Конспект урока по ОРКСЭ "Праздники и календари"
Калиниченко С.В.
учитель истории
МОАУ СОШ № 4, г. Орск, Оренбургская область.
Урок ОРКСЭ, модуль: Основы мировых религиозных культур
Тема: Праздники и календари
Тип урока: комбинированный
Личностные целевые ориентиры:
- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий
Личностные результаты:
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные целевые ориентиры:
-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
- способствовать формированию умений смыслового чтения текста
- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников)
- развитие коммуникативных умений работы в группах
- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли
- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи
Предметные целевые ориентиры:
- познакомить с традициями праздников в религиях мира
Предметные результаты:
- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Урза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.
Межпредтметные связи: история, МХК, обществознание, география
Оборудование: раздаточный материал, ватман, клей, презентация, маркеры, конверт с иллюстрациями.
Тип урока : Комбинированный
Ход урока
Организационный момент и эмоциональный настрой на урок
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка.
Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. пожелайте соседу удачи.
Выделение темы урока и постановка цели
Посмотрите ролик (фейерверк). Скажите, в каких случаях мы могли бы увидеть подобное зрелище. (Предполагаемые ответы детей: фейерверки запускают на праздники, поэтому мы будем говорить о праздниках)
Верно, но в рамках нашего предмета догадайтесь о каких праздниках пойдет речь? (О религиозных праздниках) (Тема урока записывается в тетрадь)
Игра "Данетка" Заполним таблицу, поставьте + и - в колонке "В начале урока" напротив утверждений
(Ученики индивидуально заполняют таблицы)
Утверждения
В начале урока
В конце урока
В каждой религии свои праздники?
Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
Сагааган – буддийский Новый год?
Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?
В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
Символ пасхи – крашеные яйца?
-В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?
- Почему вы уверены в правильности ответов?
-А в каких вопросах сомневаетесь?
-Тогда сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Цель урока: повторить известные нам праздники, узнать о новых торжественных религиозных датах. (Цель прописываем на доске).
Актуализация знаний:
Сначала нам предстоит повторить, тему прошлого урока. О чем мы говорили на последнем уроке?
(Мы говорили о паломничестве)
1. Найдите лишнее и объясните свой выбор
Храм "Купол Скалы", Кааба, Стена плача.
(лишнее - Стена Плача - объект паломничества иудеев, остальное - мусульман)
Накхор, мощи, хадж.
(лишнее - мощи - христианские святыни, остальное - паломничество)
Медина, Мекка, Москва
(лишнее - Москва - столица нашей страны, остальное - города которые посещают паломники-мусульмане)
2. Соедините термин и его определение
1. мощи
А) путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
2. хадж
Б) святыни, останки тел умерших людей
3. реликвия
В) особо хранимая и почитаемая верующими святыня
4. паломничество
Г) паломничество в город Мекку
3. Определите по иллюстрациям какие объекты паломничества изображены и верующие каких религий им поклоняются:
На слайдах:
Храм Гроба Господня
Стена плача
Мечеть "Купол скалы"
Мощи святого
Кааба
Бодхгайя (место просветления Будды)
Освоение новой темы:
Предлагаю вам сегодня побыть исследователями и, поработав в группах, представлять праздники одной из известных нам религий.
План работы для всех групп:
1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.
Иудейские праздники стр. 62-63
Православные праздники стр. 63 - 65
Исламские праздники стр. 65-66
Буддиские праздники стр. 66-67
2. Выделите карандашом названия основных праздников
3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)
4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.
5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.
Класс делится на 4 группы, капитаны вытягивают по жребию название религии, которую будут изучать его соратники. В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках. Учитель сопровождает выступления групп презентацией.
По ходу выступления групп ребята заполняют таблицу в тетради:
Праздники
иудаизм
православие
буддизм
ислам
Закрепление:
Назовите праздник по трем словосочетаниям.
*Крашеные яйца, омовение ног, Тайная вечеря (Пасха)
*Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)
*Священная Тора, гора Синай, молочные продукты (Шавуот)
*Запрет на пролитие человеческой крови, совершить хадж, жертвенный барашек (Курбан-Байрам)
Рефлексия:
Вернемся к нашей таблице и заполним столбик "В конце урока", поставьте теперь + и - напротив утверждений. Есть ли изменения? Какие? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? (Дети заполняют таблицу)
Прием "Дерево чувств"
Предлагаю вам заполнить наше "Дерево чувств". Возьмите изображение яблока у вас на парте. Раскрасьте его в цвет, который соответствует вашим чувствам:
Красный - радость, восторг.
Зеленое - спокойствие, равнодушие.
Фиолетовый - грусть, тревога.
Прикрепите свое яблоко на "Дерево чувств". (учащиеся раскрашивают яблоки и прикрепляют к дереву на доске с помощью магнитов)
Домашнее задание:
Выберите одно задание из предложенных:
- подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?» (вопрос на с. 67)
- нарисовать рисунок, изображающий празднование какого-нибудь религиозного праздника
- составить кроссворд из 5 слов по теме.
Используемая литература:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» - М.: Просвещение, 2010.
«Поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов), - М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.; Данилюк А.Я., Мурманск, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: "Просвещение", 2010.
Электронное пособие: «Основы религиозных культур и светской этики»
Дополнительный материал:
Иллюстративный материал.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ