Конспект урока по Окружающему миру "Полезные ископаемые" 4 класс
Учитель: Соколовская Т.П.
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: «Полезные ископаемые»
- свойства полезных ископаемых
Цель:
обучающий аспект
знать свойства полезных ископаемых (нефти, торфа, каменного угля),
уметь проводить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование,
уметь пользоваться естественнонаучными текстами с целью поиска информации (данные и факты для заполнения таблицы),
уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
развивающий аспект
развивать логическое мышление (анализ, сравнение) при определении свойств полезных ископаемых,
развивать теоретическое мышление при систематизации данных по характерным особенностям природных ископаемых,
развивать устную речь с использованием терминов “геолог”, “нефтяник”, “месторождение”, “нефтепровод”, “шахтёр”;
воспитывающий аспект:
воспитывать интерес и уважение к профессиям геолога, нефтяника, шахтёра,
воспитывать осознание ценности природы и своего места в ней,
воспитывать этику общения и группового взаимодействия.
Тип урока: изучения новых знаний
Этапы урока:
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
изучение нового;
первичная проверка усвоения;
итог на рефлексивной основе;
информация о домашнем задании (вариативно)
Ход урока:
Название этапа
Время
Организационный момент
1 мин
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
7 мин.
Задача: актуализация знаний, обеспечение мотивации
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Деятельность учителя
- Над какой темой работаем?
- Что мы называем полезными ископаемыми?
- С какими полезными ископаемыми мы уже познакомились?
- Оценивать знания вы будете сами по ходу урока. Возьмите оценочный лист, подпищите.
- Прочитайте про себя критерии.
«Верно или неверно?»
(Если верно «+»; если неверно «-»).
- Главное свойство гранита – прочность.
- Глина хорошо пропускает воду.
- Главное свойство глины – пластичность.
- При изготовлении стекла используют песок.
- Проверьте и оцените свою работу (На доске плакат с правильными ответами: + - + + ).
- Сегодня мы познакомимся с другими полезными ископаемыми.
- Прочитайте тему.
- Какую учебную задачу можем поставить перед собой?
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
Работают с оценочными листами.
Отвечают письменно (+ или -).
Сверяют результаты, оценивают.
Читают тему.
- Изучить свойства, применение.
Усвоение нового материала
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний
Метод: продуктивный
Форма работы: групповая, фронтальная
20 мин.
Деятельность учителя
- Давайте вспомним правила работы в группе.
- Какие правила техники безопасности нужно помнить при работе с полезными ископаемыми?
- Каждая группа работает с одним полезным ископаемым и заполняет таблицу. При обсуждении другие группы внимательно слушают и стараются определить, что общего в этих трёх полезных ископаемых.
Алгоритм работы записан на листах.
Прочитайте, что нужно будет сделать.
Задание для групп:
План работы
Определите свойства
Запишите их в таблицу (лист № 1)
Недостающие данные найдите в тексте (лист № 2)
- Проверим, как поняли задание.
Обсуждение.
-Проанализируйте полученные результаты в группах, выявите общие свойства для всех 3-х полезных ископаемых.
- Главное свойство, используемое человеком?
- Когда мы определяли свойства, мы выполнили анализ. Затем мы сравнили полученные результаты.
- Как называют места залежей полезных ископаемых? (Месторождение)
- Кто занимается поиском месторождений?
- Геолог – специалист, исследующий местность с целью обнаружения полезных ископаемых
(Гео – земля, логос – наука).
- Чем занимаются шахтёры?
Шахтёр – горнорабочий, работающий в шахте.
- Работа сложная и опасная.
- Месторождение торфа называют торфяниками.
- Чем опасны сухие торфяники?
Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.
А. Ахматова
- Для образования торфа нужно несколько тысяч лет, а для образования каменного угля – миллионы лет. Торф и уголь называют «братьями». Почему? Кто из них старший брат, а кто – младший?
- Нефть обычно находится глубоко в земле. Пробуривают узкие скважины, в них опускают трубы. Под давлением она сначала бьёт фонтаном. Потом насосы. Иногда месторождение нефти геологи находят на дне морей или океанов. Ставятся нефтяные платформы.
Нефтепровод – система труб для передачи нефти на расстояние.
Деятельность учащихся
Учащиеся рассказывают правила работы в группе; правила техники безопасности.
Учащиеся делятся на 3 группы (по желанию).
Выполняют задание в группах, представляют результат работы у доски.
Остальные 2 группы слушают выступающего у доски.
Отвечают.
Отвечают, читают слова с доски.
Смотрят презентацию.
Отвечают.
Отвечают.
Слушают, высказывают своё мнение.
Оценивают работу в группах.
Физминутка (2 мин)
Первичная проверка усвоения
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; коррекция.
Метод: репродуктивный
Форма работы: индивидуальная
8 мин.
Деятельность учителя
Карточки (2 уровня)
См. Приложение
Деятельность учащихся
Выполняют задания
Проверяют, оценивают.
Выставление отметок 2 мин
Домашнее задание (вариативно) 2 мин
Задача: обеспечение понимания обучающимися цели и содержания д/з
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная
Деятельность учителя
Объясняет домашнее задание и раздаёт карточки (см. приложение).
Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание в дневник.
Итог на рефлексивной основе
Задача: рефлексия деятельности
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная
3 мин
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Закончите любое предложение:
Сегодня на уроке я узнал(а), что
Мне было интересно, потому что
- Поблагодарим друг друга за урок.
Отвечают.
Самоанализ
Учитель: Соколовская Т.П.
Дата: 2012 г.
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «В»
Тема урока: «Полезные ископаемые» (по плану 3 урок из 5)
Граница знания – незнания
Знают
Не знают
- понятие «полезные ископаемые»;
- свойства и использование некоторых из них (песок, глина, гранит, известняк)
- свойства нефти, торфа, каменного угля, их общие свойства, применение
Единица содержания: свойства полезных ископаемых
Тип урока: изучения новых знаний
Этапы урока:
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
изучение нового;
первичная проверка усвоения;
итог на рефлексивной основе;
информация о домашнем задании (вариативно)
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Задачи: актуализация знаний, обеспечение мотивации
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Сум: тема, оценочные листы, задания «Верно или неверно», плакат для самопроверки
Усвоение нового материала
Задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
Метод: продуктивный
Форма работы: групповая, фронтальная
Сум: природные ископаемые из коллекции: торф, нефть, каменный уголь; тексты,
таблицы для заполнения, презентация «Добыча угля, торфа, нефти», карточки со словами, стихотворение А. Ахматовой
*Домашнее задание
Задача: обеспечение понимания обучающимися цели и содержания д/з
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная
Сум: карточки с заданием
Первичная проверка усвоения
Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; коррекция
Метод: репродуктивный
Форма работы: индивидуальная
Сум: разноуровневые карточки (2 варианта)
Итог на рефлексивной основе
Задача: рефлексия деятельности
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная
Сум: незаконченные предложения
Приложение
Оценочный лист
критерии
Этапы урока
баллы
Правильно выполнено – 3 балла
1 ошибка – 2 балла
2 ошибки – 1 балл
Более 2 ошибок – 0 баллов
Уточнения, дополнения – 1 балл
Игра «Верно – неверно»
Работа в группе
Проверим свои знания
Всего баллов
Отметка
«5» - 9 баллов и больше
«4» - 7 – 8 баллов
«3» - менее 7 баллов
Карточки для первичной проверки усвоения нового материала
Вариант № 1
Из чего образуется каменный уголь?
С помощью чего передают нефть на большие расстояния?
Какое свойство нефти в основном используют люди?
Вариант № 2
Почему торф называют «младшим братом» каменного угля?
Геолог – это специалист …
Почему авария нефтяного танкера считается бедствием?
Раздаточный материал для работы в группах
Лист № 1 (для работы в группах)
1. Определите свойства.
2. Запишите их в таблицу (лист № 1).
3.Недостающие данные найдите в тексте (лист № 2)
Свойства
Каменный уголь
Торф
Нефть
Цвет
Твердый - жидкий
Прочный - хрупкий
Легче - тяжелее воды
Маслянистое – не маслянистое
Из чего образуется
Где применяется
Главное свойство, используемое человеком
Лист № 2
Каменный уголь
Из каменного угля получают много полезных продуктов: фотоплёнку, лекарства (аспирин, нашатырный спирт), краски и красители. Он хорошо горит, даёт при этом много тепла, поэтому его используют при отоплении помещений, а также как топливо на фабриках, заводах, железных дорогах. Его иногда называют «хлебом промышленности».
Каменный уголь образовывался в течение миллионов лет, главным образом из отмерших растений – гигантских папоротников и хвощей, заросли которых когда-то густо покрывали нашу планету. Иногда на кусках каменного угля обнаруживают отпечатки древних растений.
Торф
Образуется торф на болотах из остатков растений. Одно из главных растений-торфообразователей – мох сфагнум. Он плавает на поверхности воды. При отмирании он опускается на дно болота. Из этих остатков образуется торф. За 1 год образуется всего 1 мм торфа. Торф иногда называют «младшим братом» каменного угля. Для образования торфа требуется несколько тысяч лет. А ещё через несколько миллионов лет торф превращается в каменный уголь.
Люди используют торф, прежде всего, как топливо. Некоторые виды торфа служат прекрасным удобрением. Хорош торф в качестве подстилки для скота. Один килограмм торфа может впитать 20 кг влаги. А ещё в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Нефть
Учёные полагают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.
Основное свойство нефти, которое использует человек, её горючесть. Зачем человеку нужна нефть? Прежде всего, как топливо. Из нефти получают бензин и керосин, машинное масло, пластмассы. Нефть используют в пищевой промышленности. При переработке нефти получают парафин, который нужен для упаковки сыра. Парафин предохраняет сыр от высыхания и плесени. Парафином пропитывают бумагу, в которую заворачивают жирные продукты. Разверните конфету в фантике. Под ним белая бумажка, пропитанная парафином.
Домашнее задание (вариативно)
Провести дома практическую работу, записать свойства столовой соли по плану:
Свойства
результат
Цвет
Вкус
Что происходит с солью в воде?
Из чего изготовлена столовая соль? Ответ найдите в дополнительных источниках.
Найдите и запишите пословицы о соли
(1-2).

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ