Технологическая карта урока по Окружающему миру "Карта России" 4 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа№2 г.Благовещенск
Технологическая карта урока «Окружающий мир»
Тема урока : Карта России.
Учитель: Спасибина Т.Г
Класс:4
Цели урока:
Познакомить с картой России. Исследовать основные формы поверхности России, дать им характеристику. Определить географическое положение Башкортостана.
Образовательные
Познакомить с физической картой России, основными формами поверхности России. Определить географическое положение Башкортостана. Формировать умение работать с картой, ознакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер.
Развивающие
Развивать умение заниматься исследовательской деятельностью, использовать материал учебника и дополнительные источники- энциклопедии, интернет.
Воспитательные
Воспитывать интерес к предмету окружающий мир, чувство любви к Родине
Тип урока
Урок изучения нового материала
Форма урока
Урок- исследование
Опорные понятия, термины
Карта и план, масштаб, географическая карта
Новые понятия
Границы страны , названия морей и океанов, омывающих границы России, условные обозначения высоты гор, названия гор, равнин, рек, озёр России
Формы работы
Индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах
Формируемые УУД:
Предметные: Познакомить с физической картой России, основными формами поверхности России. Определить географическое положение Башкортостана. Формировать умение работать с картой, ознакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер.
Метапредметные: Познавательные : определять тему урока, ориентироваться в своей системе знаний- отличать новое от уже известного, учиться добывать новые знания, использовать учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности. Регулятивные : формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания ; , уметь сравнивать изображение на карте в учебнике и в контурной карте , умение анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.
Коммуникативные : формировать умение работать коллективно, в группах, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка
Используемые ресурсы:
Учебник Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов « Окружающий мир», презентация к уроку,
методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I Организационный
момент
Мотивация.
(5мин)
Слайд1
Регулятивные УУД
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, коллеги! Сегодня к нам на урок окружающего мира пришли гости, учителя нашей школы. Я хотела бы, чтобы вы поработали активно, дружно, показали свои знания , а также сделали для себя новые открытия, которые помогут вам в дальнейшем обучении и в жизни.
Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.
«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.
Он знает мир не понаслышке – вдоль - поперек его прошел.
О том, что видел - пишет в книжках, что где услышал, что нашел.
Без путешествий он не может- ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами. Ведь это_____________ (Путешественник)
- Кто такой путешественник? Чему вы можете научиться на уроке?
- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины.
Рассмотрите карту самоанализа урока, за каждый этап вы будете ставить 1балл за верное выполнение и 0 баллов невыполненное или ошибочно выполнено.
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.
Знакомятся с картой самоанализа урока
Карта самоанализа
Фамилия, имя учащегося, класс
1.Загадка
2.Кроссворд
3.Условные знаки
4. Работа по карте у доски
5. Работа в контурной карте
Итого:
II Актуализация знаний(7мин)
Слайд2,3,4
Предметные УУД
Коммуникативные УУД
- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны?
Кроссворд:
По горизонтали:
1. Как называется огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой?(Материк)
3. Как называются участки суши, которые поднимаются над океанами и морями очень высоко?
4. Название океана.
По вертикали:
2. Как называется материк, на котором находится Россия?
3. Модель Земли.
Проверка по образцу :
Взаимопроверка в парах
Ответы
По горизонтали: 1. Материк. 3. Горы. 4. Индийский.
По вертикали: 2. Евразия. 3. Глобус.
III.Определение темы урока и постановка цели
5мин
Предметные УУД
Регулятивные УУД
Это слова из гимна России. Ведь не зря так поётся в этой песне. Территория России очень велика. Здесь можно встретить такое разнообразие природы, что сам удивишься. Сегодня мы отправимся в путешествие, не выходя из класса. В этом нам поможет… А с чьей помощью мы можем совершить это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку: Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды. (Карта) илиМоря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать -нельзя, земля есть пахать – нельзя. Что это? (Карта)
-Можете вы назвать тему нашего урока?
-А для чего вам нужно знать карту России?
Правильно. Учитель вывешивает физическую карту России.
Словарная работа:
1.Географическая карта
2. Масштаб
3. Меридианы и паралели
4.Условные знаки
5.Граница
Вывод:
Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать карту. Читать – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения
1. Географическая карта- это сильно уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными обозначениями
2.Сначала повторим как определять по карте стороны горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта. (Север, юг, восток и запад). Север на картах – всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа
3.Учащиеся показывают условные знаки на карточках:
1ряд-зелёный-низменности
2ряд-коричневый- возвышенности
3ряд-голубой – водные ресурсы
4. Учащиеся отгадывают загадки о полезных ископаемых
«Он черный и блестящий
Людям помощник настоящий
Он несет в дома тепло, от него в домах светло
Помогает плавить стали, делать краски и эмали.» (Уголь)
«На кухне у мамы – помощник отличный
Он синим цветком расцветает от спички». (Газ)
«В воде родится, а воды боится». (Соль)
«Без неё не поедет мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это». (Нефть)
«Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца». (Гранит)
5.Читают по словарю новое слово ГРАНИЦА
IV Физминутка (5мин)
Учитель танцев.
Танцуют
V.Практическая работа (15мин)
Слайд7
Далее работа с настенной картой (учитель), дети – с картой на странице учебника
Определение границ России.
Таким образом, протяжённость территории России с севера на юг — около 5000 км, с запада на восток — приближается к 10 000 км. Общая протяжённость границ России превышает 60 тысяч км (из них более половины — морские границы); границы России на севере и на востоке — морские, на юге и на западе — в основном сухопутные.
2. Работа в группах
Тема исследования:
1.Площадь равнин
2.Высота гор
3.Длина рек и глубина озёр
Работа по алгоритму:
1группа - Какая равнина самая большая по площади?
2группа Назвать горы , плоскогорье –Какие горы самые высокие в России?
3группа. Назвать водные ресурсы. – Как называется самая длинная река России?
1.Показ учителем, учащиеся сравнивают по кальке
2.Учащиеся рассказывают по рефератам о выполненном задании, затем приклеивают названия в контурных картах, делают выводы по работе каждой группы.
3.Республика Башкортостан входит в состав Приволжского федерального округа, расположена на Южном Урале, на стыке Европы и Азии.
.
VI.Итог урока
Рефлексия (5мин)
Что нового узнали? Теперь я знаю, сколько…
Я смогу найти…
Я запомню, что…
*Что понравилось на уроке?
Подведение итогов по карте оценивания.
Встанут те, кто получил «5 и 4» Молодцы!
Наклейте лучик на солнце, соответствующий вашему впечатлению от урока –оранжевый радостное настроение, соответствующее вашей работе на уроке или чёрный цвет, выражающий недовольство, плохое настроение.
VII. Домашнее задание(2мин)
П.р.-практическая работа
1уровень С.123-125 ,п.р.
2уровень С.123-125 , реферат о городе России или Башкортостана
3уровень стр.123-125, сочинение о Родине
Выберите посильное домашнее задание и запишите в дневник.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ