Тема урока: «Почему их так назвали?»
Урок окружающего мира.
Тема урока: «Почему их так назвали?»
Цели урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах,
- развивать логическое мышление, память, внимание;
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: картина леса, картинки с изображением грибов, ТСО(телевизор, DVD, диск «Планета Земля»), муляжи грибов, рисунки: подорожник, одуванчик, колокольчик; рисунок бабочки, майского жука, Муравьишки Вопросника,
Ход урока.
этапы урока
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
1.
2.
3.
4.
5.
Организационный момент, сообщение темы и целей..
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел наш старый знакомый Муравьишка Вопросник и приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте.
Кто, как только жарко станет-
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой-
Скинет с плеч её долой?
Весна пригревает-
Он шубу надевает,
Зима подойдёт –
Он шубу снимает.
Летом одевается,
Зимой раздевается.
Правильно , сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес! (Демонстрация картины. Показ отрывка из фильма «Сезонные леса»)
Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит, как мы знаем грибы, как умеем отгадывать загадки.
Работа по теме.
1. Отгадайте загадку.
- И так , Муравьишка Вопросник пригласил нас в лес. Я сейчас вам прочитаю отрывок из текста Н. Сладкова , а вы внимательно послушаете.
Ходят в лес по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А загадки разыскиваешь- так покой потеряешь. А как нашел загадку- так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новые загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!
-Ребята, будем искать загадки в лесу и разгадывать?
Работа по учебнику.(с. 98-99)
Ребята, давайте рассмотрим рисунок на с. 98 и прочитаем что там написано.
-Ребята, а как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели?
Да, это растения с очень интересными названиями. И вот первая загадка леса: «А почему их так назвали?»
А теперь давайте прочитаем, как объяснил названия этих растений Муравьишка.
Аналогичная работа проводится с остальными растениями.
- А теперь давайте с вами поиграем.( учитель делит класс на 3 группы и загадывает каждой группе загадку, а дети находят эти растения на фотографиях на с. 99 и объясняют названия растений.
Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног?
Он жёлтым цветком распускается,
А после цветения сдувается.
Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит
Сейчас я вам прочитаю сказку об одуванчике , а внимательно послушаете её.
Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит – хороша земля! И леса, и луга – всё в зелёном наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает.
- Что бы ещё такое придумать?- спросило само себя Солнышко.- Чем людей порадовать?
Взмахнуло оно золотым рукавом- брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках весёлые желтые огоньки – одуванчики.
-На меня похожи! – обрадовалось Солнышко.
А сердитая Зима неподалёку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеётся, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
Обобщение.
-давайте ещё раз повторим, почему эти растения так назвали?
Физкультминутка .
Спал цветок и вдруг проснулся
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)
Работа над темой.
1.Беседа.
-Ребята, бабочка это кто?
Отгадайте загадку и узнайте, с какими насекомыми сейчас познакомит нас Муравьишка Вопросник:
Жу-жу, жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж всё твержу.
Зная твердо букву эту, я жужжу весной и летом.
-да , это жук. Но жуки бывают разные. Посмотрите, с какими жуками дружит Муравьишка.
Работа по учебнику на ст. 99.
-каких зверей вам напоминают эти жуки?
-почему их так назвали?
- Ребята, отгадайте, а о каком жуке сейчас расскажет вам Муравьишка:
«Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, ещё опаснее его личинки. Эти жуки носят название того месяца, в котором они появляются»
Показ рисунка с майским жуком.
-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите, Муравьишка что-то нашёл в траве. Отгадайте:
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Учитель прикрепляет к доске рисунки с разными грибами и приносит их назвать.
-Ребята, а Муравьишка Вопросник спешит к нам, чтобы рассказать что-то интересное о грибах.
Грибы.
В лесу растет большое количество грибов: подосиновики и весёлые лисички, рыжики и разноцветные сыроежки, мохнатые волнушки и растущие кучками на старых пнях опята. Ну и ,
конечно, мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.
Всё это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.
Показ таблицы.
Но грибы не только то, что растёт в лесу под ёлкой или на поляне и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным тоже гриб. И всем известные дрожжи – грибы.
Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете.
Размеры грибов также самые различные. Есть грибы –великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов- малюток – всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом.
Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Работа в « Рабочей тетради»
С. 39.
Отгадайте загадки:
Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки
Под берёзою растут.
Как их зовут?
- Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали?
-Раскрасьте веточку березы.
А теперь , давайте прочитаем первую загадку.
-Почему их так назвали?
Дети читают вторую загадку, соединяют её линией с отгадкой, объясняют , почему опята получили такое название?
А теперь следующая загадка:
А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
-А почему мухомор получил такое название?
Какой из этих грибов , изображённых на этом рисунке , мы не возьмём в корзину?
-А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?
-Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы?
Итог урока.
Ну вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок.
- Ребята, а что мы ещё учились делать во время прогулки?
- Названия каких растений, насекомых, грибов вы запомнили.
-Почему их так назвали?
лес
да
дети читают названия растений.
это растения.
Дети объясняют названия растений.
Ученик читает первое предложение, дети находят это растение на рисунке, проводят линию от точки к нужному растению.
Подорожник
Одуванчик
Колокольчик
Подорожник назвали так, потому что растёт по дорогам, вдоль дорог, одуванчик , потому что, когда отцветёт цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на колокольчики.
насекомое
жук
Дети соединяют линиями жука и зверя , которого напоминает насекомое.
Майский жук
Грибы
Подберёзовик
Растёт под берёзой
Ученики находят лисички на картинке и соединяют линией загадку и отгадку.
Они рыжие, как лиса
Растут около пней и раскрашивают пень
Мухомор
Настоем этого гриба раньше морили мух
Мухомор, потому что этот гриб ядовитый
Нет, он служит лекарством для животных
Не вырывать их вместе с грибницей. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.
Объяснять названия
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ