Классный час в форме этического диалога «Человек и природа»
Классный час в форме этического диалога
«Человек и природа»
Цель: формировать у детей чувство экологической культуры через гуманное к ней отношение.
Задачи:
1.Развивать в детях чувство гуманности;
2. Вызвать чувство сострадания ко всем живым существам на планете;
3.Развивать умения сопереживать, сочувствовать.
4.Способствовать стремлению детей оказывать помощь природе.
5. Продолжить формирование экологически грамотного отношения к природе.
6. Активизировать имеющиеся у детей экологические знания
7. Способствовать воспитанию эстетического восприятия, умения видеть и ценить красоту природы
Место занятия в системе воспитательной работы класса: формирование экологической культуры
Занятие составлено для детей 8-10 лет
№
Структурные компоненты этического диалога
Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога
Вывод школьников на проблему.
Дети сидят в полукруге.
-Давайте поприветствуем друг друга. Встанем, поздороваемся глазами, плечами, локтями. Взялись за руки - По нашим рукам побежал ручеёк добра, пусть хорошее настроение останется с нами на протяжении всего занятия
-Тихонечко сядьте.
- Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать с чтения отрывка из лесной книги жалоб.
« Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя непохожая!
Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.
Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.
Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой!»
Построение логической цепочки развития мысли.
-От кого поступила жалоба?
-Какой была лесная полянка?
-А какой она стала?
-Почему лесная полянка назвала себя лесной помойкой?
-Ребята, как вы думаете, а кто довёл полянку до такого состояния?
- Человек…существо, которое создала природа…существо, которое бездумно губит свой мир…
-Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о человеке и природе, о том как пагубно поступают люди по отношению к нашей земле .
-Послушайте стихотворение Евгения Карасёва
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Мы не видели ,как из под ног
Молчаливо, дыша ели-ели,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
3
Обращение к личности ребёнка.
- А часто ли мы с вами губим природу?
-Задумываемся ли мы о цветах, о травах, о деревьях и кустарниках когда идём в лес.… Думаем ли мы о бабочках и кузнечиках, когда бегаем по поляне?
-Я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, которые произошли с ребятами другого класса.
«-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, - предложил Алик.
-Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала».
-Правильно ли поступили дети? Что бы вы сделали на их месте?
-Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.
-Следующая ситуация: «Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей».
- Можем ли мы осуждать этого мальчика? Ведь он не убил бабочку, а всего лишь положил её в коробок?
-Все меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из « темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало свое красотой. Ловить красивых насекомых нельзя.
- Перед тем, как пойти домой ребята решили убрать за собой. На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Дети собрали все это и сожгли на костре.
-Можем ли мы похвалить этих ребят?
-Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять с собой в город, чтобы выбросить в общий мусороприёмник, содержимое которого уничтожается централизованно.
4
Точка наивысшего напряжения как кульминация
- Ну а теперь вспомните себя…
-Мы живем в городе и не так часто ходим в лес. В городе мы можем позволить себе всё: кидать мусор там, где нам хочется, рвать цветы и ломать деревья… А разве в городе кроме домов, дорог и фабрик ничего нет? Неужели здесь можно позволить выкинуть бумажку от конфеты под ближайшую берёзку или сжечь старую прошлогоднюю траву? Неужели здесь насекомые и животные не хотят чувствовать себя в безопасности? Неужели ты хочешь жить на помойке?
5
Резюме диалога
Наша Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И глаза эти полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй. Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушивали озёра, поившие её влагой. Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то всё живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.
-Подумай, а можешь ли ты поставить себя рядом с защитниками природы?
Список использованной литературы:
1.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар»,1996.-126
2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М. Высшее образование; МГППУ, 2006.-460
3. http://festival.1september.ru/articles/509494/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ