Конспект урока по Окружающему миру "Россия на карте" 2 класс
Урок окружающего мира во 2 классе Безрукова Елена Васильевна
Тема урока: «Россия на карте»
Цель: Формирование образовательных компетенций: учебно-познавательных и коммуникационных обучающихся 2 «В» класса в предметной области окружающего мира»по теме «Россия на карте».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;
Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.
Формирования умения слушать своих одноклассников
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формирование умения работать с разными видами информацией;
Вступать в диалоге;
Формировать познавательную рефлексию.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Познакомятся с понятием «географическая карта», условными обозначениями
Научатся читать карту.
Оборудование: карточки к игре «Разведчик», географическая карта России, карточки с дополнительным материалом
УМК «Школа России» учебник по окружающему миру А.А.Плешакова2 класс, Рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику А.А.Плешакова
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Вызов (Мотивация)
Создание эмоционального настроя на учебную деятельность
Отгадайте загадку
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
(карта)
Как вы догадались, о чём идёт речь?
Слушание
На карте есть моря дорог земли, но они все нарисованные на них нельзя плавать, ехать и пахать.
Познавательные УУД:
умение применять свои знания
Личностное УУД: умение формулировать ответь
Актуализация знаний
Давайте сыграем в игру «Суета»?
Давайте вспомним, как играть в эту игру
- А так же вам нужно будет разделиться на три группы.
Проведение игры
Игра «Суета» (учащиеся получают карточки с заданиями. Карточки трёх цветов. Цветовой индикатор помогает детям разбиться на группы )
Обсуждение проделанной работы
- Вам сложно было выполнять задание?
- Чувствовали ли вы помощь от своих одноклассников?
Высказывания детей
-Нужно перемещаясь по классу , найти карточку с нужным ответом.
-Быстро находят нужную информацию и подают сигнал.
Выполнение задания
Учащиеся делятся своими впечатлениями
Коммуникативные УУД.
- формирование умения вступать в диалог.
Познавательные УУД.
- умение применять свои знания.
Регулятивные УУД:
- оценивание своей работы и работы других
Постановка целей и задач урока
- По какому признаку вы объединились в группы?
-На какую тему у вас были вопросы?
-А как вы думаете, где это можно увидеть всё сразу?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Давайте подумаем, какие задачи сегодня будут стоять перед нами на уроке. Выберете из предложенных на доске задач.
( Узнаем, что такое карта; научимся работать с картой; узнаем, как выглядит наша страна на карте; научимся бегать с препятствиям.)
(Учитель на доске вывешивает карточки с темой и задачами урока)
По цвету карточки.
Про реки, моря, горы, про города.
На карте.
Карта.
Тема: « Россия на карте»
Узнаем, что такое карта.
Научимся работать с картой.
Узнаем, как выглядит наша страна на карте.
Познавательное УУД: умение обобщать используемую информацию
Регулятивные УУД.
- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.
Изучение нового материала
Посмотрите, как много задач сегодня стоит перед нами.
Тема очень интересная и обширная, поэтому сегодня мы отправимся в небольшое путешествие, в котором нам помогут помощники – эксперты (три ученика)
Вы будете по очереди группами подходить к каждому из экспертов. Ваша задача выслушать весь материал докладчика и выполнить задание.
Переходить будете по моему сигналу. Будьте очень внимательны, материал очень интересный и увлекательный.
Желаю удачи!
1 эксперт – Виды карт
2 эксперт – Как читать карту. Как показывать объекты на настенной карте.
3 эксперт – Путешествие по родной стране
Каждая группа должна посетить всех трёх экспертов.
Понравилось ли вам слушать своих одноклассников?
Что больше всего запомнилось?
Чей рассказ понравился больше всего?
А теперь оцените свою работу с помощью цветов! (зелёный- было интересно, жёлтый –не всё было интересным, синий- было неинтересно)
Слушание
Планирование работы
Начало выполнения работы.
Работа в группах
Обсуждение проделанной работы.
Дети оценивают свою работу с помощью цветов.
Регулятивные УУД:
- умение планировать свою работу
Коммуникативные УУД:
-умение слушать другого человека;
- умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
-умение оценивать свою работу
5. Закрепление изученного материала
А сейчас я посмотрю, как хорошо вы слушали наших экспертов?
-Какие цвета присутствуют на карте?
- Какие цвета присутствуют на карте России?
-Что это обозначает?
-Кто сможет показать границы нашего государства на карте?
Сейчас у вас будет возможность создать свою карту России. Вы очень много узнали о нашем государстве и о том как устроена карта, какие цвета на ней присутствуют. Работать будем в этих же в группах. На столе у вас лежит вспомогательный материал, которым вы можете пользоваться. (На листе формата А3 нарисован контур границ Российской Федерации, разныуе картинки с изображением животных и растительности, а также цветные карандаши и фломастеры.)
-Как нужно работать в группе?
Презентация работ.
Ответы детей у доски, работа с картой
Самостоятельная работа учащихся в группе.
Дружно, сообща, договариваясь между собой. Дать возможность поработать каждому.
Отчёты групп о проделанной работе.
Познавательное УУД.
-формирование умения работать у доски, с картой
Познавательные УУД.
-умение выполнять анализ и синтез информации
Регулятивные УУД:
-умение выполнять проверку с образца;
- умение оценивать работу одноклассника.
6. Подведение итогов урока
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
Давайте посмотрим справились ли мы с поставленными задачами?
Послушайте внимательно песню «Красное солнышко» поэта И.Шаферана
Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Припев:
Ни в близи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Можно ли сказать, что автор песни любит Родину?
А за что вы любите свою страну?
Ответы детей
Слушание
Учащиеся делают выводы.
Да, так как он говорит о своей Родне с нежностью.
Ответы детей
.
Познавательные УУД:
-умение слушать музыкальные произведения.
Личностные УУД:
-умение высказывать собственную точку зрения
7. Рефлексия
Молодцы!
Возьмите, пожалуйста, листы самооценки и оцените свою работу.
Дома ещё раз всё повторите в учебнике на стр.90 – 91, стр.94-95
Спасибо за работу!
Самостоятельное заполнение листов самооценки
Регулятивные УУД.
- оценивание своей работы и ее результата
Приложение
Различные карты
Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости - карты.
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой ученик, а мы поговорим о картах.
Карты бывают разными. Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д. А бывают физические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.
Существует множество других карт: климатически- на них показана средняя температура воздуха в разное время года; геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.); карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения. (Рассматривают разные виды карт )
Условные обозначения
Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.
Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.
Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым –горы.(показывает равнины)
Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие возвышенности(жёлтый цвет).
На карте есть и другие значки, они находятся в левом нижнем углу карты.
Путешествие по родной стране
(у каждого ребёнка перед глазами лежит карта)
Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад. Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих картах ).
Давайте назовём, какие моря омываю нашу страну с севера (Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское ).
С востока: Берингово море, Охотское море.
На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.
А на западе: Балтийское море.
Наша страна очень большая и в ней много городов. Давайте найдём их на карте и покажем : Москва-столица нашего государства, Курск, Екатеренбург, Чита, Магадан. Реки: Дон, Колыма, Волга, Лена, Обь. Горы: Уральские, Алтай.
Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин. (рассказчик показывает на карте и показывает картинки этих мест).
Игра «Суета»
Реки Моря Города
Екатеренбург Москва Ярославль
Владимир Омск Нижнй-Новгород
Пермь Волга Днепр Ока
Клязьма Енисей Чёрное Каспийское
Балтийское Баренцево Охотское Белое
Лист самооценки
Ф.И.________________________________________________
Отметь знаком «+» нужное утверждение
Я знаю, что такое карта
Я знаю, что обозначают разные цвета на карте
Я могу показать свою страну на карте
Я умею находить объекты на карте
Я умею показывать реки, моря и горы на карте

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ