Урок окружающего мира в 3 классе "Позвоночные животные" УМК «Начальная школа XXI века»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыжковская средняя общеобразовательная школа»
Крутинского муниципального района
Омской области
Муниципальный конкурс «Мой открытый урок»
Разработала: Зоммер Л.П.,
учитель начальных классов,
I квалификационной категории
Рыжково – 2014
Технологическая карта урока
Пояснительная записка
Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века»).
В классе обучается 4 ученика. Из них – 2 мальчика и 2 девочки. Ребята активные на уроке и во внеурочной деятельности. Работоспособность присуще не всем учащимся. Трое обучающихся со средними учебными возможностями и один обучающийся – с низкими.
На уроке применяется технология проблемного обучения.
При подготовке к уроку использовались следующие источники:
1. Виды рыб Крутинского района http://ozera.info/russia/omsk/ik
4.Пеликаны. http://birds-omsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=89
5. Позвоночные животные. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69e4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
Тема: Позвоночные животные.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по ознакомлению с группой животных «Позвоночные животные».
Задачи урока: 1. Актуализация знаний о животных (одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные);
2. Подвести обучающихся к осознанию понятия «позвоночные животные»;
3. Формировать представления о данной группе животных.
Планируемые результаты:
предметные: классифицировать животных, относя их к определённым изученным группам; приводить примеры позвоночных животных; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.
метапредметные: анализировать объекты окружающего мира (животных), таблицы, рисунки с выделением отличительных признаков; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ; оценивать правильность выполнения заданий, используя «Лист самооценки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.
личностные: мотивация к учебной деятельности; осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, фронтальная
Оборудование: учебник «Окружающий мир», картинки с изображением животных для работы в группе; таблица «Рыбы»; лист самооценки; компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Мотивация
к учебной деятельности.
-Доброе утро, ребята!
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок!
Вы проверьте у себя,
Все ль готовы Вы, друзья?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Приветствуют учителя.
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Показывают карточки
(зеленая – готов, оранжевая – не совсем готов)
Мотивация к учебной деятельности;
самооценка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
Работа в группе: распределите животных на 2 группы ( на столе картинки с изображением животных).
- Каких животных называют одноклеточными? А каких – многоклеточными? Приложение №1.
- А как вы думаете, можно ли многоклеточных животных распределить на 2 группы?
-Распределите многоклеточных животных на 2 группы
Слайд №3
Обучающиеся раскладывают картинки на 2 группы и объясняют, по какому признаку они их распределили (одноклеточные и многоклеточные)
Проверка по эталону ( в презентации представлены 2 группы животных). Слайд №2.
Проверяют и оценивают работу группы (лист самооценки)Приложение №2.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Лист самооценки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с результатом.
классифицировать животных, относя их к определённым изученным группам
Обучающиеся выдвигают свои гипотезы.
Обучающиеся распределяют на интерактивной доске и объясняют по какому признаку они распределили (беспозвоночные и позвоночные)
Проверка домашнего задания
-Каких животных называют беспозвоночными?
Творческое рассказывание от первого лица «Расскажу вам о себе».
Слайды №4-6.
Отвечают на вопрос
Обучающиеся рассказывают об одном беспозвоночном животном от имени животного.
формулировать ответы на вопросы
Постановка учебной задачи
- Почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным?
-Какие группы животных относятся к позвоночным животным?
- Хотите расширить свои знания?
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
Слайд№7
Рассуждают, высказывают свои предположения
Позвоночные животные
- Кто такие позвоночные животные.
- Какие группы животных относятся к позвоночным животным.
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока)
Открытие нового знания.
-Сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию в краеведческий музей, где школьники- «экскурсоводы» расскажут о позвоночных животных, которые живут в нашем крае. Рыбы:http://ozera.info/russia/omsk/ik
Птицы: http://birds-omsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=89
- Попробуйте определить, к каким группам относятся данные позвоночные животные Позвоночные животные Иллюстрация
Слайд № 8-11
- Дополните схему:
многоклеточные животные
беспозвоночные позвоночные
рыбы земнов. пресмык. птицы звери(млекоп.)
- Назовите группы позвоночных животных. Слайд№12
Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о позвоночных животных разных групп (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).
Схему дополняют на интерактивной доске. Приложение 3.
Обучающиеся называют. Приложение №3.
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.
Физминутка
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
Обучающиеся хором проговаривают слова и выполняют упражнения
Первичное закрепление
Работа с учебником.
Стр.117 рассмотрите рисунки животных. Назовите позвоночных животных.
- Чем рыбы отличаются от других животных?
Работа в паре.
- Прочитайте текст в учебнике. Найдите признаки различия.
Называют позвоночных животных.
Читают текст в паре, ищут признаки различия и называют их.
использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, объяснений
Самостоятельная работа
Заполните таблицу (Приложение №4)
Рыбы
Среда обитания
Внешний вид
Строение скелета
Органы дыхания
Способ размножения
Слайд№ 13
Обучающиеся заполняют таблицу,
Выполняют самопроверку по эталону, оценивают:
Всё правильно – 5,
1-2 ошибка – 4,
3 ошибки - 3
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем.
Итог урока
-Какие цели мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли мы их достичь?
-На какие вопросы мы должны были ответить?
-Сумели ли мы это сделать?
- Как вы считаете это ценно для нас?
Заполните листы самооценки и сдайте их.
Отвечают на вопросы
Заполняют листы самооценки
осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы.
Рефлексия
Дайте общую оценку вашей деятельности
Слайд№ 14
«5» - урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
«4» - Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
«3» - Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
Домашнее задание
На «3» в учебнике стр.117-121, пересказ,
На «4» - стр.117, составляют рассказ о рыбах по плану
На «5» работают с дополнительной литературой и готовят сообщение на темы: «Кто такие амфибии?», «Что умеют рептилии?», «Чем звери отличаются от других животных?», «Что умеют птицы?»
Слайд№15
Обучающиеся выбирают домашнее задание.
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.
Литература.
1. Виды рыб Крутинского района http://ozera.info/russia/omsk/ik
2. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1/ Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.-3-е изд., дораб.-М.: Вентана-Граф, 2012.
3.Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие/ Н.Ф. Виноградова.-2-е изд., доп.- М.: Вентана – Граф, 2013.
4.Пеликаны. http://birds-omsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=89
5. Позвоночные животные. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69e4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
Приложение №1
Приложение №2
Лист самооценки
Оценка ученика
Оценка группы или товарища
В группе правильно провёл классификацию животных. Высказывал своё мнение.
Подготовил сообщение о животном, нашел иллюстрацию.
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания ( составил таблицу)
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы.
Правильно составил схему.
Итого
Критерии: «5» - все верно
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - 4 ошибки
Приложение №3
многоклеточные животные
беспозвоночные позвоночные
пресмыкающиеся рыбы
земноводные птицы
звери(млекопитающие)
Приложение №4
Заполните таблицу
Рыбы
Среда обитания
Внешний вид
Строение скелета
Органы дыхания
Способ размножения
Критерии: Всё правильно – 5,
1-2 ошибка – 4,
3 ошибки - 3

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ