Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме: «Растения и животные»
Методическая разработка урока по окружающему миру
в 1 классе по теме:
«Растения и животные»
Выполнила:
Прудникова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «Ленинская СОШ с УИОП»
Таврического района
Омской области
УМК «Школа 2100»
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Тема раздела: Живые обитатели планеты.
Тема урока: Растения и животные (второй урок раздела).
Цели урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности); учебно-познавательной (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности); коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми)
обучающая: дать учащимся общее представление о способах питания растений и животных;
развивающая: развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить, формировать умение работать в паре, в группе;
воспитательная: воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве (работа в паре и группе);
- саморазвитие и самообразование.
Метапредметные (МПР):
Познавательные УУД - ориентироваться в учебной книге, работать с разными источниками информации (учебной книгой, презентацией);
- устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы .
Регулятивные УУД- целеполагать под руководством учителя;
-уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные УУД
- коммуникация как сотрудничество, работа с соседом по парте: распределение работы в группе, выполнение своей части работы, взаимопроверка;
- принимать мнения одноклассников.
Предметные (ПР):
- углубить знания о растениях и животных их сходствах и различиях;
- осознание необходимости действий по сохранению растений и животных.
Задачи урока: формировать представление о растениях, как живых организмах способных создавать органические вещества (без ввода термина), их сходствах и отличиях от животных; учить использовать приемы «корзина идей», «инсерт», «концептуальная таблица» при работе с информацией для систематизации знаний по теме; развивать коммуникативные умения учащихся.
Тип урока: предъявление (открытие) нового знания
Применяемые методы, педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, частично-поисковые методы, создание проблемной ситуации, инсерт, корзина идей, концептуальная таблица.
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, карточки с таблицами, лист успехов.
Структура урока:
№ п/п
Название этапа
Время
Самоопределение к деятельности
1 мин.
Актуализация знаний, мотивация
5 мин.
Постановка учебной задачи
4 мин.
Решение учебной задачи
11 мин.
Первичное закрепление
12 мин.
Физкульминутка
2 мин
Применение полученных знаний.
8 мин
Рефлексия.
2 мин
Ход урока
№
Этап урока
( и цель этапа)
Название используемых ЭОР, краткое описание презентации.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Самоопределение к деятельности
Цель: включить детей в учебную
деятельность.
Читает стихотворение, настраивает на начало урока
Вот опять звенит звонок,
Зовёт ребят он на урок!
Сегодня на уроке окружающего мира будем открывать тайны природы и отвечать на ваши многочисленные почему, зачем, куда.
А свои успехи вы будите фиксировать в индивидуальной таблице успехов. (каждый этап урока это кружок, который вы раскрашиваете: зеленым цветом - я все понял и сделал самостоятельно, синим – у меня возникли затруднения, но я справился после помощи учителя, красным цветом – у меня ничего на получилось даже после помощи учителя) Приложение №1.
Настраиваются на предстоящую работу.
1
2
Актуализация знаний, мотивация
Цель: воспроизвести знания и способы действия.
Слайд №1
Картинка появляется по щелчку, после отгаданной загадки.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Предлагаю отгадать загадки, и определить к каким организмам относятся отгадки. Загадывает загадки
1.Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
2.Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет,
Цвет своей шубки меняет.
3.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
4.Есть змеи стометровые,
Зеленые, бардовые,
А капитану в море
От них большое горе.
5.Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух
И превратился в пух.
6.Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху - блюдо, снизу - блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
7.Кто в траве стрекочет,
Перепеть всех хочет?
8.Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Кто это?
9. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
-Что интересное заметили?
-Докажите, что это живые организмы
Живое и неживое
Отгадывают загадки
Дятел
Заяц
Ель
Водоросли
Одуванчик
Черепаха
Кузнечик
Лягушка
Мох
-Все отгадки – живые организмы.
-Они растут, дышат, питаются, дают потомство, умирают.
5
3
Постановка учебной задачи
Цель: сформулировать учебную задачу и тему урока.
Выявить
представления
обучающихся о том, что нового
они узнают на уроке, чему научатся.
Слайд № 3.
Делят изображения на две группы (животные и растения)
Картинки по щелчку встают в нужную группу
-Разделите эти живые организмы на две группы.
-Как назовём предметы 1 группы (растения), второй группы (животные)
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
-Молодцы! Что вам хотелось бы узнать о растениях и животных? Высказывания детей фиксируют на доске.
Тема нашего урока: Растения и животные. Сегодня мы найдем ответы на некоторые ваши вопросы.
Посмотрите картинку на с. 54
Вы любите мультфильмы? Из какого мультика наши гости? Прочитайте их реплики.
Задумчивый слонёнок посмотрел на василёк и белку и сказал: «Они так похожи друг на друга».
Мартышка заметила: «Нет, они совсем разные».
Проблемный вопрос: Кто же из них прав?
-Ответ на этот вопрос найдём на уроке. (В чём сходство и различие растений и животных?)
Растения и животные.
Тема урока «Растения и животные».
Высказывания детей
Рассматривают иллюстрацию
Читают реплики героев.
Предположения детей
4
4
Решение учебной задачи
Цель: работать над решением учебной задачи с помощью выбранных методов.
Слайд № 4.
Таблица общих признаков растений и животных.
Слайд №5
Корзина
Слайд №6
ЭОР Питание растений (нужен выход в интернет)
Рассмотрите рисунки в учебнике. Стр 50. Что общего у растений и животных?
Прием «Концептуальная таблица».
На индивидуальных карточках (Приложение №2) выделите общие признаки растений и животных. Учитель помогает заполнить таблицы -инд.работа
Проверка заполненной таблицы на доске.
-В чем сходство между растениями и животными?
-В чем испытали затруднение?
Приём «Корзина идей». Питание растений.
Откроем тайну растений. Соберем в корзинку ваши предположения. Запишите самостоятельно на листах бумаги все, чем могут питаться растения.
-Обсудите со своим соседом по парте вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос.
Оказывается, в листьях растений работают маленькие «зеленые заводики» Хлорофиллы. Анимация вам поможет представить как они работают. Демонстрирует ЭОР
Самостоятельно прочитайте комикс на стр. 51 учебника, попробуйте в парах объяснить, чем питаются растения, а чем животные.
-Подтвердились ли ваши предположения?
-Что за черточки и точечки и появились на листьях цветка?
Что употребляют в пищу растения?
Чем?
Что ещё употребляют.
Откуда? Чем?
Что ещё нужно растениям?
Чем поглощают?
– Чем же закончилась эта история?
– А что удивительного заметили?
Вывод. Растениям не надо двигаться, чтобы питаться, они добывают себе пищу из окружающей среды листьями и корнями
Муха и цветок пьют воду. Слоненок растет, и дубок растет…
Самостоятельно заполняют таблицу
Непонятно как питаются растения
Работают в парах
Каждая пара называет одно из предположений. Схематичная фиксация идей
Просматривают видеоролик
Читают комикс на с.51
Обсуждают вопрос в парах.
Вода, воздух и солнечные лучи
-воздух- это белые кружочки
-листьями
-воду – синие кружочки
-из земли, корнями
-солнечные лучи
- листьями
-Животное съело растение.
-Всё, что было в растении, перешло в животное
3
3
2
3
5
Первичное закрепление
Цель: организовать проверку степени усвоения изученного на уроке материала.
Во время обсуждения можно включить аудиозапись «Звуки леса»
Организует работу в группах
Применение знаний. Работа в группах. Приложение 3.
Задания группам:
Почему в лесу легче дышится?
Что бы произошло с растениями из сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце», если бы медведь не спас солнышко?
Откуда в растущей ягодке земляники появляется сладкий сок?
Работают в группах (группы по рядам)
После обсуждения один представитель от группы озвучивает ответ на задание.
3
2
4
3
Слайд №7
Схема знаков
Слайд №8
Различия растений и животных
Организует беседу
Различия между растениями и животными.
-Что может дальше произойти со сладкой, сочной земляникой?
Посмотрите на таблицу, какой вопрос у нас возникал?
-Мы на него ответили?
-Что можете сказать о питании животных?
Прием «Инсерт»
На стр. 52 учебника дан текст в красной рамке. Прочитайте его с пометками. «V» - уже знаю, «+» - новое, «?» - непонятно, есть вопросы.
- Что в тексте было уже знакомо?
-Что бы произошло с животными, если бы они как растения не смогли передвигаться?
-Как способ питания повлиял на способность передвигаться?
Что оказалось новым для вас?
-Что оказалось непонятным, неясным. Какие есть вопросы?
-Что произойдет с растениями, если их поместить в темное место?
Обобщение по таблице Приложение №4
Сравним ещё раз растения и животные и найдем существенные признаки различия.
-Ее можем съесть мы или животные.
-Как питаются растения.
-Растения строят свой организм сами. Животные умеют бегать, прыгать, передвигаться
-Погибли от голода.
-Животные – «едоки», а растения «кормильцы»
Теряют зеленый цвет, погибают
Высказывают свои мнения по линиям сравнения.
6
Физминутка.
Цель: переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.
Игра «Где мой обед!».
Летом, под лучами солнышка выросли удивительные растения.
В наш удивительный лес пришли голодные животные. Кто может передвигаться, меняться местами? (животные) А кто нет? (растения).
Дети надевают карточки с рисунками растений и животных.
Дети с масками растений занимают места в классе, животных находят себе пищу
2
7
Применение полученных знаний.
Цель: проверить степень усвоения изученного на уроке материала.
Работа в парах по учебнику стр. 53
Что напутал Незнайка? Поправь его.
Разыграйте ситуацию «Лягушонок и утенок Кряк»
Коллективная работа.
Вернемся к иллюстрации с. 54.
-Сможем ли мы сейчас сказать кто из героев мультфильма прав Слоненок или Мартышка? Почему? Докажите.
-Самостоятельно прочтите текст на с.54
-Какие слова мы вставим вместо точек в тексте?
- Могут ли животные и человек жить на Земле без растений.
– Есть ли что-нибудь лишнее в природе?
– Не всегда люди понимают. Поэтому многие растения и животные исчезли, а многих осталось очень мало на Земле.
– В 1948 г. Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным нашей планеты надо помочь. В 1966 г. Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка красная, листы разноцветные.
На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы.
На желтых – виды, численность которых сокращается.
На белых – о видах редких на Земле.
На зелёных – о видах, которые удалось спасти.
Работают в парах, выслушивают мнения соседа, высказывают свое.
Распределяют роли, разыгрывают ситуацию.
Читают текст
Высказывают свои мнения.
Нет, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных
4
4
8
Рефлексия.
1. Организовать рефлексию деятельности на уроке.
2. Организовать процесс самооценки учениками собственной деятельности на уроке.
Сегодня мы много узнали о растениях и животных. Что вам хотелось узнать на уроке?
Узнали ли вы об этом?
Что осталось непонятным?
Что вас удивило?
Что хотелось бы еще узнать?
Подведем итоги ваших таблиц успеха.
Каких кружочков у вас больше? В чем возникли трудности на уроке? Как преодолели затруднения?
Чему каждый из вас научился на уроке?
- У многих из вас горит зелёный цвет, а это значит, вы готовы к разгадке тайн природы на следующих уроках.
Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и фиксируют свои достижения.
2

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ