Конспект урока по Окружающему миру "Три месяца весны" 2 класс
МБОУ «Таборская основная общеобразовательная школа»
Разработка урока окружающего мира
по технологии деятельностного подхода
тема: «Три месяца весны»
2 класс
Автор разработки урока:
учитель начальных классов
МБОУ «Таборская ООШ»
Белослудцева Ирина Леонидовна
Цель урока:
Сформировать знания о природных явлениях, происходящих весной, о последовательности событий в природе и их взаимосвязи.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 11
Используемые источники информации: учебник «Окружающий мир. 2 класс, часть 2» (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая). Пособие для учителя; РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ «ПЕРСПЕКТИВА»; Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Межпредметные связи
Формы работы и используемые методы.
Ресурсы
Изобразительное искусство;
Музыка;
Литературное чтение.
Фронтальная,
Работа в парах,
Объяснительно-иллюстративный метод
Информационные
учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру, презентация к уроку.
Технические
фонограмма произведения классической музыки, компьютер, проектор.
Дидактический материал
Карточки с заданиями, заготовки к продукту урока – весенней книге; кораблики и ручей для рефлексии
Тема: Три месяца весны.
Цель темы: познакомить учащихся с весенними месяцами, научить различать признаки
наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со
значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся:
- понятием «времена года»;
- основными процессами, происходящими весной (признаками данного времени года);
- особенностями жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;
- названиями и изображением раннецветущих растений;
Научить обучающихся
определять время года, изображенного на различных произведениях художников;
определять последовательность событий в природе и их взаимосвязь.
Развивать логическое мышление:
Умение: анализировать объекты;
выделять существенные признаки объектов;
устанавливать причинно- следственные связи, взаимосвязи и последовательность явлений природы.
Воспитывать:
любовь и бережное отношение к природе, как элементов экологической культуры;
эмоциональное и эстетическое восприятие
Планируемые результаты:
Предметные
находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;
проводить наблюдения за погодой, природными явлениями в весеннее время года.
Метапредметные
соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;
использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы, посвященных этой теме;
сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев;
характеризовать погодные явления весенних месяцев с помощью выразительных средств русского ( и родного) языка;
находить общее и различное в весенних праздниках разных народов России;
Личностные
осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии Весновки как старинного весеннего Нового года;
делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.
Коммуникативные:
- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
- Учёт разных мнений.
Регулятивные:
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- контроль, коррекция, оценка.
Ход урока:
Этап урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
Приветствуют учителя.
Личностные:
- смыслообразование;
- самоопределение.
Познавательные:
- целеполагание.
2. Актуализа
ция и фиксирова-ние индиви
дуального затруднения в пробном учебном действии.
3.
Выявление места и причины затруднения.
Определение темы урока.
Построение плана достижения цели.
4. Реализация построенного проекта.
Первичное закрепле-ние с проговари-ванием во внешней речи.
- Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал В.Даль. Внимательно послушайте
её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь. (Слайды)
Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
- Что это за птицы, ребята?
Рассмотрите картинки, представленные на слайде.
Что изображено на них?
Правильно. В начале учебного года мы зашли в волшебный год-сад. Сколько в нем гряд-месяцев?
- Сколько времен года? Слайды
Знаете ли вы чем отличаются друг от друга времена года?
В каждое время года природа имеет свои отличительные признаки. Сегодня мы поговорим только об одном времени года.
- Отгадайте, о каком это времени года? Послушайте стихотворение А. Плещеева.
- О чем мы будем с вами говорить на уроке?
- Итак, тема нашего урока: «Весенние месяцы».
- Сегодня мы вспомним названия и порядок весенних месяцев. Рассмотрим, как художники, поэты и композиторы показывали свое отношение к весне; узнаем, как весну встречали в старину
На слайде слова:
Весенние месяцы
Весна в искусстве
Старинные названия
Старинные обычаи
- А сколько гряд-месяцев весной?
- Вот мы и представим себе, что три ряда парт в нашем классе – это и есть весенние гряды-месяцы. Каждый месяц особенный. Прочитайте заголовки на своих листочках. Что значит МАРТ – ВЕСНА СВЕТА
АПРЕЛЬ – ВЕСНА ВОДЫ, МАЙ – ВЕСНА ЗЕЛЕНИ
Как понять эти выражения?
(учитель кладет на каждую парту лист с названием месяца)
-Весна всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства.
Поэты сочиняли стихи. Ребята приготовили замечательные стихи русских поэтов о весне. Послушайте их.
- На уроках чтения мы с вами приготовили необычные стихи-диаманты. Послушаем некоторые из них.
- А какие великолепные картины написаны художниками. Давайте посмотрим, как виделась весна русским художникам в сопровождении сочинения великого русского композитора.
- Какие краски используют художники? Почему?
-Давайте рассмотрим, что происходит весной каждый месяц.
Слайды
- Народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере названий весенних месяцев.
- Я вам раздаю конверты. Выберите карточки – старинные названия, подходящие только для своего месяца.
Проверка.
- Читайте название своего месяца и старинные названия, которые вы выбрали.
- У какого из весенних месяцев больше всего названий
- Как выдумаете, почему?
- Но у марта была в старину еще одна особенность. Прочитайте текст.
- Когда в старину отмечали весенний новый год?
Назовите весенние месяцы.
- Как звали святую Евдокию в народе?
- В старину в этот день начинался новый год. Русские люди верили, что Бог поручил святой Евдокии воскрешать землю от зимнего сна – смерти и дал ключи от всех весенних вод.
Этот день открывал новые работы и новые заботы. Мужчины готовили инструменты для сева: бороны, сохи. Женщины высаживали рассаду, приступали к белению холстов, ставили ткацкий станок для ткания материи из льна, так в доме становилось светло.
- День Евдокии-Весновки считался большим праздником: запрещались любые работы, устраивались праздничные обеды, гулянья молодежи и взрослых на улице.
- Посмотрите на изображение Весны. В какие цвета раскрашена игрушка?
-
Какие признаки помогают определить, что это фигурка изображает Весну-красну?
- Почему у игрушечной Весны-красны в руках птица?
-Давайте вернемся к картинкам, которые вы приклеили. Что изображено на них и почему?
- Какие названия подойдут к этим картинкам?
- Весну в старину очень ждали и всячески ее кликали.
- Прочитайте, как в старину звали-кликали весну дети. Слайд
- О каких подарках весны говорится в закличке?
- Почему так ласково названа пшеница?
- Почему, в связи с каким праздником к подаркам весны относят «яичушки»?
- Чем порадуют девушек «перстенечки»?
- Какую радость приготовила весна молодым женщинам «молодушкам»?
- Сейчас попробуем разыграть закличку по-своему.
Закличка на слайде.
На картинках изображена природа в разное время года.
Зима, весна, лето, осень.
Ответы детей.
Читает Иванка
Арина «Зима недаром злится» Ф.Тютчева;
Егор Чазов «Уж верба вся пушистая»;
Дети читают диаманты
Дети выбирают карточки-названия и приклеивают из на вторую страницу
У марта.
Это первый месяц весны
14 марта – день святой Евдокии
Евдокия-Весновка
Познавательны:
Анализ, сравнение, обобщение, классификация;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Регулятивные:
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Учёт разных мнений.
Личностные:
- самоопределение;
- смыслообразование.
Познавательные:
- Анализ, сравнение, обобщение;
- самостоятельное формулирование темы урока;
- планирование;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- учет разных мнений.
Личностные:
- смыслообразование.
Познавательные:
Анализ, сравнение, обобщение,
Классификация;
Поиск необходимой информации;
Установление причинно- следственной связи;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
- анализ, сравнение, обобщение;
- установление причинно-следственных связей;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке.
Дом.зад.
Пришла пора нам выходить из сказочного года-сада. Школьные ряды снова станут обычными партами, а не грядами месяцами. Но перед этим, я предлагаю отправить в плавание весенние кораблики.
- чтобы отправить кораблик, нужно сказать, что вы новое узнали на уроке, о чем мы говорили на уроке.
Вот такая парусная флотилия отправляется в весеннее путешествие. Мы еще не раз будем запускать наши кораблики, узнаем много нового и интересного о весне.
Приготовить пословицы, загадки, приметы о весне.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ