Технологическая карта урока по Окружающему миру "Права человека в обществе" 4 класс


Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4 Г

Школа: МАОУ СОШ №36 г. Тамбова

Учитель: Шибкова Екатерина Николаевна

УМК: «Школа 2100»


Тема урока

Права человека в обществе.

Цель урока

Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- личные права человека;

- личные права ребёнка;

- свои обязанности.


уметь:

- объяснять, что такое права человека в обществе;

- замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка;

- работать в группе (планировать работу, распределять её между членами

группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести

диалог;

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.


Основные понятия

Конституция, Конвенция о правах ребёнка, права, обязанности.

Межпредметные связи

История, обществознание, литературное чтение.

Ресурсы

1. Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир.

2. Презентация к уроку «Права человека в обществе».

3. Карточки для индивидуальной и групповой работы.

4. Файлы с песнями: «Наташка-первоклашка», «Мамонтёнок» , «Над нами солнце светит».

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные УУД:

формирование

способности к

организации своей

деятельности


Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

Дети организуют свое

рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Регулятивные УУД:

овладение приёмами

самоконтроля.


Личностные УУД:

умение применять

полученные знания на практике.

- Ребята, вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках и выполните тест.

- Никита, Яна и Алина, выполнят вот это задание.

- Оцените себя.

- А теперь поменяйтесь работами и проверьте, поставьте оценку.

- Ну а третья оценка будет моя, передайте листочки по цепочке на первые парты.


(Ученики выполняют тест)

Создание

проблемной

ситуации

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из сценки.

- Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.












Разыгрывается сценка

За столом сидят двое – мальчик и девочка.

Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.)

Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.)

Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»

Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»

Актуализация знаний, постановка учебной задачи









Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Какое противоречие вы заметили?

- Какой возникает вопрос?


- Что для этого надо знать?


- Сформулируйте проблему урока.

(Проблема урока записывается на доску.)

- А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока



- Ребята, а что такое право?

- И мальчик, и девочка защищают свои права.

- Как рассудить кто из них прав?

- Права человека.

- Какие права есть у каждого человека



- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.



- Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.


Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здоровья

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.


Музыкальная физкультминутка

«Весёлая зарядка»

(Дети выполняют физкультминутку)

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

умение строить

высказывание с

учётом норм языка.

- Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке.

- Какое своё право пытался защитить мальчик?

- Какое своё право пыталась защитить девочка?



- Какие права вам ещё известны?









- Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны?

- Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция?







- Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права?

- Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?



- Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу.

- Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Вывешивается на доску).

- А как вы понимаете это право?











- Вспомните золотое правило нравственности.



- Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей.

(Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!)

- А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.

- Прочитайте текст учебника на стр. 40 – 42 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть.)

- Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.





- Право на образование.



- Право на охрану здоровья.


- Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд.

- В Конституции РФ.




- Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан.


(Ответы детей)



(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян).






- Право на свободу.





- Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке , связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными.

- Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

















(Дети читают, называют права человека, крепят на доску.)

Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в группах.




Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам

.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе.

Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.









































- Какой вывод мы можем сделать?








- Как вы его понимаете?


1 группа

- В каких сказках нарушено право на жизнь? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок)

2 группа

- В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка)

3 группа

- В каких сказках нарушено право на отдых? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино)

4 группа

- В каких сказках нарушено право на свободу и личную неприкосновенность? Аргументируйте свой выбор. ( Сказка о Царе Салтане, Дюймовочка, Маша и Медведь).



- Познакомились ещё с одним правом человека « Право на неприкосновенность жилища», крепят на доску.

(Ответы детей)


Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Физкультминутка для глаз.

Выполняют физкультминутку.

Включение в систему знаний и повторений


Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.


Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- А все эти права есть у ребенка?

- Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие?

- Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43.

- Какое есть у детей особое право? (вывешивается на доску)

- Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

- Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка?

- Полина Гришина провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка..


(свободные ответы детей)

















- Право на любовь и заботу.






Это – конвенция по правам ребёнка.

- Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет.

Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза)

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ музыкальных произведений.


. Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


- А теперь музыкальная пауза.

- Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне?


Наташка-первоклашка” (право на образование).

«Мамонтёнок» (право на любовь и заботу)

«Над нами солнце светит» (право на отдых)


Включение в систему знаний и повторений


Коммуникативные

УУД:

умение слушать

других и вступать в

диалог, выражать своё

мнение.

Познавательные

УУД:

извлечение

необходимой

информации из

прослушанного,

понимание и

адекватная оценка

прослушанной

информации

-Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.



- Посмотрим ещё одну сценку.

























































- Ребята, прав сдесь Серёжа?

- Почему? О чём забыл Серёжа?

- Что ещё кроме прав мы имеем?

- Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом.

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

Сценка.

Серёжа. В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе –

Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

- Нет.



- Обязанности.









- Это какие либо действия, которые необходимо выполнять.


Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах.

. Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).



- Каждая пара получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан».



- А какая обязанность сейчас для вас самая главная?




(Работают по карточкам)









- Учиться.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.


Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей

- Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека?

- Какие права имеет человек в современном обществе?

- Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

- Как называются документы, где записаны права ребёнка?


- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

-Оцените свою работу и работу

своих товарищей, используя

высказывания:

Я узнал на уроке …

Мне было интересно …

Я хочу узнать…

Мне показалось трудным…


- Да.





(Ответы детей)

(Ответы детей)

- Конве́нция о права́х ребёнка.



- Право на образование.







Дети оценивают свою

работу и работу своих

товарищей с помощью

оценочного листа.

Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

- Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5.

Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).







10



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ