Конспект урока по ОРКСЭ "Праздники и календари"

Калиниченко С.В.

учитель истории

МОАУ СОШ № 4, г. Орск, Оренбургская область.


Урок ОРКСЭ, модуль: Основы мировых религиозных культур

Тема: Праздники и календари

Тип урока: комбинированный


Личностные целевые ориентиры:

- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий

Личностные результаты:

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


Метапредметные целевые ориентиры:

-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;

- способствовать формированию умений смыслового чтения текста

- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников)

- развитие коммуникативных умений работы в группах

- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли

- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи


Предметные целевые ориентиры:

- познакомить с традициями праздников в религиях мира

Предметные результаты:
- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Урза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Межпредтметные связи: история, МХК, обществознание, география

Оборудование: раздаточный материал, ватман, клей, презентация, маркеры, конверт с иллюстрациями.


Тип урока : Комбинированный

Ход урока


  1. Организационный момент и эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, ребята, садитесь.


Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.


Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. пожелайте соседу удачи.


  1. Выделение темы урока и постановка цели

Посмотрите ролик (фейерверк). Скажите, в каких случаях мы могли бы увидеть подобное зрелище. (Предполагаемые ответы детей: фейерверки запускают на праздники, поэтому мы будем говорить о праздниках)

Верно, но в рамках нашего предмета догадайтесь о каких праздниках пойдет речь? (О религиозных праздниках) (Тема урока записывается в тетрадь)


Игра "Данетка" Заполним таблицу, поставьте + и - в колонке "В начале урока" напротив утверждений

(Ученики индивидуально заполняют таблицы)

Утверждения

В начале урока

В конце урока

  1. В каждой религии свои праздники?



  1. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?



  1. Сагааган – буддийский Новый год?



  1. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?



  1. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?



  1. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?



  1. Символ пасхи – крашеные яйца?




-В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?

- Почему вы уверены в правильности ответов?

-А в каких вопросах сомневаетесь?

-Тогда сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Цель урока: повторить известные нам праздники, узнать о новых торжественных религиозных датах. (Цель прописываем на доске).

  1. Актуализация знаний:

Сначала нам предстоит повторить, тему прошлого урока. О чем мы говорили на последнем уроке?

(Мы говорили о паломничестве)


1. Найдите лишнее и объясните свой выбор


Храм "Купол Скалы", Кааба, Стена плача.

(лишнее - Стена Плача - объект паломничества иудеев, остальное - мусульман)


Накхор, мощи, хадж.

(лишнее - мощи - христианские святыни, остальное - паломничество)


Медина, Мекка, Москва

(лишнее - Москва - столица нашей страны, остальное - города которые посещают паломники-мусульмане)


2. Соедините термин и его определение


1. мощи

А) путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

2. хадж

Б) святыни, останки тел умерших людей

3. реликвия

В) особо хранимая и почитаемая верующими святыня

4. паломничество

Г) паломничество в город Мекку


3. Определите по иллюстрациям какие объекты паломничества изображены и верующие каких религий им поклоняются:


На слайдах:

Храм Гроба Господня

Стена плача

Мечеть "Купол скалы"

Мощи святого

Кааба

Бодхгайя (место просветления Будды)


  1. Освоение новой темы:

Предлагаю вам сегодня побыть исследователями и, поработав в группах, представлять праздники одной из известных нам религий.


План работы для всех групп:

1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.

Иудейские праздники стр. 62-63

Православные праздники стр. 63 - 65

Исламские праздники стр. 65-66

Буддиские праздники стр. 66-67

2. Выделите карандашом названия основных праздников

3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)

4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.

5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.


Класс делится на 4 группы, капитаны вытягивают по жребию название религии, которую будут изучать его соратники. В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках. Учитель сопровождает выступления групп презентацией.


По ходу выступления групп ребята заполняют таблицу в тетради:

Религия

Праздники

иудаизм


православие


буддизм


ислам



  1. Закрепление:

Назовите праздник по трем словосочетаниям.

*Крашеные яйца, омовение ног, Тайная вечеря (Пасха)

*Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)

*Священная Тора, гора Синай, молочные продукты (Шавуот)

*Запрет на пролитие человеческой крови, совершить хадж, жертвенный барашек (Курбан-Байрам)


  1. Рефлексия:

Вернемся к нашей таблице и заполним столбик "В конце урока", поставьте теперь + и - напротив утверждений. Есть ли изменения? Какие? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? (Дети заполняют таблицу)


Прием "Дерево чувств"

Предлагаю вам заполнить наше "Дерево чувств". Возьмите изображение яблока у вас на парте. Раскрасьте его в цвет, который соответствует вашим чувствам:

Красный - радость, восторг.

Зеленое - спокойствие, равнодушие.

Фиолетовый - грусть, тревога.


Прикрепите свое яблоко на "Дерево чувств". (учащиеся раскрашивают яблоки и прикрепляют к дереву на доске с помощью магнитов)


  1. Домашнее задание:

Выберите одно задание из предложенных:

- подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?» (вопрос на с. 67)

- нарисовать рисунок, изображающий празднование какого-нибудь религиозного праздника

- составить кроссворд из 5 слов по теме.

Используемая литература:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» - М.: Просвещение, 2010.

  2. «Поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов), - М.: Просвещение, 2010.

  3. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.; Данилюк А.Я., Мурманск, 2011.

  4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: "Просвещение", 2010.

  5. Электронное пособие: «Основы религиозных культур и светской этики»






Дополнительный материал:

Иллюстративный материал.



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории религия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ