Тема: Природное сообщество-озеро (3 класс) Окружающий мир Н.Я. Дмитриева А.Н.Казаков

Урок подготовила Полевкова Нина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Торопца


Окружающий мир.

3 класс учебник Н.Я. Дмитриева А.Н.Казаков

Тема: Природное сообщество- озеро.



Урок содержит практический материал, нацелен на исследовательскую деятельность учащихся. Построен в соответствии с современными образовательными технологиями (применение ИКТ в демонстрационном режиме, технологии проблемно-диалогического обучения)


ТИП УРОКА: Изучение нового материала


ЦЕЛИ:

Обучающие: Формирование и обобщение знаний о природном сообществе –озере;

Формирование понятия «озеро» и кратких сведений о самых типичных представителях данного сообщества;

Приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в групповой работе по поиску нужной информации; краткое знакомство с озерами родного края.


Развивающие: Развивать умение работать в группе, обмениваться мнениями и делать общие выводы, а также развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.


Воспитывающие: Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, используемым человеком для собственных целей; Правила поведения на воде ,уважительного отношения к одноклассникам


МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Метод проблемного диалога


ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ: Создание и разрешение проблемной ситуации, анализ полученных сведений


ПОТРЕБНОСТИ УЧЕНИКА: Овладение способами применения знаний в изменённых условия


ФОРМА РАБОТЫ: Групповая, фронтальная


ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ - классно-урочная, фронтальная, групповая


ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ:

Дети приобретают навыки в сфере самостоятельной деятельности и работы в группе;

У детей формируется навык приобретения знаний путём поиска информации и ее анализа .

Роль учителя в создании проблемной ситуации на уроке и путём подводящего диалога вывести детей к решению проблемы.

Урок проводится в классе с использованием мультимедийной установки.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Настрой на урок.

Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся с гостями .Я опять к вам пришла на урок, надеюсь, вы будете хорошо работать и поможете мне его провести


II. Актуализация знаний.


Прочитайте слова на доске. - Слайд 1

единство

живая и неживая природа

в определенных условиях

окружающая среда


Что такое живая природа и неживая природа?


- Для какого определения слова являются опорными?


(Это опорные слова для определения природное сообщество)


- Что такое природное сообщество?


(Природное сообщество - это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.)

Какие природные сообщества вы знаете (ЛЕС Луг)


III. Формулирование темы урока.


Отгадайте загадку:


Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды-

В нём всё отражается:.

А как это зеркало называется? (озеро) –


Слайд 2 Изображения озер


Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?


ТЕМА УРОКА – Природное сообщество-озеро.


IV- Что вы знаете об озере?


Продолжите фразу

"Я знаю:" - Слайд 4

Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.

Озёра бывают пресные и солёные.

Самое большое пресное озеро - Байкал, самое большое озеро в мире - Каспийское озеро – море

Озёра бывают сточные и бессточные.

Много вы знаете об озерах.


V. Постановка проблемы . слайд

Разделите слова на две группы по природным сообществам

Шмель рогоз клевер

мотыль дафнии ромашка кувшинка пчела


Проверка ( разные ответы)

Почему ?

Не все знаем об озере

Не знаем точно что такое рогоз, дафнии , мотыль.


6. Цель:

Узнать больше об обитателях озер и вообще об озерах.

МЫ будем говорить об озерах и обитателях нашей природной зоны.


7. Решение проблемы.

1) Работа в группах. 3 группы по рядам.

Узнать и более подробно рассказать о мотыле, рогозе, дафнияхПо плану: Слайд

  1. Что это? Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Как использует человек

Детям раздается печатный материал на листочках. А также мотыль в баночке, корм для рыб.

На листке можно подчеркивать, выделять, делать записи. .( см. приложение)



Выступления групп.

Слайды с показами рогоза, дафний, мотыля.


2) Какие еще животные и растения обитают в озерах? Рассмотрите развороты учебника с 52- 53

Узнайте из учебника с. 52– 53 учебника

1 группа о Стрекозе с 52

2 группа птицы ( о утках, куликах, чайках.)

3 группа о выхухоль

Ответы групп по очереди.


Отгадывание загадок МЫ живем у озера или рядом с озером( Слайды)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)



На дорожку вышли рожки:

-Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

Круглый домик:

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик,-

По дорожке сам ползёт! (Улитка)


У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)


Колюч, да не ёж.

Кто это? (Ёрш)


На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно. (Сом)


Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (Раки)


Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Не кому не говорит. (Ива)[2]


7.Физкультминутка.


Рыбки плавают, резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно речное.


8. В природе все взаимосвязано. А в озере?

Что произойдет, если погибнут хищные рыбы? ( окунь, Щука)


Составление цепей питания на доске ( из карточек)


Водоросли—дафнии - плотва – щука

Водоросли – рачки - уклейка – карась


-- А само озеро, воду в нем надо как –то охранять? ( Беречь от загрязнений)

Озеро загрязняется быстрее, чем река т. к. в нем вода стоячая.


9. Наш Тверской край очень богат озерами. В Тверской области более 500 крупных озер. В Осташкове находится знаменитое озеро Селигер. Слайд

В Торопецком районе насчитывается около 250 озер.

Показ слайдов виды озер Торопца


10. Поведение на воде.

С 55 учебника Чтение правила и краткое объяснение, если мало времени

Правила поведение на водоемах весной

Нельзя ступать на лед не убедившись в глубине льда, крепость и толщина льда меняется по мере удаления от берега с глубиной, в местах где есть растительность, течение, могут быть трещины на льду.

Не кататься с горок с выездом на лед.


- Не выходить на лед весной без взрослых

При несчастных случаях не паниковать и звать на помощь


11. Итог урока.

О каком природном сообществе мы сегодня говорили?

Где могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?

Как мы получали знания?

Оцени свою работу на уроке.

Кто работал хорошо и получил полезную информацию?

А кто, считает, что мог бы работать еще лучше?

12. Д.З.

Приготовить рассказ об одном из обитателей озер ( Растении или животном)



Приложение.

Мотыль



Мотыль - это красные червячки длиной до 20 мм, это личинки комаров. Распознать его можно по окраске и характерному выгибанию тела в виде буквы S. Мотыль обитает в иле водоемов со стоячей или медленно текущей водой в речках и озерах. Живет он там около года, а затем окукливается, всплывает и превращается в комара.

Употребляется как насадка на крючки при ловле мелкой рыбы: плотвы, ельца, ерша и др

Мотыль годится в пищу взрослым аквариумным рыбкам и подросшим малькам Просто бросать мотыль в аквариум неэффективно, поскольку червяки опускаются на дно, зарываются в грунт, и рыбки (особенно те, которые берут пищу с поверхности или в толще воды) его там не найдут. Лучше всего насыпать мотыль в кормушку со специальным сетчатым дном, через которое рыбки будут доставать себе еду.


Дафнии.


Дафнии — это мелкие рачки (размеры тела взрослых особей от 0,6 до 6 мм). Они населяют все типы стоячих водоемов, встречаются также во многих реках с медленным течением, в лужах, прудах и озерах.

Под общим названием “дафнии” фигурирует несколько сот различных видов рачков. Все они характеризуются двумя парами усиков, ясно выраженной головой с большим сложным глазом, 4—6 парами ножек и мешковидным выростом с яйцами на спине..

Окраска дафний зависит от состава потребляемой пищи. При хорошем газовом режиме дафнии имеют розово-желтую окраску, а при дефиците кислорода — краснеют. В теплое время года дафнии выглядят как желтовато-красные пятна, перемещающиеся в воде.

Большую часть времени дафнии проводят в толще воды, передвигаясь резкими скачками . Обычно их называют — «водяные блохи»,

Основной пищей для дафний служат бактерии и одноклеточные водоросли.

Рачки дафнии – одни из лучших аквариумных кормов для некрупных видов рыб, а также молоди практически всех видов. Рыбы лопают их охотно, с аппетитом, и растут на них намного лучше, чем на многих других кормах.



Рогоз.

Узколистный и рогоз широколистный — многолетнее травянистое растение из семейства рогозовых высотой до 2 м. Стебли толстые, цилиндрические

Растет рогоз по болотам, топким берегам рек, прудов, озер и водохранилищ, по канавам. Срезанное растение долго сохраняется и используется в декоративных целях. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, утепления домов. Из стеблей плетут ковры, корзины, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов.

В пищу используется в основном корневище. Из него можно приготовить муку, хлеб, оладьи, бисквиты, галеты, кисель и другие изделия. Поджаренные корневища могут заменять натуральный кофе. Кроме корневищ, можно использовать в пищу молодые побеги. Если их отварить, они могут заменить спаржу. Из них готовят салаты, и в поджаренном виде используют в качестве приправ к рыбным и мясным блюдам.

Рогоз лекарственное растение, его используют как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ