине? Беги-ка ты, сынок, в библиотеку: может быть, книги помогут тебе тайну кувшина раскрыть.
- А еще можно сходить в музей, - посоветовала сестра». (Мирук М.В. Введение в историю Кубани. - Краснодар, 2000)
Основным средством познания являются вещи. Вещь – это исторический «документ», в котором скрыты мысли и дела исчезнувших поколений человечества. Наука, изучающая историческое прошлое челов-го общества по вещественным памятникам, основным способом которых являются раскопки, называется а р х е о л о г и е й ( гр.. … рассказ о старине). Археологические источники можно объединить в несколько групп: орудия труда, оружие, предметы быта, материалы духовной культуры.
Археологи, исходя из наблюдений за изменениями орудий труда, разделили первобытнообщинный строй на три больших периода: каменный век, бронзовый век, железный век.
В разное время были найдены ручные рубила, отщепы. Также обнаружены и другие следы пребывания человека: кости слона, лошадей, быков, носорога, мелкого верблюда.
Таблица 1. Каменный век.
- Посмотрите как выглядело жилище древних людей. Какие орудия труда они использовали?
Слайд 1. Каменные предметы.
Рассмотреть предметы на слайде.
- Где и как пользовались этими предметами?
Раздать учащимся предметы каменного века из частного музея.
- Придумайте историю возникновения данного предмета. Расскажите.
Последний этап каменного века ( с 5-го по 4-е тыс. до н.э.) связан с развитием и совершенствованием технических приемов выделки каменных орудий – пиления, сверления, полирования, с развитием колющих и рубящих орудий( топоров, тесел, стамесок, долот и пр.), с появлением керамического производства, ткачества и разных ремесел. Археологами обнаружены каменные мотыги, что свидетельствует о начале земледелия. Зарождается домашнее скотоводство (быки, свиньи, козы, собаки).
С 4-3 тыс. до н.э. человек начал использовать медь. Впоследствии была изобретена бронза (сплав меди и олова). Новые бронзовые орудия оказались тверже и острее.
- Чему это способствовало?
Таблица 2. Бронзовый век.
- Какие изменения вы заметили? Предметы быта.
Рассказ учащегося о дольменах.
Первые памятники искусства ……. – древнейшие архитектурные сооружения – дольмены. Их обнаружено довольно много – свыше 23000. Эти первые памятники архитектурных сооружений располагаются в горно-лесных районах Кавказа.
Дольмены – это погребальные сооружения – наземные склепы, т. е. гробница в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой.
Адыги называли такой «дом» - испун ( дом карликов-испунов)
Абхазы – «адамра» - каменный домик, место успокоения души, «домик для душ».
Казаки – «богатырскими хатками».
Рассмотреть иллюстрации из Рабочей тетради по изо. 5 кл. авт. И.Ю.Бордулева и др. С. 9
Но на территории Южного федерального округа есть другие памятники погребальных обрядов. – Как вы думаете, что это?( курганы)
Слайд 2. Курганы.
-встречали ли вы ……? Что там было вокруг?
- Эпоха раннего металла на Северо-Западном Кавказе начинается с 3 тыс. до н.э., то есть 5 тыс. лет тому назад. С этого времени появляется обычай насыпать курганы над могилами умерших. Названия племен, живших в то время на Северо-Западном Кавказе, неизвестны. Условно в археологии их называют по форме погребального сооружения или по географическому признаку. Так на арене истории появились ямники, катакомбники, срубники, племена майкопской и северокавказской культур.
Рассказ учащегося.
В степной полосе правобережья Кубани к 3 тыс. до н.э. относятся курганы ЯМНОЙ культурно-исторической общности. Захоронения совершались в простых грунтовых ямах, перекрытых деревянными плахами. Иногда роль перекрытия играла разобранная деревянная четырехколесная повозка. Погребальный инвентарь беден. Металлические предметы встречаются в единичных экземплярах. Редко находят золотые и серебряные кольца.
Слайд 3. Курганы в разрезе.
В середине 3 тыс. до н.э. сложилась оригинальная скотоводческо-земледельческая культура, называемая майкопской.
Рассказ учащегося.
Свое название она получила от всемирно известного огромного (высота 10,6м) кургана, раскопанного в Майкопе в 1897г. под курганом находилась могильная яма размерами 5,3х3,73 м, глубиной 1,4м.разделенная перегородками, она сохранила три скорченных скелета, густо засыпанных красной краской. Могила обложена деревом и перекрыта деревянным накатом.
В южной камере погребения, самой большой, находилось, как предполагают, захоронения вождя, усыпанное золотыми бляшками в виде львов, быков, золотыми кольцами и бусами. В камере стояли 2 золотых и 14 серебряных сосудов. В могиле обнаружено много золотых лент, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия, каменный топор и медные топоры и долота, медные и глиняные сосуды.
Рассказ учащегося.
Название КАТАКОМБНОЙ историко-культурной общности объясняется особенностями погребального обряда. Для погребения в одной из стенок глубокой подкурганной ямы (глубина до 10-15 м) вырубали особую камеру – катакомбу. Вход в нее закладывался досками или камнем, а яма засыпалась землей. С покойником клали глиняные сосуды, а также богато орнаментированные глиняные курильницы в виде чаш, стоящих на крестовидной ножке. Внутри чаш имелась перегородка: в одной части тлели угли, а в другой – благовонные травы.
Рассказ учащегося.
Отличительной особенностью является СРУБНАЯ археологическая культура. В которой могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием.
- О каких культурах рассказали учащиеся? Что общего и чем различаются эти культуры?
- Вернемся к СЛАЙДУ 2. К какой археологической культуре мы можем отнести курганы нашей местности? Почему вы так думаете?
Носителями срубной культуры были СКИФЫ.
Таблица 6. Скифы.
По свидетельству «отца истории» Геродота, древние скифы не имели ни городов, ни укреплений. Жилища свои они устраивали на повозках. Ведя кочевой образ жизни, они приучали молодых людей с раннего детства к верховой езде, считая передвижение пешком большим позором.
« Скиф пьет кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся царю, потому, что только под условием доставления головы неприятеля скиф получает долю добычи» - Геродот.
Столь же дикими являлись у них и погребальные обычаи.
Рассказ учащегося.
Как только появлялся труп царя, люди, по сведениям Геродота, «отрезывают себе часть уха, стригут кругом волосы, делают себе на руках порезы, расцарапывают лоб и нос, а левую руку прокалывают стрелами». Затем, обойдя с царским трупом все племена, являлись к гробнице. Умершего клали на соломенную подстилку, вместе с царем клали одну из наложниц, повара, конюха, слуг, а также лошадей, телят и золотые чаши. И над всем этим насыпали земляную насыпь.
- Что же поддерживало боевой дух воинов?
Исконная черта скифского искусства – «неповторимый скифский звериный стиль», который тесно связан с религиозными и мифологическими представлениями. Предмет, украшенный образом оленя и лося, - символ удачи и одновременно проводник человека в загробный мир. Меч, украшенный изображением льва или пантеры, наделял его магической силой этого животного.
Ювелирные изделия, выполненные из золота, серебра, бронзы украшали костюмы знати. Прежде всего, это золотые тисненые бляшки – пластинки с изображением растений, сплошь нашиваемые на одежду.. Большую роль в мужской и женской одежде играли дорогие украшения: шейные обручи, ожерелья, ручные и ножные браслеты, подвески, серьги.
- Что значит украсить вещь?
- Что представляет собой «звериный» стиль скифов?
- Рассмотрите сцену «Схватка в степи». Опишите ее. Определите, какой из воинов является скифом.. Прокоментируйте свой ответ ( головной убор, доспехи, конное снаряжение…)
Слайд 4. Доспехи воина.
- Какие военные доспехи вам знакомы? Кто их носил? В какие времена?
Раздать учащимся виды оружия из частного музея.
- Какие чувства вас переполняют? Как эти орудия могли к нам попасть?
- Давайте сочиним истории на темы: На охоте.
Свидание.
Рыбная ловля.
Подготовка к свадьбе. И др.
Те, кому сложно сочинить, я предлагаю создать проект меча с декоративными элементами скифского «звериного» стиля или изобразить в цвете свой вариант одежды воина, добавив элементы украшений.
Первые памятники искусства на Кубани – древнейшие архитектурные сооружения – дольмены.их обнаружено довольно много – свыше 23000. эти первые памятники архитектурных сооружений располагаются в горно-лесных районах Кавказа.
Д. – это погребальные сооружения – наземные склепы, т. е. гробница в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой.
Адыги называли такой «дом» - испун ( дом карликов-испунов)
Абхазы – «адамра» - каменный домик, место успокоения души, «домик для душ».
Рассказ учащегося.
В степной полосе правобережья Кубани к 3 тыс. до н.э. относятся курганы ЯМНОЙ культурно-исторической общности. Захоронения совершались в простых грунтовых ямах, перекрытых деревянными плахами. Иногда роль перекрытия играла разобранная деревянная четырехколесная повозка. Погребальный инвентарь беден. Металлические предметы встречаются в единичных экземплярах. Редко находят золотые и серебряные кольца.
Рассказ учащегося.
Свое название она получила от всемирно известного огромного (высота 10,6м) кургана, раскопанного в Майкопе в 1897г. под курганом находилась могильная яма размерами 5,3х3,73 м, глубиной 1,4м.разделенная перегородками, она сохранила три скорченных скелета, густо засыпанных красной краской. Могила обложена деревом и перекрыта деревянным накатом.
В южной камере погребения, самой большой, находилось, как предполагают, захоронения вождя, усыпанное золотыми бляшками в виде львов, быков, золотыми кольцами и бусами. В камере стояли 2 золотых и 14 серебряных сосудов. В могиле обнаружено много золотых лент, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия, каменный топор и медные топоры и долота, медные и глиняные сосуды.
Рассказ учащегося.
Отличительной особенностью является СРУБНАЯ археологическая культура. В которой могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием.
Рассказ учащегося.
Название катакомбной историко-культурной общности объясняется особенностями погребального обряда. Для погребения в одной из стенок глубокой подкурганной ямы (глубина до 10-15 м) вырубали особую камеру – катакомбу. Вход в нее закладывался досками или камнем, а яма засыпалась землей. С покойником клали глиняные сосуды, а также богато орнаментированные глиняные курильницы в виде чаш, стоящих на крестовидной ножке. Внутри чаш имелась перегородка: в одной части тлели угли, а в другой – благовонные травы.
Исконная черта скифского искусства – «неповторимый скифский звериный стиль», который тесно связан с религиозными и мифологическими представлениями. Предмет, украшенный образом оленя и лося, - символ удачи и одновременно проводник человека в загробный мир. Меч, украшенный изображением льва или пантеры, наделял его магической силой этого животного.
Ювелирные изделия, выполненные из золота, серебра, бронзы украшали костюмы знати. Тисненые бляшки с изображением растений. Большую роль в мужской и женской одежде играли дорогие украшения: шейные обручи, ожерелья, ручные и ножные браслеты, подвески, серьги.
- Рассказ учащегося.
Как только появлялся труп царя, люди, по сведениям Геродота, «отрезывают себе часть уха, стригут кругом волосы, делают себе на руках порезы, расцарапывают лоб и нос, а левую руку прокалывают стрелами». Затем, обойдя с царским трупом все племена, являлись к гробнице. Умершего клали на соломенную подстилку, вместе с царем клали одну из наложниц, повара, конюха, слуг, а также лошадей, телят и золотые чаши. И над всем этим насыпали земляную насыпь.
Рассказ учащегося.
Как только появлялся труп царя, люди, по сведениям Геродота, «отрезывают себе часть уха, стригут кругом волосы, делают себе на руках порезы, расцарапывают лоб и нос, а левую руку прокалывают стрелами». Затем, обойдя с царским трупом все племена, являлись к гробнице. Умершего клали на соломенную подстилку, вместе с царем клали одну из наложниц, повара, конюха, слуг, а также лошадей, телят и золотые чаши. И над всем этим насыпали земляную насыпь.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ