ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ»

Окружающий мир

Лисичкина Е.Н., учитель начальных классов первой квалификационной категории

Обобщающий урок по теме

«Путешествие
в прошлое России». Деловая игра.


Цель: создание условий для формирования исторического мышления младших школьников в ходе обобщения знаний по курсу истории России (с момента образования Древней Руси до Новейшей истории).

Задачи:

а) образовательные: обучать младших школьников устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать, закреплять знания учащихся об исторических фактах;

б) развивающие: развивать мышление младших школьников, их внимание и память,

в) воспитательные: воспитывать патриотизм, способствовать формированию умения сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим, участвовать в совместном принятии решений.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран; презентация, индивидуальные карточки, пазлы с портретами выдающихся деятелей Руси, наглядный материал на доску.

Методическое обеспечение:

  1. Поглазова О.Т., В. Д. Шилин «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 159 с.

  2. Поглазова О.Т. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. в 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

  3. Поглазова О.Т. Методические рекомендации по изучению интегрированного курса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004. – 256 с.

  4. Мультимедийная презентация по теме «Исторические ошибки», «Кроссворд».

  5. Коллективный исследовательский проект по теме: "Отечественная война 1812 года".

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Под фонограмму музыкального произведения учитель читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

-Как вы считаете, почему сегодняшний урок я начала со стихотворения о Руси и данного музыкального произведения?

-Какие последние темы нами были изучены?

-После ваших рассуждений, скажите мне, какая у нас сегодня тема урока?

(«Путешествие в прошлое России»)

- Какие учебные задачи мы с вами можем сегодня поставить на данном уроке?

1. Представить коллективный исследовательский проект «Отечественная война 1812 года».

2. Повторить изученное по теме «История в прошлое России».

3. Провести Деловую игру. (Эту учебную задачу озвучить позже)

II. Проверка домашнего задания

-Какое у вас было домашнее задание? ( Подготовить коллективный исследовательский проект по теме «Отечественная война 1812 года»)

Ученики группами представляют свои проекты по следующим направлениям:

1.История войны 1812 года.

2.Герои Отечественной войны 1812 года.



3. Интересные исторические факты о войне 1812 года.

4.Текст-рассуждение на тему: «Почему русские люди победили в войне 1812 года?

III. Деловая игра

Сегодня мы вспомним великое прошлое нашей Родины, повторим изученное из истории развития нашей страны от Древней Руси до Российской империи и проведем урок в форме деловой игры. Вам будут предложены различные задания, где вы должны показать свои исследовательские умения, смекалку, ум. Для этого мы должны разделиться на 3 группы.

(Учащиеся класса делятся на три группы).

- Какую же третью задачу мы можем определить?

3. Провести Деловую игру.

В качестве разминки для команд мы проведем экспресс-опрос.

1. Этот князь был призван править Русью в 862 году. Назовите его имя. (Рюрик)

2. Какой город стал первой столицей Древней Руси? (Великий Новгород)

3. Назовите имя князя, при котором образовалась Киевская Русь? (Князь Олег)

4. В каком году князь Владимир принял христианскую веру?

(В 988 г.)

5. Как иностранцы называли Русь и что это означает?

(«Гардарики» - страна городов)

6. Как называлась в Древней Руси особо укреплённая часть города? (Кремль)

Тур№ 1. «Узнай историческое лицо»

Командам раздаются пазлы с портретами исторических личностей.

-Вы должны собрать портрет и рассказать об этом историческом деятеле.

(Раздаются командам пазлы с портретами Ивана Грозного, Петра Первого, Михаила Ломоносова)

Ученики собирают портрет и готовят о нем сообщение.

Тур№2. «Соотнеси понятия с историческими личностями»

Каждой команде раздается перечень из 15 слов.

-Вы должны выбрать для своей «исторической личности» слова из данного списка и аргументировать свой выбор.




Иван Грозный:

1547

Типография

Убийство сына

Судебник

Казанское Ханство


Петр I:

Империя

Флот

1703

Аптека

Ботик


М.Ломоносов:

Университет

Академик

Мозаика

Холмогорье

Ученый


Представитель из каждой команды выходит к доске и выбирает для своего исторического героя слова на магнитной доске и доказывает свой выбор.

Тур№3. « Исторические ошибки»

Каждая команда получает карточки с текстом, в котором допущены исторические ошибки. Учащиеся находят и исправляют ошибки.

1-я команда. В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

2-я команда. Весной 1249 года (1242 года) разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Иван (Александр) Невский одержал победу над шведами (немцами).

3-я команда. В 1700 году Англия (Швеция) начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

Тур №4. «Кроссворд»

Каждая команда получает кроссворд. Время работы – 5 минут.



1.Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород.)

2. Народное собрание. (Вече.)

3. Промежуток времени в 100 лет. (Век.)

4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска.)

5. Обряд принятия христианства. (Крещение.)

6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало.)

7.Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый.)

IV. Итог урока

- Назовите тему урока.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Как мы их решали?

V. Рефлексия

Назовите дерево – символ России.

- Как вы считаете, почему берёза символ России?

Учитель прикрепляет на доске рисунок с изображением березы без листьев.

Вы сегодня хорошо поработали. Украсьте наше дерево своими листьями. (По принципу своего личного вклада в работе группы).

Ученики под звуки колокольного звона украшают березу листьями разного цвета.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ