Урок окружающего мира в 3 классе «Полезные ископаемые»
Урок окружающего мира в 3 классе
«Полезные ископаемые»
Залежи каменного угля в Кузбассе.
Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.
Задачи: 1. Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе
практической работы.
2. Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
4. Познакомить с применением угля и его отходов в различных
отраслях народного хозяйства.
УУД
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; строить речевое высказывание; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал.
Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы
Регулятивные: определять и формулировать тему урока; работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс, авт. Плешаков А.А.,слайдовая презентация, карта Кемеровской области, физическая карта России, карта г. Полысаево, индивидуальные копии карт г. Полысаево, образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений, компьютер, медиапроектор, магнитофон.
Ход урока.
Этап урока
Содержание
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат (УУД)
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Новый день приносит новые знания. Если вы согласны с моим утверждением, улыбнитесь мне и друг другу.
Настраивает на работу.
Слушают и выполняют действия.
Личностные: уметь слушать.
Актуализация знаний. Мотивация на работу.
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике.
Звучит магнитофонная запись. Слайд 2.
«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно.
Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».
- Что же лежит в этом ящике?
- Как вы думаете, какая тема урока?
Предлагает отгадать, что лежит в черном ящике..
Слушают.
Отвечают.
Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать тему урока.
Изучение нового материала.
Работа в группах.
- Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.
Проверка.
- Какие основные характеристики угля вы определили?
- Из всех перечисленных характеристик давайте выберем самые главные, по которым можно определить полезное ископаемое уголь.
- Почему уголь горит?
- Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве, затвердевают и каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит – выделяется солнечная энергия.
- Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении.
Ученик: «Листик солнца луч поймал,
Удержал, упаковал,
И отправил в кладовую,
Необычную, живую.
Долго лучики хранились
Вот и людям пригодились».
- Как по-другому можно назвать каменный уголь?
- Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.
- Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу?
- Давайте прочитаем текст в учебнике.
- Что же можно изготовить из каменного угля?
– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля.
- Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?
- В какую же группу можно отнести каменный уголь?
Слайд 4.
Природные ресурсы
невозобновляемые ееее неисчерпаемыее возобновляемые
- А к какой группе относится солнечная энергия?
Работа с картой полезных ископаемых России.
Слайд 5.
- Найдите по карте России, где добывают каменный уголь?
- Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются.
- Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах.
Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70.
Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу.
-Чем можно заменить каменный уголь?
Работа по карте Кемеровской области.
- Очень богата углем Кемеровская область, где мы с вами живем.
- Как по-другому называют Кемеровскую область?
- А кто знает, как расшифровывается «Кузбасс»?
- Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога. С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса.
Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля.
- Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь.
Задание 1 бригаде: «В каких городах на севере области добывают уголь?»
Задание 2 бригаде: «В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?»
Задание 3 бригаде: «В каких городах на юге области добывают уголь?»
Задание 4 бригаде: «В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?»
– Проверим, как вы выполнили задание.
– Оцените ответы бригадиров.
Работа по карте г. Полысаево. Слайд 6.
- Посмотрите на карту г. Полысаево.
- Какие шахты расположены в черте города?
Дифференцированная работа.
1 группа работает самостоятельно.
(Карты разделены на квадраты. Задание на доске.)
3 квадрата - на север
3 квадрата – на северо-запад
4 квадрата – на восток
2 квадрата – на северо-восток
6 квадратов – на запад
2 группа работает с учителем.
- В каком направлении от города находится:
а) ш. «Октябрьская»
б) ш. «Заречная»
в) ш. «Сибирская»
г) ш. «Алексиевская»
г) ОАО «Разрез Моховский»
д) ш. «Полысаевская»
- К какой шахте мы пришли?
- Оцените свою работу на рабочих листах.
Дает практическое задание.
Работа со слайдом № 3.
Организует беседу об угле.
Показывает образцы окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений.
Организует работу по учебнику.
Организует работу по карте России.
Организует беседу.
Организует работу по карте Кемеровской области.
Организует работу по карте г. Полысаево.
Организует дифференцирован
ную работу.
Работают в группах, определяют основные характеристики угля, записывают на листах А-4.
Командиры групп зачитывают основные характеристики угля, листы с ответами прикрепляют магнитами к доске.
Отвечают.
Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий, тяжелее воды, горит.
Отвечают.
Слушают.
Рассказывает подготовленный ученик.
Солнечным камнем.
Слушают.
Отвечают.
Отвечают на вопросы.
Уголь - невозобновляемые природные ресурсы.
Неисчерпаемые природные ресурсы
Работают по карте.
Солнечной энергией.
Кузбасс.
Кузнецкий угольный бассейн.
Слушают.
Работают 4 бригады по четырем картам.
После проведенной работы бригадиры отчитываются.
Оценивают ответы бригадиров.
Отвечают и показывают.
Учащиеся 1 группы, используя знания сторон горизонта, от заданной точки двигаются в заданном направлении.
Учащиеся 2 группы, ориентируясь по карте, повторяют направления сторон горизонта.
ОАО «ш. Полысаевская».
Оценивают свою работу.
Познавательные: сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал.
Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы.
Регулятивные: работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие.
Физминутка.
Музыка релакс. Слайд 7.
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
Разводят руки в стороны.
Руки поднимают вверх и покачивают ими из стороны в сторону.
Наклоняются вперед, покачивают туловищем из стороны в сторону.
Закрепление изученного.
Работа с использованием материалов экскурсии на шахту «Полысаевская».
- Мы с вами были на экскурсии на шахту «Полысаевская», но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией.
- А кто из вас хочет побывать в шахте?
- Давайте совершим заочное путешествие в шахту.
Рассказ ученика с использованием таблицы «Разрез шахты». Слайд 8.
«Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали - и вперед по подземному проспекту. Он называется - штрек.
От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» - лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки.
Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном.
Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к «подземному проспекту», к «трамвайной остановке»
Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, - и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора».
- Ребята, отгадайте загадку:
«Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?»
- Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований.
Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты.
Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты «Полысаевская».
- Давайте вспомним:
- С чего начинается разделение угля от минералов других пород?
Слайд 9.
- А где еще кроме шахт добывают уголь?
- Что общего между шахтой и разрезом?
- Чем они отличаются?
Слайд 10.
Словарная работа.
- Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. восстанавливать почву.
- Что вы можете предложить для восстановления почв?
Слайд 11.
- Прочитайте слова А.М.Горького:
«Человек должен устраивать свою землю так,
как он привык устраивать свой дом, свое жилье»
Организует заочное путешествие в шахту.
Предлагает отгадать загадку.
Знакомит с новым словом.
Предлагает прочитать слова.
Выступает подготовленный ученик, остальные слушают.
Угольный комбайн.
Отвечают:
1 – отмывка угля водой и магнетитом;
2 – просеивание;
3 – обогащение;
4 – отгрузка.
На угольных разрезах.
Отвечают.
При добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа.
Предлагают свои способы.
Читают.
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; уметь обобщать информацию.
Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять учебное действие.
Обобщение.
Слайд 12.
- Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»
- Чем хорош уголь?
- Чем плох уголь?
Организует игру.
Отвечают:
а) топливо;
б) электричество;
в) лекарства;
г) краски;
д) искусственные ткани;
ж) бензин; т.д.
а) разрушается почва;
б) не возобновляется;
в) копоть;
г) сажа;
д) загрязняет атмосферу; т.д.
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы.
Рефлексия.
- У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится).
- Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке.
Организует рефлексию.
Показывают шахтера в соответствии с эмоциональным состоянием.
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Домашнее задание.
Найти загадки про уголь.
Нарисовать схему, как используется каменный уголь.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ