Конспект урока по Окружающему миру "Как возникла письменность" 4 класс
Комитет по образованию правительства г. Санкт-Петербурга
ГБОУ СПО Педагогический колледж№8 г. Санкт-Петербурга
Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе
По теме: «Как возникла письменность».
Выполнил: Мариничев Ильмар, студент 411 гр.
Проверил: методист по окружающему миру Митюкова Ирина Владимировна
Учитель начальных классов:
г. Санкт-Петербург
2012 год.
Дата: 25.10.2012г.
Школа№300 Центрального р-на г. Санкт-Петербурга
4 «а» класс. Образовательная система « Начальная школа XXI век»
Подпись методиста:
Подпись учителя:
Тема урока: «Как возникла письменность».
Тип урока: Урок открытия и закрепления новых знаний.
Цель урока: Дать представление учащимся о появлении письменности .
Задачи:
- Образовательные: Познакомить с такими понятиями как «пиктограмма, буква, летопись,». Познакомить с историей возникновения письменности .
- Развивающие: Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать умение давать правильные ответы на вопросы учителя.
- Воспитательные: Воспитывать интерес к Истории.
План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний учащихся
Постановка учебной задачи
Освоение нового материала
Обобщение
Объяснение домашнего задания
Итог урока
Оборудование: Учебник «Окружающий Мир» 4 класс,2 часть, Н. Ф. Виноградова, мультимедиа.
Приложения: Презентация.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
Организационный момент:
Здравствуйте ребята, меня зовут Ильмар Владимирович и урок окружающего мира у вас сегодня проведу я.
«Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Если так, то значит смело
Принимаемся за дело.»
Актуализация знаний учащихся:
Ребята а что мы с вами изучили на прошлом уроке? Хорошо, молодцы.
Теперь ребята мы с вами будем отгадывать загадки:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)
Молодцы, ребята я вижу вы знаете и любите загадки.
А может вы догадались о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
А что такое письменность?
Отлично. Молодцы.
Ребята как вы думаете зачем нужна письменность?
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи:
Слайд№1.Как вы уже поняли, тема нашего урока сегодня называется : «Как возникла письменность».
Но письменность была не всегда. Тогда как-же древние люди передавали друг другу информацию? С помощью чего?
Теперь ребята давайте попробуем передать информацию с помощью рисунков.
И способ этот ребята называется «Пиктограмма»- знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Кто желает написать одно предложение с помощью рисунка? Тогда аккуратно и энергично подходим к доске.
3 ученика рисуют у доски в виде рисунка по 1 предложению. Ребята а вы достаёте свои листики и тоже задание вам нарисовать 1 предложение. А после урока мы проверим, что вы нарисовали.
Мои рисунки: 1. Дождь льёт по крыше;2. Грибы растут под ёлкой; 3. Человек сидит на пригорке и смотрит на реку.
Молодцы, вы хорошие письма написали.
Как вы думаете что у нас нарисовал…нарисовала за предложение?
Да ребята вы отлично справились с заданием. Но я видел что у вас возникли трудности. Какая трудность у вас возникла при расшифровке рисунка?
Правильно ребята, вы поняли что расшифровка рисунков создаёт трудности в недосказанности, длительности времени и не все отлично могут с помощью рисунка передать нужную информацию.
Поэтому древние люди это тоже поняли и стали искать способ передачи информации по- другому. Рисунки стали упрощаться, каждый народ подошёл к этому по- своему. Например Египтяне.
Слайд№2: Иероглифы. Папирус. Египет.
Ребята что мы видим с вами на слайде? Правильно египетские иероглифы, папирус. А что означают эти иероглифы?
Хорошо, молодцы.
Другие-же народы решили пойти по другому пути. Междуречье.
Слайд№3: Показ от рисунка к букве. Глиняная табличка. Клинопись.
Что мы с вами видим на слайде?
А успешнее всех справились с этой проблемой Финикийцы. Они создали первый алфавит. А что такое алфавит? Что такое буква?
Слайд№4: Буквы Финикийского алфавита.
Алеф (); Бет (
); Гимел (
); Далет (
); Хэй (
); Каф (
); Аин (
); Рейш (
); Куф (
) ; Тав (
).
На какую букву русского алфавита каждая из них похожа? Хорошо, молодцы.
Физминутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Отдохнули и опять за работу.
Освоение нового материала:
Когда же на нашей территории возникла письменность? А об этом мы с вами узнаем открыв учебники на стр.60. Работа с текстом.
Слайд№5: Кирилл и Мефодий.
Благодаря Кириллице в др. русском государстве появилась славянская письменность.
Слайд№6: Летопись-рукописная книга.
А что такое летопись? Как вы считаете?
Слайд№7: Повесть временных лет- Нестор.
Кто из вас хочет попробовать прочитать хотя бы одно слово на слайде?
Замечательно, молодцы.
Да, ребята и теперь мы с вами видим что язык-то живой, он видоизменяется, упрощается и многие буквы которые просто исчезли из современного алфавита.
Теперь откройте пожалуйста учебник на стр.57 и прочитайте с последнего абзаца.
Обобщение урока:
Сейчас я вам задам вопросы и проверю как вы были внимательны на уроке.
Как называлась письменность у египтян?
Как называлась письменность у жителей Междуречья?
Что такое пиктограмма?
Кто создал славянский алфавит?
Что такое летопись?
Первый летописец на Руси?
Ребята, хорошо вы ответили и много запомнили. А сегодня есть пиктограмма?
Слайд№8: Современные пиктограммы(знаки).
А вот это тогда что за знаки? Вы можете их прочитать? Почему сегодня они нужны?
Привести примеры. Да, на сегодняшний день эти знаки это общий язык всех народов.
Итог урока. Рефлексия:
Ребята что нового мы сегодня узнали на уроке?
Какая сегодня была тема нашего урока?
С чего-же начиналась письменность?
Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень хорошо и дружно работали. Я хочу выразить вам также благодарность за все наши 3 урока что я был с вами. Мне очень понравилось с вами заниматься. Учитель поставит вам оценки за вашу активную работу на уроке, ну а кто не смог полностью включиться не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится.
До свидания и до новых встреч!
Учащиеся показывают подготовку к уроку, взаимное приветствие.
Ответ: На прошлом уроке мы изучили культуру и особенности Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии.
Ответ: (Книга)
Ответ: (Карандаш)
Ответ: (Ручка)
Ответ: (Бумага)
Ответ: Сегодня на уроке мы будем изучать письменность.
Ответ: Письменность - совокупность письменных и литературных памятников какого-либо народа, или система письма, присущая конкретному языку; алфавит, правила передачи слов на письме.
Ответ: Письменность нужна для передачи информации.
Ответ: Они передавали с помощью рисунков.
Учащиеся в классе и у доски рисуют предложения.
Ответ: Я думаю что это грибы у ёлки, а я что это лес и грибы. Я думаю что это пошёл дождь, а я что это ливень поливает дом. Я думаю что это человек ловит рыбу на берегу реки, а я что это грустный человек сидит у реки.
Ответ: Мы по-разному увидели смысл и долго надо думать чтобы догадаться до правильного ответа.
Ответ: Эти иероглифы означают: Солнце, птица, скот, воин, нога, глаз.
Ответ: Мы видим как рисунок превращается в букву и глиняные таблички.
Ответ: Форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. Отдельный символ, знак какого-либо алфавита.
Ответ: (А,Б,Г,Д,Е,К,О,Р,Ф,Х).
Ответ: Это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Ответ: Иероглифы и папирус.
Ответ: Клинопись.
Ответ: Это запись слов рисунками.
Ответ: Кирилл и Мефодий.
Ответ: Это запись исторических событий…начиналось со слов в лето….
Ответ: Нестор.
Ответ: Правила дорожного движения, указательные таблицы, знаки-аббревиатуры. Нужны чтобы люди со всего мира могли понять друг друга и получить информацию.
Ответ: Про пиктограмму, летопись и иероглифы.
Ответ: Как возникла письменность.
Ответ: Письменность произошла от рисунков-пиктограмм и иероглифов.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ