Технологическая карта урока по Окружающему миру "Права человека в обществе" 4 класс
Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4 Г
Школа: МАОУ СОШ №36 г. Тамбова
Учитель: Шибкова Екатерина Николаевна
УМК: «Школа 2100»
Тема урока
Права человека в обществе.
Цель урока
Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.
Планируемый результат обучения
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- личные права человека;
- личные права ребёнка;
- свои обязанности.
уметь:
- объяснять, что такое права человека в обществе;
- замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка;
- работать в группе (планировать работу, распределять её между членами
группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести
диалог;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Основные понятия
Конституция, Конвенция о правах ребёнка, права, обязанности.
Межпредметные связи
История, обществознание, литературное чтение.
Ресурсы
1. Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир.
2. Презентация к уроку «Права человека в обществе».
3. Карточки для индивидуальной и групповой работы.
4. Файлы с песнями: «Наташка-первоклашка», «Мамонтёнок» , «Над нами солнце светит».
Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Орг. момент
Регулятивные УУД:
формирование
способности к
организации своей
деятельности
–Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.
Дети организуют свое
рабочее место,
проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Регулятивные УУД:
овладение приёмами
самоконтроля.
Личностные УУД:
умение применять
полученные знания на практике.
- Ребята, вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках и выполните тест.
- Никита, Яна и Алина, выполнят вот это задание.
- Оцените себя.
- А теперь поменяйтесь работами и проверьте, поставьте оценку.
- Ну а третья оценка будет моя, передайте листочки по цепочке на первые парты.
(Ученики выполняют тест)
Создание
проблемной
ситуации
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Познавательные:
- уметь выделять существенную информацию из сценки.
- Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.
Разыгрывается сценка
За столом сидят двое – мальчик и девочка.
Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.)
Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.)
Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»
Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
- Какое противоречие вы заметили?
- Какой возникает вопрос?
- Что для этого надо знать?
- Сформулируйте проблему урока.
(Проблема урока записывается на доску.)
- А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока
- Ребята, а что такое право?
- И мальчик, и девочка защищают свои права.
- Как рассудить кто из них прав?
- Права человека.
- Какие права есть у каждого человека
- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.
- Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.
Динамическая пауза
Личностные УУД:
умение применять
правила охраны своего
здоровья
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.
Музыкальная физкультминутка
«Весёлая зарядка»
(Дети выполняют физкультминутку)
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
умение строить
высказывание с
учётом норм языка.
- Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке.
- Какое своё право пытался защитить мальчик?
- Какое своё право пыталась защитить девочка?
- Какие права вам ещё известны?
- Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны?
- Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция?
- Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права?
- Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?
- Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу.
- Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Вывешивается на доску).
- А как вы понимаете это право?
- Вспомните золотое правило нравственности.
- Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей.
(Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!)
- А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.
- Прочитайте текст учебника на стр. 40 – 42 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть.)
- Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.
- Право на образование.
- Право на охрану здоровья.
- Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд.
- В Конституции РФ.
- Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан.
(Ответы детей)
(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян).
- Право на свободу.
- Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке , связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными.
- Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
(Дети читают, называют права человека, крепят на доску.)
Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в группах.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам
.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе.
Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Как вы его понимаете?
1 группа
- В каких сказках нарушено право на жизнь? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок)
2 группа
- В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка)
3 группа
- В каких сказках нарушено право на отдых? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино)
4 группа
- В каких сказках нарушено право на свободу и личную неприкосновенность? Аргументируйте свой выбор. ( Сказка о Царе Салтане, Дюймовочка, Маша и Медведь).
- Познакомились ещё с одним правом человека « Право на неприкосновенность жилища», крепят на доску.
(Ответы детей)
Динамическая пауза
Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья
Физкультминутка для глаз.
Выполняют физкультминутку.
Включение в систему знаний и повторений
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- А все эти права есть у ребенка?
- Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие?
- Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43.
- Какое есть у детей особое право? (вывешивается на доску)
- Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.
- Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка?
- Полина Гришина провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка..
(свободные ответы детей)
- Право на любовь и заботу.
Это – конвенция по правам ребёнка.
- Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет.
Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза)
Познавательные:
- уметь осуществлять анализ музыкальных произведений.
. Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
- А теперь музыкальная пауза.
- Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне?
“Наташка-первоклашка” (право на образование).
«Мамонтёнок» (право на любовь и заботу)
«Над нами солнце светит» (право на отдых)
Включение в систему знаний и повторений
Коммуникативные
УУД:
умение слушать
других и вступать в
диалог, выражать своё
мнение.
Познавательные
УУД:
извлечение
необходимой
информации из
прослушанного,
понимание и
адекватная оценка
прослушанной
информации
-Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.
- Посмотрим ещё одну сценку.
- Ребята, прав сдесь Серёжа?
- Почему? О чём забыл Серёжа?
- Что ещё кроме прав мы имеем?
- Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом.
- Как вы понимаете, что такое обязанности?
Сценка.
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
- Нет.
- Обязанности.
- Это какие либо действия, которые необходимо выполнять.
Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах.
. Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).
- Каждая пара получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан».
- А какая обязанность сейчас для вас самая главная?
(Работают по карточкам)
- Учиться.
Итог урока. Рефлексия
Познавательные:
- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей
- Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека?
- Какие права имеет человек в современном обществе?
- Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?
- Как называются документы, где записаны права ребёнка?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?
- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.
-Оцените свою работу и работу
своих товарищей, используя
высказывания:
Я узнал на уроке …
Мне было интересно …
Я хочу узнать…
Мне показалось трудным…
- Да.
(Ответы детей)
(Ответы детей)
- Конве́нция о права́х ребёнка.
- Право на образование.
Дети оценивают свою
работу и работу своих
товарищей с помощью
оценочного листа.
Домашнее задание
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой
- Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5.
Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ