Проект учащихся 2 класса по Окружающему миру «Берёза-символ Родины моей»





Проект

учащихся 2 класса по теме:



«Берёза-символ Родины моей»





Выполнили:

учащиеся 2 класса,

родители,

добровольные помощники





Руководитель проекта:

учитель высшей квалификационной категории

Хрипкова Татьяна Александровна




Актуальность темы

Известно, что   березы   растут   во многих странах мира, но не в одной из них к этим стройным белоствольным деревьям не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Повелось это еще 

со времён глухой старины. Березка мила душе русского человека, 

о ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? Мы уверены, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?


Цель: показать, что берёза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что берёза и Россия - эти два понятия неразделимы.


Задачи исследования:

1. Через научную информацию выяснить происхождение и значение слова «берёза»; определить классификацию видов берёз; раскрыть её «секреты и тайны»; выявить, чем одаривает она человека.

2. Через поисковую работу показать, как бесконечно благодарный человек относится к берёзе и побудить учащихся, бережно относится к природе, помнить, что берёза - символ и гордость русского народа.


Гипотеза исследования:

действительно ли берёзу можно считать символом России ?



Этапы работы над проектом

  1. Выбор темы

  2. Сбор, систематизация и хранение информации

  3. Выбор проектов

  4. Реализация проектов

  5. Презентация (защита проектов)


1.Выбор темы

Прежде чем отправиться на экскурсию в лес мы провели с ребятами беседу.

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях и в частности о берёзе. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около школы? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Образ берёзы окружает нас повсюду. Берёзки растут у нас в лесу, на улицах с. Бакшеево, возле нашей школы, о берёзах слагаются стихи. Люди, уехавшие в другие страны, скучают именно по берёзкам. А почему? Чем важна берёза для человека? Почему она занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? На все эти вопросы нам бы очень хотелось найти ответ и доказать, что берёза – одно из самых лучших растений в мире. Мы решили разработать проект «Берёза – символ Родины моей».



2.Сбор, систематизация и хранение информации

Мы разделились на сектора:

Художники





Литераторы

Географы





Технологи

Художники: Паршина Ольга, Оторвин Александр

Литераторы: Савин Алексей, Пустовалова Ульяна

Географы: Кулагин Максим, Бочаров Александр

Строители технологи: Можаева Ольга, Бугаенко Анастасия и родители учащихся


Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе Power Point. Иллюстративный материал для презентации был собран в сети Интернет и через сканирование нарисованных иллюстраций.


3.Выбор проекта.


Мы решили выполнить исследовательский проект.


Вопросы, на которые нам хотелось бы ответить в своем

исследовании:

Почему берёза является символом России?

Какие виды берёзы существуют в мире?


Значение берёзы в культурном наследии человека.



4.Реализация проекта.

См. матрицу проекта

См.таблицу «Взаимодействия педагога и учащегося»








Матрица проекта


Название проекта

«Берёза – символ Родины моей!»


Этапы работы, и их сроки


Конечный продукт


Действия


Роли


Необходи-мые материалы


Источники информации


Привлечение добровольных помощников

В школе

Вне школы

1. Подготовительный этап


Собрание материала и информации по теме

Классифи-кация и обработка материала

Поиск информации

Географы

Книги, альбомные листы, фломастеры, карандаши краски

Книги, энциклопедии, интернет

Родители в качестве источника информации

2. Основной этап,


Рисунки берёзы

Сочинение рассказов, загадок, стихов о русской берёзке


Знакомство с разными видами берёз

Выбор материала об описание берёзы

Сочинение загадок, стихов, рассказов о берёзе


Литераторы

Художники

Технологи

Бумага, краски, карандаши, фанера, гвозди, кисточки, книги, журналы, глобус или карта.

Книги, беседы с родителями, учителями

Родители, библиотекари

3. Заключительный,


Коллаж»Берёза – символ Родины моей»

Составление коллажа

Работа детей

Презентация своей страницы

Подготовка материалов презентации

Учитель-помощ-ник, дети - мастера

Листы бумаги,краски, цветные карандаши, мультимедийный проектор, ноутбук

Интернет

Родственники в качестве зрителей
























Взаимодействия педагога и уч-ся

Роли и позиции учащихся и добровольных помощников

ФИО

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Продукт деятельности (результат)

Формируемые

УУД

Художники

Паршина Ольга, Оторвин Александр

Определение темы

Высказывание предложений


Делают зарисовки берёзы, оформляют выставку работ

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Литераторы

Савин Алексей, Пустовалова Ульяна

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации.

Оформление стихов, рассказов о берёзе


Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний

Географы

Кулагин Максим, Бочаров Александр










Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации.

Определение основных методов:

-прочитать в книге;

-понаблюдать;

-посмотреть в компьютере;

Выдвижение идей, высказывание предложений, определение сроков работы (поэтапно).





Выступление учащихся, оформление докладов, сообщений

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и оценке альтернативных способов разрешения и его реализация







5.Основная часть проекта:

Отчёт творческих групп

Географы предоставили материал о разных видах берёз:


Береза - наиболее распространенная древесная порода Северного полушария. В роду около 120 видов по всему северному полушарию, из них в России - 40 видов. Березы вырастают до 30 -45 м высотой. Существуют и карликовые березы. Кора березы обычно гладкая, покрытая слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающаяся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розоватая, у некоторых видов серая, коричневая и даже черная. Предельный возраст большинства берез не превышает 100—120 лет, у березы желтой — 150 лет, отдельные деревья достигают возраста 300 лет. Большинство берёз морозостойки, за исключением гималайско-китайских, некоторых японских и американской черной березы, которые более требовательных к теплу.

Береза бородавчатая, или повислая.
Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами. Этим она отличается от большинства белоствольных берез. Ветви большей частью повислые, молодые побеги бородавчатые. Распространена по всей европейской части России и за Уралом до реки Обь.

Береза карельская.
Дерево, имеющее шесть форм роста - от стелющейся до прямоствольной. Охраняется в заповедниках. Встречается в пределах ареала основного вида от Белоруссии и севернее её . В дендрарии деревья достигают высоты от 4 м до 18 м.
Береза бумажная.
Растет в восточных и центральных районах Северной Америки, во всех типах леса, на болотах и по долинам рек. Мощное дерево до 30 м высотой, с широкой плотной кроной. Кора ствола ярко-белая, у молодых деревьев — розоватая, легко шелушится листообразными, поперечными полосками. Свое название “бумажная” получила за белизну коры.
Береза вишневая.
Очень декоративный североамериканский вид. Растет по горам в смеси с другими лиственными породами. Дерево до 25 м высотой, в молодости с пирамидальной кроной. Взрослые растения — с округлой, со свисающими веточками. Кора ствола темная, вишнево-красная (отсюда и название “вишневая”).





Береза даурская, или черная.
Растет по всему Дальнему Востоку, в Монголии, Северном Китае, Японии, Корее. Считается индикатором пригодности почвы для земледелия. Охраняется в заповедниках. Дерево до 25 м высотой с широко раскидистой, ажурной кроной. Легко отличается от других видов оригинальной корой: у молодых деревьев она розоватая или даже чуть красноватая, у старых — темно-серая, иногда даже черно-бурая, растрескивающаяся вдоль.

Береза пушистая
Растет в Европе, Западной Сибири, Казахстане. Охраняется в заповедниках.
Растет по сыроватым лесам, окраинам болот, берегам озер. Дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную корку; с широковетвистой, яйцевидной кроной, образованной вверх направленными ветвями. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая.

Береза ребристая, или дальневосточная.
Одна из отличительных особенностей этого вида —теневыносливость. Молодые растения могут развиваться только в тени. В культуре очень редка.
Лохматый ствол, покрытый блестящей светло-желтой корой, своеобразная форма кроны придают ей оригинальный вид в течение всего года. Житель Хабаровского и Приморского краев, Северо-Восточного Китая и Северной Кореи.
Береза шерстистая.
Представитель горных склонов, прогалин, осветленных мест темнохвойных лесов субальпийского пояса Восточной Сибири, Дальнего Востока и Кореи. Совершенно непохожее на наши березы дерево, до 15 м высотой. Примечательным является наличие пушка на молодых веточках, а также шерстистые почки.
Береза Эрмана, или каменная.
Распространена на Камчатке, Сахалине, побережье Охотского моря, Курилах, Японии. Охраняется в заповедниках. Растет в горных лесах. Дерево до 15 м высотой, с широко раскидистой кроной. Кора ствола разнообразно растрескивающаяся, темно-серого, буроватого, каштаново-серого или желто-серого цвета, часто висящая на стволах и ветвях лохмотьями.








Литераторы провели исследование «Образ берёзы в поэзии»:


























Художники организовали выставку работ

«Во поле берёзка стояла»









































Географы вспомнили народные праздники с участием берёзы:

Береза просыпается первой. Она - символ расцветающей природы, ее красоты. В России верили, что  береза спасает от колдовства, особенно чудодейственными считались березовые украшения, сделанные на Троицу.

Как у нас в году три праздника,

Первый праздник - семик честной,

Другой праздник - Троицын день,

А третий праздник - купальница.

Народный праздник семик приходится на четверг,  на седьмой неделе после Пасхи, за два дня доТроицы. В этот день убирают дома березками, усыпают пол травою. В народных праздниках зеленые ветви, травы, цветы - символ вечно обновляющегося мира. Празднование семика

обыкновенно происходило в лесах. Наготовив пирогов, квасу, вареных яиц и другого угощенья, шли в лес, где складывали все под березу. В лесу березки украшали, завивали на ветвях венки, заплетали березке косы лентами; связывали верхушки двух березок, чтобы образовать ворота,  перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу к земле. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг.

В Троицын день приходили снова в тот же лес развивать свои венки. Девушки следили за венками, завитыми на березе: если венок сох, роняли его с головы в речку и смотрели, куда он поплывет. А где венок пристанет, с той стороны и быть жениху. Чей венок принесется водою первым к берегу, та прежде своих подруг и выйдет замуж; если венок на одном месте - не выйдет, если венок потонет - плохо, смерть.






Человек и берёза – друзья.

Береза - это не только красивый символ, но и настоящее дерево-целитель. В лечебных целях используются кора, листья и почки. В растении присутствуют бетулин, деготь, метилсалицилат (подобный аспирину) и смола.С приходом весны из пазушных березовых почек выделяются смолистые ароматные капельки, еще в Древней Греции получившие название «слез», которые привлекают пчел. Они используют их для выработки прополиса. Почки собирают ранней весной в период набухания, но обязательно до распускания листьев. Хранят их в бумажных пакетах в течение двух лет. Используют при сердечно – сосудистых заболеваниях.
Установлено, что на листьях березы быстрее, чем на других растениях, погибают болезнетворные микроорганизмы. Наружно листья березы используют для согревающих компрессов и припарок при артритах, ревматизме, при лечении экзем, лишаев. Настой из листьев березы пьют при отеках. Березовый сок - бесцветная, сладковатая жидкость, не имеющая запаха, содержит глюкозу и фруктозу, витамин С, соли кальция, натрия, меди, железа, органические кислоты, ферменты и другие полезные вещества. Сок можно пить при подагре,. ревматизме, отеках, фурункулезе, а в качестве наружного
средства использовать при экземах и многих других кожных заболеваниях. Кроме того, березовый сок широко применяют в качестве освежающего и общеукрепляющего напитка. В Белоруссии издавна на основе березового сока готовят квас. Этот напиток может храниться 2-3 месяца. Для повышения сопротивляемости организма и выведения из него токсинов рекомендуется принимать настой листьев березы повислой.





Технологи выяснили особенности бересты

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты. Прежде чем заняться изготовлением изделий из бересты, надо, научиться определять вид березы, которая даёт наилучшую бересту.

Береза является представительницей лиственных пород деревьев. Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий.











Подведение итогов исследования:

Рассказы детей об участие в проекте

САВИН АЛЕКСЕЙ 2 КЛАСС

В ходе работы над проектом было рассмотрено 10 видов берёз. Я узнал о внешних отличиях одного вида берёзы от другого. Также увидел, что разные виды берёз для хорошего роста требуют свои климатические условия: одним нужно солнце, другим – тень. Одним нужна влага, другие неприхотливо относятся к морозам.
Я понял, почему берёза является символом России. Ведь с самых древних пор люди пользовались древесиной, листьями, почкой, соком, корой берёзы. Они использовали компоненты берёзы в лечебных целях, при строительстве, изготовлении предметов и дизайне. А так как берёза растёт по всей территории России в больших количествах, люди без особого труда могли добывать её дары. Кроме того, берёза имеет корни в древней религии русского народа, в его верованиях. Работа над проектом позволила мне расширить свои знания не только о берёзе, но и об истории своей страны.


















6.Оценка проекта

а) Внутренняя рефлексивная самооценка учащихся:

(Отметь знаком + те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом)


Я научился:

Действия

Паршина

Ольга

Оторвин

Александр

Пустовалова

Ульяна

Бугаенко

Анастасия

Савин

Алексей

1.

Искать информацию в сети Интернет



+

+

+

+

+

2.

Искать информацию в книгах и энциклопедиях


+

+

+

+

+

3.

Вести наблюдения


+

+

+

+

+

4.

Пользоваться цифровым фотоаппаратом


+

+

+

+

+

5.

Создавать презентацию


+

+

+

+

+

6.

Обсуждать результаты работы с одноклассниками


+

+

+

+

+

7.

Задавать вопросы, когда возникают трудности


+

+

+

+

+

8.

Просить помощи, когда возникают трудности


+

+

+

+

+

9.

Помогать товарищу, когда он просит об этом


+

+

+

+

+

10.

Радоваться успеху товарища

+

+

+

+

+











Вопросы анкеты


Ответы одноклассников


О чём бы берёза тебя попросила, если бы могла говорить


Полей меня.

Порыхли вокруг меня землю.

Не топчи землю около меня

Не ломай меня.

Полечи рану.

Бери сок не более одного литра и в определенное время.

Люби меня и я заряжу тебя энергией.

Используй кору, листья, почки, но не вреди мне.


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ