Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Насекомые и птицы летом и осенью»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

города Калуги









Конспект урока по окружающему миру

во 2 классе

«Насекомые и птицы летом и осенью»





подготовила

учитель начальных классов

Меженная Ольга Станиславовна







г. Калуга

2013







Тема: «Насекомые и птицы летом и осенью»

Цели:

1.Обобщить представление детей о летней жизни насекомых и птиц.

2.Сформировать представления об осенних изменениях в жизни насекомых и птиц.

3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.

4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.

5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.

План урока.

1.Признаки насекомых ( расчленение тела,6 ног, усики, крылья, мелкие размеры)

2.Жизнь насекомых летом:

- большое количество

-многообразие видов

-с чем это связано? (много цветущих растений, размножение )

3.Повидовая характеристика насекомых. ( доклады о стрекозе, бабочке-капустнице)

4.Жизнь насекомых осенью.

5.Жизнь птиц летом:

- многообразие

- главные заботы (выращивание птенцов, выкармливание)

- с чем связано? Почему гнездятся летом и размножаются? (много корма, тепло)

6.Повидовая характеристика ( доклады о журавле, кукушке)

7.Жизнь птиц осенью. (уменьшение количества, причины). Выделение группы перелетных птиц.

Какие птицы улетают?

Как они готовятся?

Последовательность отлета ( насекомоядные, зерноядные, водоплавающие)

Как улетают?

Оседлые птицы. Почему остаются зимовать?

Повидовая характеристика (Куда улетают?)

8.Показать значение птиц в природе, чтобы показать значимость и охрану.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Назвать признаки лета в неживой природе?

Какие летом были деревья, кустарники и травы?

Назвать признаки осени в неживой природе?

Какое главное изменение в неживой природе осенью?

Повлияло ли похолодание на растения?

Как изменились деревья, кустарники, травы с наступлением осени?

Сравните жизнь деревьев и кустарников летом и осенью.

Сравните жизнь травянистых растений летом и осенью.

Индивидуальный опрос ( рассказ о грибах )-2 чел.

Почему грибы появляются во 2 половине лета?

Почему нельзя срывать старые грибы?

3.Обобщение по пройденному материалу.

Мы закончили повторение пройденного материала, выяснили, какие изменения происходят в жизни растений осенью и с чем это связано.

4.Сообщение новой темы.

5. Изучение нового материала.

Выясним, кого мы относим к насекомым ( тело делится на голову, грудь и брюшко, 6 ног, у некоторых есть крылья, у всех усики, маленького размера )

А паук – это насекомое? (нет, так как у него тело делится на 2 части, 8ног, нет усиков и крыльев)

Кто летом наблюдал насекомых?

Много ли их летом?

Каких вы видели?

С чем связано большое количество летом? (много цветущих растений)

Основная забота летом- питаться и размножаться.

Чем питаются насекомые?

Все насекомые откладывают большое количество яиц?

Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?

Повидовая характеристика.

Сравните жизнь насекомых летом и осенью.

Лето- тепло- много цветущих растений- много насекомых

Осень- холоднее- меньше цветущих растений- мало насекомых

Много ли птиц видели летом?

Каких видели?

Какие главные заботы птиц летом? (выращивание птенцов, вскармливание)

Ласточки питаются насекомыми, грачи - червями, насекомыми, семенами растений. Скворцы, кукушки, соловьи –насекомыми, журавли на болотах –лягушками, отыскивают змей, растениями и их семенами, ягодами. В начале лета большинство откладывают яйца и высиживают птенцов. Позднее - выкармливают их и учат летать.

Почему они гнездятся и размножаются летом? (много тепла и корма)

Повидовая характеристика.

Когда больше птиц летом или осенью?

Почему количество уменьшается? (мало корма)

Многие птицы улетают от нас? Почему? (мало корма)

Перелетные птицы – птицы, которые меняют свое местожительство. Какие птицы улетают от нас?

Последовательность отлета.

- насекомоядные (стрижи, иволги, кукушки, ласточки, пеночки)

- растительноядные (дрозды, перепела, куропатки)

- водоплавающие (утки)

Чем такую последовательность можно объяснить?

Как летят птицы?

- цепочкой (вороны)

- стаей (ласточки, трясогузки, грачи)

- клином (гуси, журавли)

- по – одиночке (удод)

Как готовятся к отлету? (усиленно питаются, многие собираются в стаи)

А каких птиц мы видим зимой? Почему они не улетают?

Птицы, которые остаются, постоянно живут в данной местности – оседлые.

Это – голуби, галки, воробьи, сороки, тетерев, лесные совы, ястреба- тетеревятники.

Зимующие:

1.Оседлые

2.Кочующие (прикочевали в данную местность на зимовку)

Значение птиц.

6.Закрепление (чтение текста, вопросы по тексту)

7.Фронтальная беседа.

Назвать признаки насекомых.

Жизнь насекомых летом.

Жизнь насекомых осенью.

Жизнь птиц летом.

Жизнь птиц осенью.

С чем связано?

8.Итог урока. Чему учились? Домашнее задание.

















Список использованной литературы

1.Брем А. Птицы: В 2 т. Т. 1 /Коммент. В. В. Морозова; Гравюры из полного немецкого издания. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 688с.: ил. – (жизнь животных).

2.Брем А. Птицы: В 2 т. Т. 2 /Коммент. В. В. Морозова; Гравюры из полного немецкого издания. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –с592.: ил. – (жизнь животных).

3.Фабр Ж. Нравы насекомых. – Москва: Издательство АСТ, 2000.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ