Урок окружающего мира «Религии мира- богатство человеческого духа» 4 Класс





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 С. КИЕВКА АПАНАСЕНКОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ











Урок окружающего мира

4 класс

Тема: «Религии мира- богатство человеческого духа»

















Головинова Светлана Ивановна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория


























с.Киевка, 2014







Тип урока: урок изучения нового материала.



Форма проведения: урок-диалог.



Цели:

Познакомить с различными религиями мира, так чтобы каждое название ассоциировалось с каким-то конкретным образом: символом, именем основателя, название священной книги.

Развивать познавательный интерес, воображение, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, формулировать аргументированные выводы.

Воспитывать уважение к мнению другого человека, даже если ты с ним не согласен,

положительное отношение к разным религиозным традициям, выработку представлений о единых общечеловеческих ценностях.





Оборудование: картины и слайды по теме «Религии мира», кроссворд, рисунки детей, толковый словарь, карточки в работе с группами , мультимедийный экран.





Ход урока.

I. Организационный момент.



Повернитесь к гостям, поприветствуем «Всем-всем добрый день!»



II. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с темой «Кто во что верит?» и пытались разобраться, кто прав. Послушайте ещё раз диалог наших постоянных героев Анюты и Илюши. (стр. 90 – чтение по ролям)

Ответы на вопрос: «Почему брат и сестра не могут думать одинаково?».

Постараемся разрешить эту проблему и найти ответ на поставленный вопрос.

  1. Индивидуальный опрос.

Рассказы учащихся:

1-й учащийся: «У Бога милости много». Дополнительные вопросы: «Что такое расы? Сколько рас выделяют на Земле? Назови эти три большие расы».

Стр. 91 – обсудите в парах и подберите подписи к рисункам (отвечающий проверяет).

Оценивание ответа учащихся с комментированием.

2-й учащийся: «А если кто-то захочет поспорить со священником, какая его ждала участь? Региональный компонент: краткий рассказ заранее подготовленного ученика о том, что на месте Дома Культуры в родном селе была церковь, снесённая большевиками.(материал и фото взяты из школьного музея «Моё Отечество» ).Оценивание ответа учащегося.

3-й учащийся: «Кто такие атеисты? Что значит понятие «Свобода совести»? «Кто же прав? Почему люди не могут думать одинаково?».

Вывод: можно по-разному объяснять всё, что происходит в мире. Посоветуем Анюте и Илюше уважать мнение другого, даже если ты с ним не согласен. Общечеловеческое правило-закон гласит: «Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-либо веры или нет?».

Стр. 92 – работа в парах: «Какие высказывания принадлежат атеистам, а какие – верующим людям?».

Оценивание ответа учащегося с комментированием.



Физминутка:

Встали дружно, потянулись,

Богу солнца улыбнулись!

Богу Гебу наш поклон,

Многократным будет он.



Руки вверх к богине Нут,

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше, сделай круг,

Повтори Амона путь!



Готовы из знаний

Плести сотни сот,

Поможет нам в этом

Бог мудрости Тот.





III. Введение в тему урока.

Стр. 90 – работа с иллюстрациями:

-Что и кто изображены на иллюстрациях? Назовите.

-Что вызвало затруднение?

-Сформулируем тему урока.

-Правильно познакомимся с разными религиями (1-й слайд «Религии мира – богатство человеческого духа».

-Сформулируем цель урока.

-Правильно, 2-й слайд «Познакомимся с различными религиями мира, так чтобы каждое название ассоциировалось с каким-то конкретным образом: символом, именем основателя, название священной книги.



IV. Работа над новой темой.

-Откройте стр. 94-95 учебника. Вы видите различные религии мира. Презентация поможет нам отличать одну религию от другой.

Работа в группах: сядьте по группам для дальнейшей работы. Вы получали задание: по выбору подготовить рассказы о различных религиях мира.

H:\DCIM\105_PANA\P1050023.JPG

1 группа – Христианство. (3-й слайд)

Рассказы учащихся 1-ой группы: христианство – Родина Палестина, 988 г. – Крещение Руси, Иисус Христос – богочеловек, принял мученическую смерть ради спасения людей. (4-й слайд:Латинский крест, восьмиконечный крест, собор Василия Блаженного, иконостас, патриарх, икона «Святая троица»).

2 группа – Ислам – религия чистоты. (6-й слайд).

Рассказы учащихся 2-ой группы: мусульмане, мечеть, полумесяц – символ ислама, Мухаммед- пророк Аллаха.H:\DCIM\105_PANA\P1050019.JPG

3 группа – Иудаизм – договор Бога и людей (7-й слайд).

Рассказы учащихся 3-ей группы: стена Плача в Иерусалиме, священный светильник, святая книга Тора, пророк Моисей.

4 группа– Индуизм – религия жизненной силы. (8-ой слайд).

Рассказы учащихся: индуистский храм, священный звук «Ом», бог Шива – владыка танца.

5 группа – Буддизм – учение о преодолении зла. (9-ый слайд).

Рассказы учащихся: бог Будда, его перерождение 550 раз, буддийская ступа, просветление Будды.

6 группа– Конфуцианство – учение о долге и человеколюбии. (10-ый слайд)

Расссказы учащихся: храм неба в Пекине, священная книга Лунь Юй «Беседы и суждения», конфуцианская мораль, Кун-цзы (Конфуций).

7 группа – Даосизм – учение о Пути жизни природы и человека. (11-ый слайд).

Рассказы учащихся: Лао-цзы – основатель даосизма, знак Инь и Ян – символ мира, в котором день переходит в ночь, а смерть в жизнь.



Смена динамических поз (стоя).



V.Закрепление изученного.

Работа по учебнику стр. 97 «Мудрые мысли из священных книг религий мира».

-Какая мысль вам понравилась? Почему? (ответы детей)

Работа в тетради стр. 66 (разгадывание ребуса, он вынесен на классную доску).

H:\DCIM\105_PANA\P1050017.JPG

Самостоятельная работа в группах по карточкам: Проверим, достигли ли мы цели урока?





Религия: христианство (конфуцианство, даосизм, буддизм, иудаизм, ислам, индуизм).



Основатель _________________________________________________________



Название священной книги____________________________________________



Символы____________________________________________________________



H:\DCIM\105_PANA\P1050020.JPG

Проверка: зачитывают ответы; группа, которая готовила сообщение о данной религии, поправляет неверные ответы.



VI. Итог урока.

-Что общего есть между разными религиями? (ответ: современные религии являются различными вариантами учений о спасении, об избавлении от зла).

-Какое значение для человечества имеют сегодня важнейшие религии мира? (ответ: каждая из мировых религий – это бесценное сокровище человечества, часть мировой духовной культуры).

Работа нашихгрупп успешно завершилась. Спасибо всем за работу.Оценивание наиболее активных ребят в группах.

H:\DCIM\105_PANA\P1050025.JPG

VII. Домашнее задание (по выбору).

Творческое: нарисуй плакат, призывающий людей к уважению чужой веры, других взглядов на мир.

Работа в тетради: №3 стр. 64.

Сообщение о религиозном мире: учебник стр.94-95.



VIII. Рефлексия.

- Доволен ли ты уроком?

- Было ли тебе интересно?

- Что показалось трудным?

- Что открыли нового для себя?

-Дорогие гости, спасибо, что Вы пришли! Поздравляем Вас со светлой пасхальной неделей и желаем крепкого здоровья!

( Исполнение 1куплета песни « Благовест», в классе все христиане):

Повсюду благовест звучит.

И весть по всей земле летит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!

-Воистину воскресе!




H:\DCIM\105_PANA\P1050015.JPG

Аспектный анализ урока окружающего мира «Религии мира – богатство человеческого духа»


Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Головинова Светлана Ивановна

Класс: 4

Дата посещения: 24.04.2014 г.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока

Форма проведения: урок-диалог

Межпредметные связи:

  1. География

  2. История России

  3. Основы православной культуры

Цели урока



Познакомить с различными религиями мира, так чтобы каждое название ассоциировалось с каким-то конкретным образом: символом, именем основателя, название священной книги.

Развивать познавательный интерес, воображение, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, формулировать аргументированные выводы.

Воспитывать уважение к мнению другого человека, даже если ты с ним не согласен,

положительное отношение к разным религиозным традициям, выработку представлений о единых общечеловеческих ценностях.

Задачи урока



  1. Определить географическое положение зарождения мировых религий.

  2. Познакомить с различными религиями мира.

  3. Определить, какое значение для человечества имеют сегодня важнейшие религии мира.

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием.

  2. Тема «Религии мира – богатство человеческого духа» предполагает привлечение всех учащихся в активную работу.

  3. Использование компьютерной презентации оправдано.

Использование компьютерной техники на уроке

Выделяются несколько аспектов использования ИКТ в образовательном процессе предлагаемого материала.

  1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

  • раскрытия творческого потенциала учащихся.

  1. Содержательный аспект. Возможности ИКТ используются для

  • усиления обучающего эффекта;

  • увеличения плотности урока;

  • увеличения объема предъявляемой информации;

  1. Организационный аспект. Открываются новые возможности в управлении учебным процессом:

  • эффективное обеспечение интерактивности обучения;

  • использование новых, более разнообразных форм и видов учебной деятельности (самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся);

  • изменение эстетики урока.

  1. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы используются в качестве учебно – методического сопровождения образовательного процесса:

  • применение образовательных средств ИКТ при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний;

  • для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала;

  • возможность тиражирования мультимедийного урока с целью повторного просмотра учащимися материалов урока в индивидуальном режиме, а также обобщения педагогического опыта.

  1. Контрольно-оценочный аспект. Средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля.

Таким образом, аспектный анализ урока окружающего мира с использованием ИКТ позволяет сделать вывод об интенсификации и оптимизации учебного процесса, позволяющего повышать уровень знаний и влиять на эмоциональную сферу учащихся.




Заместитель директора по УВР _____________ А.П. Малащук


Директор МКОУ СОШ №4 с. Киевка _____________ С.В. Коваленко




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ