Конспект урока "Православный храм"
Основы православной культуры
Урок №14
Тема
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
Цель
Познакомить с понятием «храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма; приобщение обучающихся к вечным ценностям через развитие интереса к духовно-историческому и культурному наследию своего народа.
Основное содержание темы, термины, понятия
храм, иконостас, «царские врата», алтарь, притвор.
Планируемые результаты
Предметные умения
УУД
-знать устройство и назначение православного храма;
- расширить представление обучающихся о храмостроительстве и духовном начале мастеров-строителей;
Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного, воспитание трепетного отношения к национальной культуре;
Регулятивные: планирование промежуточных целей; развитие навыка работы с учебником
Познавательные: формирование понятия «православный храм»
Коммуникативные: развитие навыка совместного действия
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
время
1
Организационный этап
Приветствие учащихся, контроль отсутствующих
Приветствие, настрой на урок.
1 мин.
2
Самоопределение к учебной деятельности
Слайд 1. ХРАМ
Подвести учащихся к осознанию цели урока.
Этот дом - не просто дом!
Он красивый и с крестом,
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это – православный храм
- Давайте сформулируем тему нашего урока и цель нашего урока.
Дети высказывают мнения, формулируют тему и цель, записывают в тетрадь:
-православный храм.
-узнать об устройстве храма и его назначении
4 мин.
3
Актуализация опорных знаний
-По каким внешним признакам можно узнать православный храм?
- Издавна храмы строили в виде креста, корабля, круга или 8-конечной звезды. Как вы думаете, почему?
Обучающиеся называют:
- купол, крест, колокола.
Обучающиеся высказывают своё обоснованное мнение.
5 мин.
4
Активная форма развития и формирование понятия ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
А) Слайд 2.
ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМА
Б)Слайд 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА.
Слайд 4.
В) Работа с текстом учебника с.48-51
Г) Исследовательская работа
Д) Словарная работа
Е)Слайды 5, 6,7
ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА
-По слайду сделаем совместные выводы.
Символика православного храма.
Как вы думаете, почему
над храмом воздвигают
- две главы?
- три главы?
- пять глав?
- Вы уже бывали внутри православного храма? Что вам запомнилось?
-Как вы думаете, какая самая главная часть храма?
-Алтарь отделён от средней части храма иконостасом.
-Подумайте, почему он так называется.
В иконостасе имеется три двери (или трое врат). Средние врата, самые большие и называются Царскими воротами.
-Самостоятельно прочитайте текст учебника и выделите новые понятия.
- Наши ребята проводили исследование о храмовом строительстве на Руси. Сейчас они нас познакомят с результатами своих исследований.
-Спасибо нашим исследователям!
А что мы называем собором?
Слово нашим лингвистам.
-Как вы считаете, сейчас люди живут соборно?
-Согласны ли вы с утверждением, что природа - прекраснейший храм Божий?
-В природе есть свои законы, правила. А в храме?
Учитель по слайду дополняет и обобщает правила поведения в храме.
-Как вы думаете, зачем люди приходят в ХРАМ?
«И действительно, в храме наши души исполняются благодатным миром Христовым. Бывает, приходишь в Дом Божий с внутренним смятением, тяжестью на сердце. А уходишь – успокоенным, утешённым, примиренным», - так отозвался о пребывании в храме протоиерей Артемий Владимиров в книге «Учебник жизни»
- Сделаем зарядку « В здоровом теле -здоровый дух!»
К середине первого тысячелетия сформировалась традиция, по которой все христианские храмы снаружи смотрелись
- как огромный крест (храм посвящен распятому за нас Господу Иисусу Христу),
-как круг (символ вечности Церкви Христовой),
- как корабль (означает, что Церковь, подобно Ноеву Ковчегу ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном),
-как звезда в виде восьмиугольника (означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире).
- два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе
- три Лица Св. Троицы
– Иисус Христос и четыре евангелиста.
Обучающиеся называют :
- свечи, иконы, врата и др.
Высказывают своё мнение (АЛТАРЬ)
Иконостас - стена, на которой расположено много икон.
Читают текст по абзацам, записывают в тетрадь определения.
1ученик. Раскопки и исследования показали, что до конца 10века на Руси не было монументального каменного строительства. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
2ученик. Одно из первых каменных сооружений было возведено греческими мастерами в КИЕВЕ в конце 10века. Это была 25-главая церковь в честь БОГОРОДИЦЫ.
3ученик. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Они возводились из плоского кирпича.
4ученик. Архитектурные различия в строительстве были связаны с материалом, используемым в той или иной земле. В Киеве, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плоского кирпича. В Новгороде в основном использовали известняк. Он слоился, легко затирался затвором. Наиболее известные памятники Новгорода – соборы Юрьева и Антоньева монастырей.
Обучающие. Мы работали с однокоренными словами
СОБОР-1)собрание, съезд(устар.)2)Главная церковь в городе, в монастыре.
СОБОРНОСТЬ-духовная общность многих совместно живущих людей.
СОБОРНО - совместно в мире и любви.
- Да, они вместе работают и оказывают помощь в трудных жизненных ситуациях. (Пожары, наводнения, СМС «Добро» и др.добрые соборные дела)
-Да, природа-это прекрасный нерукотворный мир, где всё связано невидимыми нитями, которые нельзя прерывать.
Дети вспоминают правила поведения в природе, законы природы.
Обучающиеся формулируют правила поведения в храме.
(Для СОБОРНОЙ молитвы, чтобы спасти свою душу, помолиться о здоровье ближних.)
Физкультминутка
18 мин.
5
Самостоятельная работа с самопроверкой в парах.
Раздать детям листы с ключевыми словами.
Обучающиеся выполняют задание, затем проверяют в парах.
5мин.
6
Заочная экскурсия «Храмы- творение мастеров»(показ слайдов)
-Чем привлекают внимание православные храмы?
-Как вы думаете, все ли мастера допускались до строительства храмов?
-величием, красотой, изысканностью, богатым декором.
-истинные мастера, люди с чистой душой и помыслами; плохой человек не допускался до строительства храмов.
5мин.
7
Рефлексия.
Слайд 7.
-Где была построена первая каменная церковь?
-Откуда заимствованы принципы
построения храмов?
-Как мы должны относиться к храмам?
Ответы детей:
1)в Киеве
2)из Византии
3) с уважением и почитанием, потому что это великое духовное наследие нашего народа, его история и культура.
5 мин.
8
Домашнее задание
1.Прочитать текст учебника, рассмотреть иллюстрации.
2.Нарисовать храм, используя полученные знания.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
2 мин.
Литература
Владимиров А. Учебник жизни. - М.: Дрофа, 2001г.
Кузнецова Н.А. Формирование личностных компетенций учащихся. - Волгоград: «Учитель» , 2012г.
Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-5кл. - М.:Просвещение,2012г.
Интернетресурсы. Поисковая система ЯНДЕКС

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ