Тема: "Твердые тела, жидкости, газы" 1 Класс
+
Учитель: Кротова Н.В.
Урок окружающего мира в 1-м «А» классе
Тема: "Твердые тела, жидкости, газы"
Цели:
Познакомить учащихся с тремя состояниями веществ и их свойствами. Научить выделять и описывать признаки предметов.
Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
Развивать творческие способности.
Развивать мышление, память, речь.
Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, стаканы, вода, кубики, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные кубики, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока.
Деятельность учителя
№
слайда
Предполагаемая деятельность учеников
I. Организационный момент. Создание психологической комфортности. «Подари улыбку»
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг - другу с улыбкой передайте теплоту своего сердца.
- Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока.
- И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
слайд 1
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу. На время наш класс станет лабораторией, а мы - лаборантами.
-Что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)
- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте ознакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
1) 1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2) 2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3) 3. Выполнять все задания.
слайд 2
слайд 3
Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант- сотрудник лаборатории.
Проговаривают правила
III.Исследовательская работа.
-Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана.
- Что в первом стакане?
- Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?
- Кто знает, как в физике называют твердые предметы, которые нас окружают? Посмотрите на доску и узнайте это. Их принято называть - твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела
Назовите твёрдые тела на слайде. Найдите твёрдые тела в нашей лаборатории.
слайд 4
-Деревянный кубик
- Твердый
Предположение
- Что находится во втором стакане?
- Какая она на ощупь? А как назвать воду по-другому? Узнайте это почитав на доске.(на доске запись жидкости . Значит вода- это жидкость.
- Уважаемые лаборанты, что вы ещё можете назвать - жидкостью?
слайд 5
- вода
- жидкая
Чай, кофе, молоко и т.д.
А что вы видите в третьем стакане?
- В третьем стакане спрятался невидимка. Отгадайте.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем..
Дыхательная гимнастика.
Встаньте.
-Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?
- Можно ли воздух назвать твёрдым телом?
- Можно ли воздух назвать жидкостью?
- Тогда что это? Узнайте это прочитав на доске. Сравним ваш ответ с ответом на доске. (на доске появляется запись газы )
-Кто поинтересовался у родителей, какие бывают газы?
-Как вы думаете. О чём пойдёт речь на уроке?
слайд 6
-воздух
Ветер нет нет
- Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.»
IV. Постановка проблемной ситуации.
А кто знает, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы?
Давайте поведём исследование и это выясним.
Предположения детей.
V. Совместное открытие нового материала
1 ОПЫТ. –Возьмите кубик, попробуйте изменить его форму? А придать форму круга?
- -Какой вывод можно сделать из этого? Проверим себя.
Твердые тела
↓
не изменяют
форму
слайд 7
Дети выполняют задание учителя.
- нет, он не сжимается
Изменить форму нельзя
б) Жидкость
– Можно ли изменить форму жидкости? Мнения разошлись .Проведём исследование и выясним, кто же прав?
– У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в колбу? Что заметили? А затем в пробирку. Что заметили?
Какое открытие можно сделать? Давайте проверим себя.
Жидкость
↓
изменяет
форму
слайд 8
Дети высказывают свои предположения.
– Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.
в) Газ.
Надуйте шарик.( 2-3 ученика надувают разные по форме шарики)
– Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?
-Какую форму приобрёл газ в шарике?
- А какую форму имеет воздух в стакане?
–Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? ( Учитель брызгает туалетной водой.)
Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылялись только у доски? Узнайте об этом , прочитав свойство на доске.
Газ имеет свойство заполнять всё пространство.
газ
↓
Заполняет всё пространство
слайд 9
– Весь шарик.
- Форму шарика.
-Форму стакана.
– Газ не имеет постоянной формы.
Запах
Предположение детей
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?
Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, верхний абзац.
(стр. 35 учебника). А о свойствах газа мы найдём на с.36, 3 абзац. Прочитаем первое и последнее предложение
Физминутка « Снежинка»
. VI. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1.
Откройте все тетради на с.50 задание 1.
- Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедините . Сравните. Поставьте «+», если задание выполнено, верно.
- Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?
слайд 10
Слайд 11
– Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Он заполняет собой всю комнату.
Самопроверка по образцу учителя
Жидкость не имеет формы.
2 опыт – Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Проведём исследование.
Высказывания детей
а) Попробуйте сжать твёрдое тело. Удалось это сделать? Какой можно сделать вывод?
– Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются.
б) А можно ли сжать жидкость? Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.т.е. сжать
– Удалось ли сжать жидкость?( выполняет учитель с учениками)
– Нет, значит, жидкость не сжимается.
б) – А можно ли сжать газ? Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.
– Сжимаем шприц с газом.( Работа в парах)
–Что происходит?
–Выполняют ученики.
Газ сжимается.
. – Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?
Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник ,нижний абзац. (стр. 35 учебника)
слайд 12
– Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.
VII. Физкультминутка «Бабочка»
VIII. Постановка проблемы.
-Посмотрите на схему.
Что происходит с водой?
ЛЁД-------- ВОДА--------- ПАР
Дома вы поводили исследования. Кто хочет поделиться своим открытием?
слайд 13
Предположения детей.
IX. Открытие новых знаний.
1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед, используя свою презентацию.
- Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 14-18
Превращение воды в лёд (твердое тело)
Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед.
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар, используя свою презентацию.
- Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 19-23
Вывод: вода при нагревании становится газом-паром.
X. Первичное закрепление знаний.
-Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Попробуйте об этом рассказать, используя изображения на зкране. Вот послушайте:
Однажды в тёплый день в озере отдыхала вода. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так вода оказалась опять дома. А в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала.
слайд 24
XI. Итог урока. Рефлексия.
Работа в группах.
Каждая группа получила карточки. Прочитайте высказывания. Если вы с ним согласны рядом поставьте «+», если нет
«- ».
А теперь посмотрите на доску, и проверти себя.
Твёрдые тела не сохраняют форму.
-
Жидкости не сохраняют форму.
+
Газ можно сжать.
+
Твёрдые тела не сжимаются.
+
Жидкости сжимаются.
-
Уважаемые лаборанты, вы все хорошо поработали, сделали много открытий. На этом наша лаборатория заканчивает работу. Большое спасибо за помощь.
А теперь откройте свои дневники, оцените себя за работу.
XII. Домашнее задание (творческое)
- Ребята скажите, а кому захотелось быть лаборантом? Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ