ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Живая и неживая природа весной" 2 Класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

        Живая и неживая природа весной


ФИО (полностью)

Баталова Светлана Валентиновна

Место работы

МКОУ Северная СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тема

Живая и неживая природа весной

Базовый учебник

Плешаков А.А.  Окружающий мир.2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / -10-е изд.- М. : Просвещение, 2012

Цель  урока: создание условий для усвоения учащимися признаков весны в живой и неживой природе.

Задачи:

- обучающие: формировать знания признаков весны в неживой  и живой природе в сравнении с зимними признаками; установить причину наступления весенних изменений в неживой природе; расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных;

 -развивающие развивать логическое мышление, умение детей сравнивать (признаки весны с признаками зимы); обобщать (на основе конкретных наблюдений делать выводы); объяснить последовательную зависимость между изменениями в природе;

-воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе

Тип урока: урок введения нового знания

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая.

      Необходимое техническое оборудование: карточки (признаки весны, компьютер,  мультимедийный проектор,   экран для мультимедийного проектора.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1

Организационный этап

-Я рада сегодня приветствовать вас.

-Как светло в классе от ваших сияющих и любопытных глазах.

-Подарите улыбки друг другу


2.

Мотивация учебной деятельности

  -О чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение-загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

- По каким признакам догадались?




-На какой вопрос мы должны получить ответ на уроке?




- Какие задачи ставим перед собой на уроке?

 -Мы будем говорить сегодня о весенних изменениях в природе

Каким образом мы будем работать?

.





Весной

Ответы(Тает снежок,ожил лужок,день прибывает)


Ответы (Почему происходят изменения в неживой природе весной ?) 

Ответы (будем работать  с новой информацией по теме урока. Будем сравнивать, обобщать, делать выводы. Узнаем о весенних явлениях в живой и неживой природе. )

3.

Актуализация опорных знаний

Тест. https://drive.google.com/file/d/0B3nWhvkjyMSTZVcza2VEYkR3ajA/edit?usp=sharing


1. День с приходом весны стал:

А)короче

Б)длиннее

В) остался таким же

2. Температура воздуха стала:

А)выше

Б)ниже

В) не изменилась

3. Какое явление природы можно наблюдать только весной:

А)снегопад
б) вьюга

В) ледоход

4. День весеннего равноденствия приходится на:

А) 21 мая

Б) 21 апреля

В) 21 марта

Дети выполняют тест.


Взаимопроверка ( меняются работами, проверяют , оценивают друг друга)

4






































































































































Изучение нового материала («Открытие нового знания»)

- Представьте, что доска — это наш альбомный лист, на котором мы изобразим, как меняется природа в каждый из весенних месяцев.

—  Перечислите названия весенних месяцев по порядку

Вывешивает таблички с названием весенних месяцев на доску.


Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, и какие признаки этого месяца вы услышали:



Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

 Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?


-Яростно река ревет

 И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришел?


-Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

 В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай,

 Что за месяц это?...

.

 

  -Начнем с неживой  природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?

- Итак, все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на нашей картине.

учитель вывешивает на доску рисунок солнца и схему:

Солнце выше, чем зимой;

Дни стали длиннее; Потепление.







-Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?





Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый?

Почему?





Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? Вывешивает широкую полосу голубой бумаги, прикрепляет облака из бумаги записывает в схеме:



Небо высокое, голубое; Облака белые, легкие.






Какие осадки выпадают весной?


Учитель вывешивает на доску бумажные снежинки и капельки дождя, в схеме появляется надпись:

Осадки: снег, дождь.






Бывают ли весной грозы? Когда?

Учитель вывешивает на доску «молнию» из бумаги, в схеме появляется надпись:

Первая гроза.

Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении. Учитель читает стихотворение. https://drive.google.com/file/d/0B4Tcn4BWpcBzSElrWHNpNDRKZzg/edit?usp=sharing


Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? Почему? Учитель вывешивает на доску широкую полосу коричневой бумаги, а в схеме появляются слова:

Оттаивание почвы.








Что происходит со снегом весной? Почему?

Учитель вывешивает на доску сугроб из бумаги, изображения проталины; в схеме — слова:

Таяние снега.










Что происходит весной с водоемами?

Напомние детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.

Когда река переполняется водой, от растаявшего снега и льда, Происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса, расположенные вдоль реки.

Учитель выписывает на доске:

Ледоход; Половодье; Таяние льда;








- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой?




- Физкультминутка








Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

- Что происходите деревьями и кустарниками весной?

В схеме появляются слова:

Набухание почек; Цветение растений; Появление листьев.



.

 Март, апрель, май.










(Март)








(Апрель









(май)



Ответы(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой: дни становится длиннее.) Солнце выше, чем зимой;

Дни стали длиннее; Потепление.


В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло.)

Ответы.(Самый холодный март.Самый теплый–май.

Рисуют в тетради; записы-

вают

Ответы. (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)

Нет

Рисуют в тетради;записы-

вают

Небо высокое, голубое; Облака белые, легкие

В марте — снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь.)

Рисуют в тетради;записы-

вают

Осадки: снег, дождь.

Рисуют в тетради; записывают





Первая гроза





Ответы(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажней.)

Рисуют в тетради

Оттаивание почвы


Ответы (Поскольку становится все теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает.)

Рисуют в тетради;записы-

вают

Таяние снега


Ответы (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В апреле на реках начинается ледоход: Лед раскачивается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)

Рисуют в тетради;записы-

вают

Ледоход; Половодье; Таяние льда

(Дети отвечают, используя схему и рисунок:

Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед. Оттаивает почва)


Ответы 

( Стало тепло.

На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья.

Рисуют в тетради;записы-

вают

Набухание почек; Цветение растений; Появление листьев









































5.

Работа по учебнику.

Первичное закрепление

Работа в группах.

Включение нового знания в систему знаний и повторение






























Творческое задание

Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны








 Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?




Учитель показывает слайд- шоу про перелётных птиц

https://drive.google.com/file/d/0B4Tcn4BWpcBzNC1ZT3NYVU9KeTQ/edit?usp=sharing


Появление насекомых; Возвращение перелетных птиц.






-  Как встречают весну звери?


В схеме запись: изменения в жизни зверей 









Прочитать текст в учебнике.

Докажите: изменилась ли жизнь животных с потеплением и почему? С чем связаны эти изменения? Какие изменения произошли в жизни птиц? Почему произошли эти изменения в жизни птиц? Какие изменения произошли в жизни животных?


Учитель   дает задания группам, затем заслушивается сообщение каждой группы, проводится коллективное обсуждение.

1группа

Составляет рассказ о весне по схеме «Как влияют изменения в неживой природе весной на живую природу.»




2 группа выполняет задание «Весна в жизни животных



3группа дополняет предложения

«Я знаю шесть явлений весны…

  Я знаю шесть перелетных птиц…

Я знаю шесть опасностей для здоровья весной…

 Я знаю шесть правил друзей природы….

Ответы 

(Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)

Ответы 

 (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.)

Рисуют в тетради;записы-

вают

Появление насекомых; Возвращение перелетных птиц

Ответы 

 (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

 Рисуют в тетради;записы-

вают

Изменения в жизни зверей

Учащиеся читают стр.учебника, отвечают на вопросы.






1группа Составляет рассказ о весне по схеме «Как влияют изменения в неживой природе весной на живую природу.»

2 группа составляет рассказ о жизни животных весной.

3 группа дополняет предложения

«Я знаю шесть явлений весны…

  Я знаю шесть перелетных птиц…

Я знаю шесть опасностей для здоровья весной…

Я знаю шесть правил друзей природы

6

Контроль и самопроверка знаний.

Учитель предлагает разгадать кроссворд.

По горизонтали:

3. Движение льда во время таяния рек (ледоход).

6. Время в году, когда продолжительность дня и ночи одинаково (равноденствие).

7. Первоцвет, стебель которого заканчивается кистью цветов, похожей на хохолок (хохлатка).

9. Первоцвет с жёлтыми цветочками, дрожащий от любого дуновения ветерка (ветреница).

По вертикали:

1.Разлив реки при таянии снега (половодье).

2. Главное изменение в природе с приходом весны (потепление).

4. Птица, прилетающая в наши края первой (грач).

5. Первоцвет, который от весны до осени четыре раза меняет свою окраску – от красной до синей ( медуница)

8. Раннецветущее дерево, опыляемое с помощью ветра ( ива)



Дети разгадывают кроссворд, проверяют по образцу, оценивают свою работу при помощи смайликов.

7.

Подведение итогов, рефлексия.

Сейчас подведём итог урока.

1. Какие изменения происходят весной в неживой природе?

2. Какие изменения происходят весной в живой природе?

3. Какие задачи мы ставили в начале урока, все ли мы выполнили?

Оцените свою работу на уроке:

Сегодня я узнал (а)...

Мне было интересно ...

Мне было трудно...

Я научился...

Мне сегодня удалось...



Дети отвечают на вопросы.

8.

Информация о домашнем задании.

1. Выполнить задание в рабочей тетради с. 56-58 №5,3\№6.

2. Найти информацию о первоцветах



        


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ