РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя начальных классов по учебному предмету «Окружающий мир» 1 класс Базовый уровень
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа №1
«Принято»
Руководитель МО
_____________ Е. В. Михайлова
Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР (по I ступени)
_____________ Е. В. Михайлова
«____»____________2014 г.
«Утверждено»
Директор школы
_____________ И.Н.Павлов
Приказ № ___ от «___»____2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
Щербаковой Юлии Викторовны
(вторая квалификационная категория)
по учебному предмету «Окружающий мир»
1 класс
Базовый уровень
Рецензент – Заместитель директора школы
по УВР (по I ступени)
Е.В.Михайлова (I КК)
2014 - 2015
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа разработана на основе:
■ федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание, обществознание»,2009г.
■ базисного учебного плана для начальной школы;
■ программы общеобразовательных учреждений: О. Т. Поглазова «Окружающий мир» Программа 1-4 классы». - Смоленск: Ассоциация XXI век. 2010;
■ примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения). - Примерная программа по окружающему миру (с. 270-301).
Реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О. Т. Поглазовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»).
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;
личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
- развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.
Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др.
В учебном процессе использую разнообразные формы урока: дидактические игры, уроки в парке, на улицах села, уроки-экскурсии в музей и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке тоже разнообразна: индивидуальная, в парах, в проектной группе и фронтальная.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится:
Предметная область
Учебный предмет
Кол-во часов в неделю по четвертям
Кол-во часов в год по четвертям
всего
I
II
III-IV
I
II
III-IV
Обществознание и
Окружающий
0
2
2
0
14
34
48
естествознание
мир
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век , 2012. - («Гармония»).
2. Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. -Смоленск: Ассоциация XXI век , 2012. - («Гармония»).
Часы распределены следующим образом:
Как человек познаёт окружающий мир - 5 ч.
Зелёная страна - 6 ч.
Спасибо щедрая природа - 4 ч.
Урожайные грядки - 5 ч.
Грибная полянка - 4 ч.
Мохнатая азбука - 22 ч.
Творения людей вокруг тебя - 2 ч.
Содержание программы
«Окружающий мир»
1 класс (48 часов)
Раздел «Школа и ученик»
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника.
Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).
Дидактическая игра: освоение правил поведения.
Экскурсия по школе и на пришкольный участок.
Окружающий мир и его изучение
Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.
Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.
Разнообразие и красота растений
Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.
Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).
Разнообразие грибов
Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Разнообразие и красота животных
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.
Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.
Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.
Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.
Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в музей ХЛК.
Творения людей вокруг нас
Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры.
Творческие работы( лепка и раскрашивание фигурки из глины), экскурсия в конный завод
Требования
к результатам обучения и освоению содержания курса
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 1 класса сформируются не полько предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- ориентация на проявление доброго отношения к людям, в том числе сверстникам;
- умению выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыкам безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- пониманию важности бережного отношения к своему здоровью;
- бережному отношению к природе, культуре родного края.
У первоклассника могут быть сформированы:
- желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание важности сохранения своего здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и
др.);
- принимать (с помощью учителя) учебно-познавательную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
- действовать согласно плану, составленному учителем;
- оценивать (с помощью учителя) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Первоклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя);
- попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
- пользоваться простыми условными обозначениями.
Первоклассник получит возможность научиться:
- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
- классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Первоклассник получит возможность научиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Первоклассник научится:
- выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам;
- определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
- сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
- различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
- называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных; различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);
- сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
- различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
- называть части тела человека;
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
- участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Первоклассник получит возможность научиться:
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного села;
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
- осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
- понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относится к ним;
- определять наиболее распространённые в своей местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;
- обеспечивать безопасность своей жизни;
- ухаживать за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными,
- проводить наблюдения объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
- выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; знать правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
Методическое и техническое обеспечение курса
1.Литература для учителя:
1.Поглазова, О. Т. Методические рекомендации (пособие для учителя) / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
2.Поглазова О. Т. Программы для 1-4 классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
3.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2010
4.Болдырева Г.Е.. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой. – Волгоград: Учитель, 2010
5.Прохорова С.Ю., Бесшапкина Э.А.. Окружающий мир Тесты. 1 класс. М.:Издательство «Грамотей», 2009.
6.Поглазова О.Т. Шилин В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
7. Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
2.Литература для учащихся:
1.Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
2.Поглазова, О. Т. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – 4-е издание, доработанное – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
3.Информационно – методические средства
1.Таблицы (строение растения, организм человека и др.)
2.Журнал «Начальная школа»,
3. Газета «1 сентября».
Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).
4.Интернет ресурсы
Официальный сайт «Гармония"(http://www.umk-garmoniya.ru)
«Ассоциация ХХ Ι век» www.ass21vek. ru.
http:www.Nachalka.com.
5.Оборудование
1.Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Принтер
Фотокамера цифровая
2.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Микроскоп
2.Глобус
3.Лупа
4.Компас
3.Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера(по возможности)
4. Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов.
5.Предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров(народов родного края)
6.Муляжи грибов, фруктов, овощей.
7.Живые объекты (комнатные растения,)
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
1) (урок изучения и первичного закрепления знаний) – УИПЗЗ;
2) (урок закрепления новых знаний и выработки умений) – УЗНЗВУ;
3) (урок комплексного использования знаний) – УКИЗ;
4) (урок обобщения и систематизации знаний) – УОСЗ;
5) (урок проверки, оценки и контроля знаний) – УПОКЗ;
6) (комбинированный урок) – КУ.
7) (экскурсия) – Э
Календарно-тематическое планирование
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
№ п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Оборудование
Повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи
Универсальные учебные действия
Наглядные пособия
ТСО и ИКТ
Как человек познаёт окружающий мир (5ч)
1.
Как изучают природу
ОНЗ
Т. 0964-9
Регулятивные:
-способность ориентироваться в пространстве и во времени.
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-использование модели для сравнения предметов (цвет, форма, величина);
- выявление и формулирование
познавательной цели с помощью учителя;
- постановка и формулирование проблемы с помощью учителя.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
2. Логические:
- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено
- составлять описание предметов, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств.
-анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков;
-выбор критериев для сравнения и классификации объектов;
-установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
- умение работать в парах и индивидуально.
- формирование собственного мнения и позиции человека к познанию мира.
-умение слушать и слышать, вступать в диалог;
-участие в коллективном обсуждении проблем;
-сотрудничество в группе сверстников; уважение к другой точке зрения;
-умение договариваться и находить общее решение;
-умение убеждать и уступать.
Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении.
2.
Твои верные помощники
ОНЗ
Органы чувств презентация
ПК, ММ проектор
Органы чувств
3.
Признаки предметов
ОНЗ практикум
МТ-9(р/р)
4.
Что нас окружает
Закрепление изученного
Гербарий. Набор фруктов (муляж)
5.
ОБЖ. Наши верные друзья на улицах и дорогах
Обобщение знаний
МТ-5
Разнообразие и красота растений (15 ч)
6.
Многообразие растений
ОНЗ
1288-1 таблица презентация
ПК, ММ проектор
Познавательные:
- установление причинно-следственных связей;
- выбор оснований для сравнения объектов;
-овладеть умением наблюдать и сопоставлять.
-наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.
-характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
-описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями.
-различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели).
-сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков.
-различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения.
-группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья).
-рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений.
-наблюдать за развитием растения из семени
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование навыков самоконтроля;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение излагать свою точку зрения.
Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; бережному отношению к природе, желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении.
7.
Растения - живые существа
ОНЗ
М01 таблица
8.
В гости к деревьям
ОНЗ наблюдение
гербарий
9.
Листвы прощальная краса
Закрепление изученного Практикум
10.
Зимой и летом одним цветом
Закрепление изученного Практикум
11.
Кустарники и травы
ОНЗ
12.
Вторая жизнь дерева
ОНЗ Рассуждение
Разнообразие растений
13.
Ягодная полянка (урок-игра)
поиск
презентация
ПК, ММ проектор
14.
Зеленая аптека
дискуссия
презентация
ПК, ММ проектор
15.
Удивительные растения мира
ОНЗ
16.
Культурные растения
ОНЗ
презентация
ПК, ММ проектор
Разнообразие растений
Познавательные:
-различать, сравнивать, объединять растения в группы;
- установление причинно-следственных связей;
- выбор оснований для сравнения объектов;
-составлять рассказ по картинкам;
- готовить небольшое сообщение
- выполнять тестовые задания.
-значение культурных растений в жизни человека;
-выявляют существенные признаки культурных растений;
-описывают плоды разных растений,
-работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них),
-работают с гербарием;
-обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему;
-знакомятся с разными профессиями людей,
-актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями;
- наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют;
-выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование навыков самоконтроля;
Коммуникативные:
-работать в паре.
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение излагать свою точку зрения.
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
17.
Во саду ли, в огороде...
ОНЗ
0709-3 таблица Презентация
ПК, ММ проектор
18.
Что выросло в поле
ОНЗ
гербарий
19.
Природы милое творенье...
ОНЗ
ОМ 11 -6 таблица
20.
Что мы узнали о растениях (обобщающий урок)
Обобщение и систематизация знаний. Викторина
МТ-18,23 Презентация
ПК, ММ проектор
Грибная полянка (4 ч)
21.
Многообразие грибов
ОНЗ
Муляжи грибов Презентация
ПК, ММ проектор
Познавательные:
1.Общеучебные:
Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.
Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
определять вид грибов по их признакам;
- извлекать информацию из рисунка-схемы;
-сравнивают растения и грибы;
-обсуждают правила сбора грибов;
-составляют памятки безопасности;
-обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека;
2.Логические:
- высказывать предположения и аргументировать их;
- сравнивать, классифицировать предметы;
- находить отличительные признаки;
Коммуникативные:
- работать, распределять работу в паре;
- учитывать разные мнения и интересы.
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Регулятивные
планировать в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно свои действия
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; понимание важности бережного отношения к своему здоровью; бережному отношению к природе; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении.
22.
В лес по грибы
ОНЗ Практикум
Муляжи грибов
Разнообразие грибов
23.
Удивительные грибы
24.
Проверь свои знания и умения по теме: «Грибная полянка»
Закрепление изученного
Мохнатая азбука (22 ч)
25.
Многообразие животных
ОНЗ
презентация
ПК, ММ проектор
Регулятивные:
- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные:
-проводить простейшие наблюдения за животными ( во дворе дома, за домашними питомцами).
-характеризовать условия, необходимые для жизни животных.
-описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности).
сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.
-выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб).
-группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).
-приводить примеры представителей разных групп животных.
-рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.
-объяснять необходимость создания Красной книги.
- обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым
- овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей;
- овладение базовыми предметными понятиями;
Коммуникативные:
- практическое овладение навыками устного монологического и диалогического высказывания;
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; понимание важности бережного отношения к своему здоровью; бережному отношению к природе, культуре родного края; желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
26.
В гости к млекопитающим
ОНЗ Поиск
презентация
ПК, ММ проектор
Многообразие животных
27.
В семье друзей пернатых
ОНЗ
презентация
ПК, ММ проектор
28.
Забота о потомстве
Закрепление изученного
29.
Удивительные птицы
Творческий урок
МТ-19(Р/р)
30.
Наши маленькие соседи. ОБЖ. Где можно и нельзя играть
ОНЗ
0699-2 таблица Презентация
ПК, ММ проектор
31.
Общественные насекомые
ОНЗ Поиск
2269009 таблица
32.
Приглядись и удивись
Закрепление изученного
Коллекция жуков и бабочек
33.
В подводном мире
ОНЗ
презентация
ПК, ММ проектор
34.
ОБЖ. Правила поведения на воде
35.
На суше и в воде
ОНЗ Игра
презентация
ПК, ММ проектор
36.
Пресмыкающиеся
ОНЗ Поиск
презентация
ПК, ММ проектор
37.
Верные друзья и помощники
ЗИМ Практикум
Многообразие животных
38.
ОБЖ. Какие опасности подстерегают вас в природе
рассуждение
39.
Проверь свои знания и умения
Закрепление изученного
40.
Книга тревоги
ОНЗ рассуждение
Красная книга Презентация
ПК ММ проектор
41.
Проверь свои знания и умения по теме: «Мохнатая азбука»
Обобщение и систематизация знаний
42.
ОБЖ. Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения в природе
дискуссия
43.
Разнообразие животного и растительного мира (урок-экскурсия)
экскурсия
44.
Заповедники нашей страны (заочное путешествие)
ОНЗ
презентация
ПК, ММ проектор
45.
Экскурсия на территорию Хреновского конного завода.
экскурсия
46.
ОБЖ. Меры предосторожности с огнем. Детские шалости и их последствия
дискуссия
Творения людей вокруг тебя (2 ч)
47.
Красота изделий народных мастеров.
ОНЗ
презентация
ПК, ММ проектор
Регулятивные:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность поведения во время экскурсии.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.
-обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать.
-рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.
-знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.
-рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции. --наблюдают растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного села
-знакомиться с достопримечательностями родного села
- осуществлять поиск информации из иллюстрированного материала;
- работают с разными источниками информации;
- наблюдать, описывать свои наблюдения;
- составлять небольшой рассказ по своим наблюдениям в устной форме.
2.Логические:
- анализировать рисунки;
- находить отличительные признаки.
Коммуникативные:
- составлять вопросы по теме;
- формирование собственного мнения.
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Личностные:
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- бережному отношению к природе, культуре родного края.
- желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
48.
Памятники культуры на ближайших улицах родного села, (экскурсия)
экскурсия
Итого: Контрольные работы-2
Экскурсии-4
Тест (проверочных работ) – 7
Самостоятельные работы – 4
Практические работы-8
Внеурочных занятий- 18 (36 %)
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ