Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Грибная пора»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок окружающего мира в 1 классе («Начальная школа XXI века»)
по теме «Грибная пора»
Учитель начальных классов:
Костромитина
Мария Александровна
Великий Устюг
2013
ЦЕЛЬ (для учителя) – создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется представление о многообразии представителей царства грибов и их особенностях.
ЦЕЛЬ (для учащихся) – познакомиться с многообразием представителей царства грибов и их особенностями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования положительного отношения к родному краю, его природоохране, а также для формирования: внутренней позиции школьника, интереса к познавательной деятельности.
Предметные
Учащиеся научатся различать и сравнивать представителей царства грибов, приводить примеры; использовать на практике основные правила сбора грибов.
Метапредметные:
Познавательные – учащиеся научатся использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные - учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; составлять план решения задачи и работая по плану сверять свои действия с целью; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Коммуникативные - учащиеся научатся использовать в общении правила вежливости; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Я знаю:
- что такое грибы;
- какие грибы бывают;
- правила сбора грибов.
Я умею:
- различать грибы.
ЗАДАЧИ
- формировать представление о грибах и разнообразии царства грибов;
- развивать умение классифицировать объекты по разным признакам;
- воспитывать культуру поведения в лесу.
ЗАДАЧИ
- иметь представление о царстве грибов;
- уметь сравнивать и различать грибы;
- знать правила поведения в лесу (сбора грибов).
Этап урока. Цель
Содержание учебного материала
Организационно-мотивационный
(проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой, актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности)
- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
и друг другу улыбнулись.
– Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Определение темы урока (создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность)
Отгадайте загадку:
Стоит лепешка на одной ножке,
Кто мимо пройдет, всяк поклонится.
Тема урока: Грибная пора.
- Что значит грибная пора?
Целеполагание и постановка задач (обеспечение мотивации и принятия учашимися учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений)
- Для чего нам нужно это знать?
- Что вы знаете о грибах?
- Что бы вы хотели еще узнать про грибы?
Планирование урока
(составление совместного плана действий)
План урока
что такое грибы?
какие бывают?
правила сбора грибов.
Открытие новых знаний
(обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации)
1.Знакомство с понятием «гриб»
-К какой группе живой природы можно отнести грибы?
Грибы – особое царство природы.
Грибы не растения: у них нет корня, стебля, листьев, цветков. Но грибы и не животные, ведь они неподвижны.
- При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево- зеленые рыжики. Но это лишь часть огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Есть грибы – невидимки. Их так называют, так как они не видны невооруженным глазом, без специальных приборов. Такие грибы используют в производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб, который содержится в плесени и называется пенициллин.
Из огромного грибного мира в пищу мы употребляем главным образом шляпочные грибы. Надземная часть которых – плодовое тело – состоит из шляпки и ножки.
Подведем первые итоги. Что такое грибы?
А слышали ли вы когда-нибудь выражение: «третья охота»?
Так называют сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Я вам предлагаю тоже заняться грибной охотой.
Грибная охота
«Вот мы в лес пришли, белый гриб нашли,
Выросли маслята – дружные ребята.
А опята – плясуны.
На поляне пляшут, шапочками машут,
Раз грибок, еще грибок - положили в кузовок».
Знакомство с царством грибов.
Переходим ко второму пункту плана.
- Какие грибы вы знаете?
- О каких грибах речь в рассказе?
Чтение учителем сказки Н. Сладкова «Грибы»:
«Люблю грибы собирать! Под березами – подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок-мужичок. Толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… бурый боровик.
Вдоль ручья - осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.
Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведет, неизвестно.
Иду, и за каждой вилюшкой: то лисички – желтые граммофончики, то опенки – ноги тонки, то сыроежки – говорушки.»
- Перечислите о каких грибах шла речь в рассказе.
- Почему они получили такое название?
- С чем сравнивают грибы?
Рассмотрите разные грибы и сравните.
- Что объединяет все эти грибы?
- А какие еще бывают грибы? Почему их так называют?
Сделаем вывод: О чем узнали, работая по второму пункту?
3. Работа по календарю сбора грибов (учебник, с.22)
Рассмотрите календарь в паре.
- Какие грибы здесь представлены?
- Какие грибы собирают осенью?
- О чем надо помнить при сборе грибов?
Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или по кругу, главное не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе.
- Что нового открыли для себя?
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
(выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции)
- Ребята, кто такой грибник?
1. И г р а «Самый лучший грибник».
- Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь, возьмите его в корзинку или оставь те на доске.
- Какие грибы будем брать в корзинку?
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.(Подосиновик.)
Растут на опушке
Рыжие подружки.
Их зовут... (волнушки).
Их обходим стороной –
Нам не надо ни одной!
Сами лезут на полянки
Эти бледные ... (поганки).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это... (сыроежки).
Под высокою сосною,
Где трухлявый пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первым найден... (боровик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке - горошки.(Мухомор.)
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички.
Осень в лес приносят летом
Золотистые... (лисички).
Осуществление контроля
(организация самостоятельной работы на новое знание)
Работа в тетради
Стр.12 - Закончи рисунок.
- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?
Нарисуй грибы, которые собирают осенью.
- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?
Рефлексивно-оценочный
(фиксирование нового содержания урока, организация самооценки учениками собственной учебной деятельности)
- Что показалось наиболее интересным?
- Закрасьте номер страницы соответствующим цветом согласно критериям.
Итог урока
- Что бы вы хотели рассказать дома?
Спасибо за работу на уроке.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ