Окружающий мир "Охрана природы" 4 Класс

Технологическая карта урока


ФИО учителя

Тимошина Ольга Михайловна

Предмет

Окружающий мир (УМК Развивающая система Занкова)

Класс

4

Тема

Охрана природы.

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Цель урока

Содержательная цель: выявление теоритических основ о способах охраны природы.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности.

Задачи

Обучающие: расширить и дополнить знания учащихся об экологических проблемах, продолжить знакомство с Красной книгой, показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся; интерес к окружающему миру; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, умение рассуждать, делать выводы; развивать речь, словарный запас.

Воспитывающие: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры.


Универсальные учебные действия

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей,

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ;

  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение, как осмысление цели чтения;

  • знаково – символическое моделирование.

Коммуникативные:

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

  • осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками;

  • планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации;

  • адекватно воспринимать предложенную оценку учителя и одноклассников;

Личностные:

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного и здоровьесберегающего поведения;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

Оборудование

Компьютер, нетбуки, проектор, учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я Дмитриева, презентация по теме «Охрана природы», раздаточный и справочный материал.

Формы работы

Групповая, в парах, фронтальная.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.


Учитель приветствует детей, настраивает их на работу.

Проверяют готовность к уроку.



  1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем.

-Что мы изучали на прошлом уроке?

- Что такое научно – техническая революция?

-Какое значение для человека имела научно – техническая революция?

- Назовите основные направления, по которым развивается научно – техническая революция?

(рост скоростей, создание синтетических материалов, уменьшение размеров устройств).

- Приведите примеры.

  1. Актуализация знаний.

- А сейчас я предлагаю ответить односложными ответами (да, нет) на мои утверждения. Работать будите в парах.

п/п

Утверждения

да

нет

1

Компьютеры ускорили процесс обработки информации.



2

Работа за компьютером экономит ваше время для отдыха.



3

Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье.



4

Пища, приготовленная в микроволновке полезна.



5

Современный транспорт улучшает нашу жизнь.




- Какой вопрос вызвал у вас разногласия?

- Почему?

3. Постановка цели урока.

- Как результаты научно – технической революции повлияли на природу?

-Какая проблема встала перед людьми в конце XX века?

-Какую тему сегодня будем изучать на уроке?

-А для чего мы будем изучать эту тему?

- Что нам предстоит выяснить на уроке? (способы охраны)

Научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы.

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разбиться на 5 групп и приготовить слайды.

  1. Практическая работа (работа в группах)

I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словари)

II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»?

(учебник стр. 61)

III группа «Экологисты» будут изучать широту охвата экологической проблемой. (учебник стр. 60-61)



IV группа «Экологи» будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» и области? (учебник стр. 62-65)



V группа «Экологи» будет искать ответ на вопрос «Куда заносятся растения и животные находящиеся на грани вымирания»?

(дополнительная литература)

  1. Формирование новых знаний.

1 ученик:

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Экологист - человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой.

Конвенция Международный договор по какому-нибудь определенному вопросу.

Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.

Заказник лесной, степной или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся отдельные виды животных, растений.

Лесопарк - лесной массив в городе.

Красная книга название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.


2 ученик:

Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека.

Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться на животных, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства— окружающей природы и отдельных ее компонентов. Из поколения в поколение передавалось «табу» — запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов Ярослава Мудрого «Русская правда».

В XVII веке Пётр I издал указ о запрете свободной добычи полезных ископаемых, о запрете на вырубкуи загрязнения лесов около больших и малых рек.

3 ученик:

Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле.

  • Была принята Конвенция по ограничению торговли редкими животными и растениями.

  • Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.

  • Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту окружающей среды.

  • Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.

  • 29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли»

  • Волонтерское движение нашей школы (сбор макулатуры, участие в городских конкурсах: «Ёлочка живи», «Кормушки птицам», посадка саженцев в сгоревших лесах Тольятти).


4 ученик

На территории нашей страны созданы заповедники. В настоящее время из более 100: Астраханский, Ильменский, Приокско – Террасный, Кандалакшский и многие др. На территории Самарской области тоже есть заповедник.

Сама́рская Лука́ — самая большая, значительно выраженная и известная излучина реки Волги, в нижнем её течении между селом Усолье и городом Сызрань..

5 ученик

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).

  • Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).

  • Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).

  • Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).

  • Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

По ходу выступления учащихся составляется кластер.

Международные

акции

Международные

соглашения




Красная

книга

Заповедник

Законы

Охрана природы



Заказник

Лесопарк



  1. Итог урока.

И сейчас вам предстоит написать синквейн.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Природа

  • Загрязненная, беззащитная.

  • Сохранять, беречь, любить.

  • Природа требует бережного отношения.

  • Жизнь.



  1. Домашнее задание.

- Подготовить реферат о заповедниках России.


Организует фронтальный опрос учащихся.
















Организует обмен мнениями.















































Организует работу в группах. Регулирует работу групп.













Организует заполнение клстера.



















































































































Организует обмен мнениями.

















































Объясняет д/з.


Структурируют знания.


Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.










Аргументируют ответы.























Самостоятельно формулируют тему урока.







Участвуют в обсуждении проблемного вопроса.








Работают с информацией.

Готовят слайды на нетбуках.









Участвуют в исследовательской практической работе











.







Формулируют выводы, аргументируют их.


































Работают с информацией, представленной в учебнике. Анализирует полученную информацию из текста.














































Составляют кластер.



















Составляют синквейн.


ПУУ: устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

ЛУУД: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного и здоровьесберегающего поведения.




КУУД: осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.






ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.





ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей, осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; знаково – символическое моделирование.

КУУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками;

планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации.

ЛУУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.





































































ПУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД: адекватно воспринимать предложенную оценку учителя и одноклассников.

ЛУУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ