Конспект урока по Окружающему миру "Кто такие птицы" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе "Кто такие птицы"

Примак Тамара Михайловна, учитель начальных классов


Разделы: Преподавание в начальной школе

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема: Кто такие птицы?


Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, учить определять принадлежность животного к своей группе.

Задачи:

1) обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;

2) создать условия для развития у школьников умения работать в парах;

3) содействовать развитию у детей умений общаться;

4) воспитывать чувство взаимопомощи.


Планируемые результаты учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями ( это отличительный признак птиц) научиться определять птиц, описывать их.

Учебные материалы : иллюстрации с изображением птиц, различные перья птиц, презентация (слайды с фотографиями птиц, с изображением различных клювов, ног и т.д.)


Ход урока


I Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки)

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?


II Актуализация знаний.

  1. Посмотрите на рисунки

хвост плавники жабры боковая линия плавательный пузырь

- Каким животным необходимы перечисленные органы?

2.Выберите правильно ответы:

Благодаря чему рыбы плавают? (хвост, плавники)

Какой орган помогает чувствовать малейшие колебания? (боковая линия)

С помощью чего получает кислород? (жабры)

Что помогает нырять, всплывать? (плавательный пузырь)

Назовите главное отличие рыб от других животных? (чешуя)

2. Проверка самостоятельной работы дома. Выставка рисунков - рыбы.

-На какие 2 группы мы делим рыб? (Речные, морские)

Речные рыбы

Морские рыбы









(Дети проговаривают название рыб на рисунке, определяют в нужную группу. По желанию добавляют 2-3 предложения: сведения о данной рыбе.)


III Определение темы урока.

- Назовите 2 группы животных, с кем мы уже познакомились. (Насекомые и рыбы)

-Чем они отличаются от других животных? (6 ног, чешуя)

- Послушайте видеозапись ( пение птиц, голоса насекомых)

-Угадайте по голосам животных.

-О ком вы сможете дать более полные ответы. Почему?

-С какой группой животных познакомимся сегодня?

- Кто сможет сформулировать тему урока?

- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». (Слайд 1.)

-Чему будем учиться?

-Какие задачи поставим перед собой? ( Составление плана на доске)

Задачи : выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных, познакомиться с многообразием птиц,

- А как отличить птиц от других животных? (Умеют летать)

Верно ли это?

Я предлагаю послушать рассказ Муравья Вопросика

Слайд 2

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“.

- А вы как думаете, ребята?»


4. Открытие новых знаний.

1)Действительно ли все они — птицы? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.)

- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица курица летает как раз очень плохо

Страус и пингвин- птицы. Но они не умеют летать.

Умение летать – это отличительный признак птицы? (нет)

-Будем наблюдать дальше.

2)Рассмотрим строение птицы:

Форма тела - помогает летать;

Клюв (нос и рот) -щипать, хватать, копать, долбить, плести гнёзда, чистить перья, кормить птенцов;

(Насекомоядные птицы имеют клюв тонкий и острый, зерноядные - толстый и тупой).

Ноги - ходить хватать, защищаться, нападать, держаться.

Крылья - подниматься в воздух.

Хвост - управлять полётом.

3) -Откройте учебник на с. 36. В паре с соседом рассмотрите ещё раз строение птицы.

- Дети изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах.

_-Чем же птица отличается от других животных. (Имеет перья)

-Найдите на стр. 37 птиц. Назовём их.

–Чем они все похожи? (У птиц тело покрыто перьями)

Перья-спасают от ушибов, холода, жары, маскируют от врагов. Всё тело птицы покрыто перьями.


Обращается внимание на то, что у всех птиц есть перья.


«Тело летучей мыши покрыто шерстью, а крылья у нее перепончатые. Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит, они не птицы. Из всех животных, изображенных на рисунке, только курица — птица.

Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.)

- Не случайно птиц часто называют „пернатые“».

Чтение вывода по учебнику.

IV Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо

Приседанье сделал справно

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.


V. Практическая работа.

- Итак, мы узнали о птицах очень много.

- Посмотрите на Мудрую Черепаху, она украшена перьями. А чьи это перья?

Распустила хвост жар – птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес ………(павлин)


1)Рассмотреть перья.

-Необходимо исследовать перья.

-Что мы заметили?

Перья пуховые, мягкие - охранять тепло.

Перья жёсткие, упругие - маховые, полётные

По форме – одинаковые, у всех перьев стержень, бороздка.

По размеру - большие, маленькие.

По цвету - разные.

Яркое оперение помогает скрыться от врагов.


2) Самостоятельная работа. Зарисовать перья птиц. Рабочая тетрадь.

-Что изобразим на рисунке?

Выводы по итогам самостоятельной работы.

VI. Сообщения о птицах подготовленными детьми.

-Знания , полученные из рассказа детей, расширят наш кругозор.

Галка отличается размерами, она меньше грача и вороны. Крикливая, часто с воронами и грачами. Держится стаями.

Грач. Светлая голая кожа у клюва взрослых грачей. Молодые грачи похожи на чёрную ворону. Полёт легче, чем у вороны.

Ворона. Отличается серой окраской.

Чёрная ворона похожа на молодого грача, но у неё более толстый клюв.

Отгадайте, что за птица прилетела к нам на урок?

1) На дереве сижу, «Кар-кар» кричу. Окраской сероватая Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая – Известная персона. Так кто же я? (ворона)

2) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найду приют: Не боюсь никак простуды

С первым снегом – тут как тут! Каждый год я к вам лечу- зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой ярко- красный галстук мой.

-Кто это? (снегирь)

3) Красный берет, чёрный жилет. Все время стучу, деревья долблю,

но их не калечу, а только лечу. ( дятел)

- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.

5) Я непоседа пёстрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.

- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.- Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.

6) Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

По дворам шныряю,

Крохи подбираю,

По полям ночую,

Зёрнышки ворую. (воробей)

Плакат «Домашние птицы».

- Почему это птицы? Птицы-животные, тело которых покрыто перьями.


VIII Рефлексия


- Выполнение какого задания вызвало затруднение?


- Ребята, какое задание выполнили без труда?


- Какое задание было самым интересным на уроке?


- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?


- Урок окончен.








Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2013. Ч. 1.

Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Просвещение, 2013.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ