Технологическая карта урока по Окружающему миру "Земля рассказывает сама о себе" 1 класс
Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество учителя: Крюченко Елена Викторовна. Предмет: окружающий мир.Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока
«Земля рассказывает сама о себе»
Цель:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: создать условия для формирования представлений о развитии Земли и жизни на ней посредством изучения различных источников
Задачи:
обозначить роль археологов, реставраторов, историков в восстановлении истории человеческого общества;
дать представление об археологии, как науки, изучающей быт и культуру древних народов;
познакомить с различными видами керамической посуды Древней Руси; восстановить, «отреставрировать» предложенные предметы ( Мозаика «Керамическая посуда Древней Руси»;
способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся;
формировать чувство ответственности и бережного отношения к историческому наследию;
создать условия для воспитания аккуратности и культуры общения.
Формирование УУД:
через формирование личностных УУД способствовать становлению личностной позиции к общечеловеческим ценностям, уважение к труду, культуре;
посредством формирования регулятивных УУД осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
развивая коммуникативные умения и навыки, учить работать в паре, в группе;
через формирование познавательных УУД учить осуществлять поиск нужной информации из различных источников, развивать умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Предметные результаты
УУД
Планируемый результат
Создать условия для формирования умений соотносить предметы с историческими этапами, устанавливать последовательность в развитии живой природы; выявлять соответствие между археологическими предметами и временем их применения.
Способствовать формированию универсальных учебных действий.
Личностные:
обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;
осознания гражданской идентичности – «Я» - как житель планеты Земля.
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные:
устанавливать последовательность в развитии живой природы;
соотносить предметы с историческими этапами;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельной практической работы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами
Межпредметные связи
1.Технология. Мозаика «Керамическая посуда Древней Руси»
2. ИЗО. Музеи Москвы – исторический, палеонтологический
Ресурсы
1.Учебник «Окружающий мир». Авторы - Н.Я. Дмитриева., А.Н.Казаков. Издательство «Фёдоров» 2012 г. часть 2, стр. 22 -23.
2. Презентация «Земля рассказывает сама о себе»
3. Раздаточный материал (конверты с пазлами для выполнения мозаики «Керамическая посуда Древней Руси»)
4. Клей ( карандаш), бумага, конверты с пазлами.
5. Ящики с песком (монеты, купюры, аптекарские бутылочки, пластинки, черепки)
6. Технологические карты ученика.
Организация учебного пространства
Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа
Планируемые результаты
Этап урока
Содержание
Деятельность
педагога
Деятельность учащихся
Предметные
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся к УД
Настрой на дальнейшую работу.
Проверяют готовность к уроку.
Организация рабочего места.
Личностные:
положительное отношение к школе, соблюдение основных моральных норм поведения на уроке.
2. Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление к последующим шагамУД.
- Прочитайте задание в технологической карте.
Укажите стрелкой соответствие современного животного и его предка.
пещерный лев – лев
мамонт – слон
большерогий олень – олень
эласматерий – носорог
щитокрокодил – крокодил
тарпан - лошадь
Тур – корова
Муфлон – овца
Предлагается слайд
«Современные животные и их предки»
Самопроверка
Знакомит учащихся с технологической картой и предлагает ученикам выполнить задание: соотнести современных животных с их предками
Предлагает осуществить проверку, оценить свою работу в технологической карте
Работают в паре.
Повторяют правила работы в паре
Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном
Оценивать результат приобретённых знаний, иметь представление о современных животных и их предках
Умение применять свои знания, полученные на предыдущем уроке
Личностные: самоопределение (мотивация учения);
Регулятивные:
Оценивать результат своих действий
Коммуникативные: сотрудничество в паре с одноклассником
Регулятивные:
осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
3. Выявление места и причины затруднений
Цель: создать условия для формирования мотивации к изучению развития Земли
и жизни на ней посредством различных источников
Как же мы узнали о существовании древних животных, ведь они жили очень – очень давно?
- Я смотрел такой мультфильм.
- А мне бабушка об этом рассказывала.
Воссоздать картины далёкого прошлого помогают люди замечательных профессий – археологи, палеонтологи, историки.
Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов…
По окаменевшим останкам древних лесов, скелетам животных, наскальным рисункам они читают картину памяти планеты Земля и земля «рассказывает» им о себе…
Предлагает слайд №
«Окаменелости»
Вывешиваются карточки со словами «археологи», «палеонтологи»… («геологи», «историки»….)
Учащиеся читают слова
Знакомятся с профессиями.
Выявление различных способов получения информации из различных источников
Познавательные:
узнают профессии людей, раскрывающих тайны планеты Земля
Личностные:
интерес к изучаемому материалу
4.Изучение нового материала
Тема урока: «Земля рассказывает о себе»
Откройте учебник на 22 странице. Рассмотрим, как археологи оживляют память Земли.
Осторожно кисточками снимают слой вулканического пепла, песка.
Что могут обнаружить археологи на раскопе?
-Старинные предметы, раковины панцири, украшения, монеты…
А как вы думаете, зачем учёные это делают?
- Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом.
- Чтобы изучать историю Земли
Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.
Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.
Человек всегда оставляет следы своей жизнедеятельности в земле. Раковины, кости, черепки посуды, прекрасные статуи, старинные украшения, одежда – всё это вещественные источники, которые помогают учёным судить о прошлом человечества. Земля – это неисчерпаемое хранилище разнообразных вещей и сооружений.
1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины.
2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет.
3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят простые каменные орудия, череп древнего оленя.
4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое.
5) Изделия из металла, дерева, глины можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет.
Найденные при раскопках предметы хранятся в музеях
Демонстрируются слайды
«Палеонтологический музей», «Исторический музей.»
Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.
Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.
Предлагает слайд с названием темы урока
Демонстрирует слайд №3
«Инструменты археолога»
Работа с иллюстрацией на 23стр. учебника
Предлагают свои варианты ответа.
Установление соответствия между археологическими находками и временем их применения.
Знакомство с музеями, имеющими отношение к изучаемому материалу.
Познавательные
находить нужную информацию в учебнике; считывать информацию с рисунков и иллюстраций; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
IY.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: познакомить с керамической посудой Древней Руси, выполнить мозаику из пазлов; организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном
А из какого материала чаще всего делалась посуда в древности? (Камень, дерево, металл, глина.)
– Дерево и металл плохо сохраняются в земле – они разрушаются. Из камня посуду изготавливать сложно.
– А какой материал может очень долго сохраняться в земле? (Глина.)
– Как вы думаете, глиняная посуда прочная? (Нет, глиняную посуду легко разбить, т.к. глина – непрочный материал.)
– Как вы думаете, в каком состоянии находят археологи чаще всего посуду? (Посуда разбита на мелкие кусочки)
-Археологам помогают реставраторы. Именно реставраторы соединяют, склеивают, восстанавливают найденные частички предметов.
-Давайте попробуем соединить осколки посуды, и посмотрим, что у нас получиться. Для этого нам понадобятся клей и кисточки.
- Вы любите играть в пазлы? Что нужно сделать, чтобы собрать предложенный рисунок?
– (Соединить пазлы (части, кусочки, осколки)
- Эту работу нужно выполнять аккуратно. Требуется соединить части так, чтобы получилось красиво. Хотите выступить в роли реставраторов?
(Учащимся раздаются конверты, в которых содержатся разрезанные предметные картинки керамической посуды»)
Полевикгоршок - - керамический сосуд для носки питья в поле.
Умывальник - керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожаный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол.
Крынка - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол
Кувшин - глиняный, стеклянный или металлический сосуд для молока, кваса, воды.
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
………
(работа в парах)
Предлагает учащимся выполнить мозаику и прочитать небольшой текст к данной картинке.
Учащиеся складывают пазлы
Практическая работа
Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе ранее изученных знаний
Археологи работают осторожно, с помощью специальных инструментов.
Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать её из земли, используя ножи, щёточки, кисточки.
Представьте, что вы участвуете в раскопках на территории нашего города.
(на партах коробочки с песком, в которых зарыты разные предметы: монеты, украшения, осколки посуды, старые фото, обрывки старых книг, обрезки ткани или кружева и т.п.)
Возьмите необходимые инструменты (стеки, кисточки) и проведите раскопки. Находки расскажут вам о культуре, традициях и быте горожан.
Инструкция: аккуратно, с помощью стека откопать, кисточкой почистить и положить на листочек белой бумаги найденный предмет )
(У каждой группы на парте карточка –«помогайка» с началом ответа)
- на месте археологических раскопок был найден….
- мы считаем …
- на основании данной находки, можно сделать вывод….
дети высказывают своё мнение о найденном предмете)
Находки-
монеты, купюры, стеклянные бутылочки, раковины….
Каждой группе выдаётся информационный листок о находке
Рефлексия учебной деятельности (3мин)
- Что нам сегодня «рассказала» Земля о себе?
В земле хранится много различных предметов
- Где Земля хранит свои тайны?
В осадочных породах.
- Какие силы создают слои земли?
Ветер,вулканы,
Конечно, каждый человек, и животные, и растения оставляют после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты - слои Земли.
Пласт Земли - слой земли
- Кто раскрывает тайны Земли?
-Археологи, историки, реставраторы, палеонтологи и многие другие…
- Чему учились на уроке, работая в парах?
- Получили ли удовольствие, работая сообща?
Ах, как часто, глядя в поднебесье,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси,
И, конечно же, ловить себя на мысли:
Им с Землёю нашей не сравниться….
Домашнее задание.
Подумайте, может быть в вашем доме или доме ваших бабушек и дедушек сохранились интересные предметы. Поговорите с родителями, бабушками, дедушками – может быть они расскажут вам еще о каких-нибудь предметах.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ