Конспект урока на тему "Пасха и пасхальные традиции России"
Класс:
Тема: Пасха и пасхальные традиции России
Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке
Формирование
чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;
уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.
Метапредметные:
Умение
принимать участие в обсуждении прослушанного материала;
поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;
прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;
производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.
Предметные
Умение
воспринимать информацию на слух , используя имеющиеся знания по православной культуре;
выполнять предлагаемые задания;
излагать результаты выполненной групповой работы
Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.
Цель урока:
развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.
Задачи урока:
образовательные:
дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;
познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;
расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.
практические:
расширять кругозор учащихся по религиозной теме;
2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;
развивающие:
развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;
развить интерес учеников к изучению религиозных наук;
развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;
развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.
воспитательные:
воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;
воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;
Формы организации познавательной деятельности на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- метод коллективного взаимодействия;
- метод контроля и оценки.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап учебного занятия, время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые образовательные ресурсы
1. Организационный момент
1 минута
Приветствует учеников.
Приветствуют учителя.
2. Целеполагание и мотивация
4 минуты
Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.
Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)
Учитель читает стихотворение:
Воскресение Христово
Княжна Е. Горчакова
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки –
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь".
Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.
Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain-storming, учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.
Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:
Пасха
Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.
Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.
Выслушивают учебную ситуацию учителя и высказывают все, что они знают по данной теме, используя свои знания из других школьных предметов.
Получают информацию о задачах урока
Учащиеся заполняют диаграмму
Запись звона колоколов
( в папке с файлами)
Презентация ( слайд 1)
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
3. Введение в тему и беседа о традициях и обычаях празднования
6 минут
Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:
1. Пасха – это праздник ...(весны, радости и света)
2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов)
3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы)
4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца)
5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)
6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)
-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.
Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
Вопросы:
- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?
-Какими красками вы бы описали его настроение?
- Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?
-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?
Учащиеся заканчивают предложения за учителем.
Учащиеся слушают текст учителя и отвечают на вопросы
Слайд 5
Слайд 6
4. Работа над темой урока
10 мин.
5. Физминутка
5 мин.
- История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.
- А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?
- Что значит слово « воскресение»?
- Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.
2) Православная Пасха.
- Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.
3) Традиции празднования.
- Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?
Рассказ учителя. (обобщение)
-Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.
А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.
Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»
Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.
Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.
Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.
1. Игра « катание яиц».
Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.
2. Пасхальное гнездышко
Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.
Ответы детей
Ученики получают слова песни и поют вместе с учителем
Учащимся раздаются вырезанные заранее заготовки яиц из бумаги, а они должны раскрасить яйцо всей группой.
Учащиеся становятся вокруг «катка» и играют в игру.
Учащиеся делятся на 2 команды и играют в игру.
Слайд 7
Песня во вложении
Слайд 8
Слайд 9-10
6. Подведение итогов урока
3 минуты
Итак, сегодня мы с вами поговорили об очень важным для каждого православного человека празднике – Пасхе.
- Что нового вы узнали?
- Почему Пасха – является самым радостным праздником для верующих?
-В конце нашего занятия я предлагаю вам ответить на вопросы, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока.
Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю для уточнения задания.
Учащиеся выполняют задания на доске.
6. Рефлексия
1 минута
Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока?
- у меня есть корзинка, которую нужно заполнить яйцами. Если вам было интересно на уроке – выбирайте красивое, красное яйцо, а если вам было не очень интересно – синее.
Спасибо за урок!
Ученики выбирают яйца и раскладывают их в корзинку.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ