Курс ОРКСЭ «Основы духовно – нравственной культуры народов России» «Светская этика» Тема: «Образцы культуры народов» 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Курс ОРКСЭ
Модуль: «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
«Светская этика».
Урок №27
Тема: «Образцы культуры народов»
4 класс
Стасенко Галина
Константиновна,
учитель
начальных классов
Урай
2014
Пояснительная записка.
Тема «Образцы культуры народов России» является второй темой в главе «Каковы истоки правил морали?» Предыдущей была тема «Ценность рода и семьи». Готовя проекты о своей семье, учащиеся выяснили, что многие семьи в классе многонациональные. Это современные молодые семьи, которые не знают и не чтут древних традиций своего рода и семьи. И возникает потребность узнать культуру разных народов. Тема становится актуальной для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников. Она дает возможность формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Методическая цель: «Познакомиться с культурой разных народов, чтобы лучше понимать друг друга». Для реализации цели выбран урок-проект: «Создание книги «Культура народов России». Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемных. Применение данных методов обеспечит практическую направленность уроков, способствует совершенствованию универсальных учебных действий. Работа в группе помогает включить всех детей в работу класса. На уроке используется просмотр видеофрагмента концерта, инсценирование, беседа, работа с учебником, работа по подбору материала из кейса, практическая работа по оформлению страницы книги, выступление с отчетом о проделанной работе, рефлексия.
Ожидаемым результатом станет развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу семейных традиций на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Образовательное учреждение
МБОУ СОШ №2
Учитель
Стасенко Галина Константиновна,
учитель начальных классов,
раб. телефон - 35354, 20174;
сот. телефон - 89519600696
Курс ОРКСЭ
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Учебник
Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;
Тема урока
Образцы культуры народов.
Класс
4 класс
Цель урока - проекта
Создать книгу «Культура народов России».
Задачи урока
Сформировать понятие о единстве взглядов и интересов многонационального народа России;
Содействовать воспитанию дружбы, толерантности, сплочённости, умения работать в команде;
Создать условия для реализации творческой деятельности;
Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции.
Объяснять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки.
Помочь учащимся осознать необходимость согласия, единства и дружбы между различными народами России.
Оборудование
- Учебник: Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;
- бейджи для каждого учащегося;
- Видеофрагмент танца «Лезгинка»
- короны- имена для сценки;
- презентация «Культура народов России»;
- таблички с понятиями «Культура» (на доску)
- кейсы для работы в группах: «Задания для работы в группе», «Одежда», «Кухня», « Праздники», «Народная мудрость»;
- материалы для творческой работы: клей, фломастеры, ножницы, скотч;
- листы форматом А3: «Культура русского народа», «Культура народов ханты и манси», «Культура татарского народа»;
- смайлики для рефлексии;
- Правила работы в группе
Урок - проект в 4 классе
Основы духовно - нравственной культуры народов России. Светская этика.
Тема:
Образцы культуры народов.
Название проекта:
Книга «Культура народов России».
Тип проекта:
Исследовательский, творческий, долгосрочный
Руководитель проекта: Стасенко Галина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Состав учащихся: 4 класс МБОУ СОШ №2
Цели проекта: Создать книгу «Культура народов России»
Задачи проекта:
сформировать понятие о единстве взглядов и интересов многонационального народа России;
содействовать воспитанию дружбы, толерантности, сплочённости, умения работать в команде;
создать условия для реализации творческой деятельности;
анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции;
объяснять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки;
помочь учащимся осознать необходимость согласия, единства и дружбы между различными народами России.
Тип урока: изучение нового материала
Базовая технология: деятельностный подход
Методическое оборудование:
учебник: Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;
бейджи каждому учащемуся;
видеофрагмент танца «Лезгинка»;
короны- имена для сценки;
презентация «Культура народов России»;
таблички с понятиями «Культура» (на доску)
кейсы для работы в группах: «Задания для работы в группе», «Одежда», «Кухня», « Праздники», «Народная мудрость»;
материалы для творческой работы: клей, фломастеры, ножницы, скотч;
листы форматом А3: «Культура русского народа», «Культура народов ханты и манси», «Культура татарского народа»;
смайлики для рефлексии;
правила работы в группе.
Результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Познавательные УУД
Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков); строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять синтез, составлять целое из частей; обобщать и классифицировать.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться о правилах общения и поведения;
доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.
Расширить знания о культуре народов: национальной одежде, кухне, праздниках, пословицах и поговорках
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Результат
1.Погружение в проект
2.Установка на деятельность
Активизация творческого мышления учащихся, поиска нестандартных решений проблемы
Включаю видеофрагмент танца «Лезгинки»
Выключаю фрагмент.
Дети входят в класс под музыку.
Выступающие остаются у доски, остальные рассаживаются по своим местам.
Показывают сценку- ситуацию из школьной жизни.
/учебник, с.48-49/
Мотивация на получение новых знаний
3.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Актуализация знаний,
проведение подготовительной теоретической работы посредством проблемного диалога перед организацией проектной деятельности
-Почему дети поссорились?
-Что дети понимают по -разному?
– Поняли ли ребята друг друга после ссоры?
-А что надо делать, чтобы люди жили в мире и понимали друг друга?
-Ребята не поняли друг друга, они думали, что Ахмет и Рустам дерутся, а Лена стала их разнимать, а за Лену заступился Антон с Мишей.
-правила общения;
-Они поняли, что у каждого народа свои правила поведения.
- чтобы лучше понимать друг друга надо лучше знать и изучать культуру разных народов.
Осознанное восприятие сценки-ситуации из школьной жизни
4. Тема и цель урока
Определение темы и цели урока.
Запомнить определение.
-Какова цель урока?
-Определите тему занятия
- Что такое культура?
-На какое определение похоже это?
-Прочитайте еще одно опреде-ление понятия «Культура»
-изучение культуры разных народов;
-Культура народов России.
(слайд 1)
-ищут в словаре учебника:
«Культура- всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой».
-Дети вспоминают:
«Природа – это все, что нас окружает, но не сделано руками человека».
-Читают с доски.
Определение темы проекта, принятие цели проекта.
Запомнить легче определение.
5.Национальности города и класса.
Обобщение знаний о национальностях города и класса.
-Как вы думаете сколько национальностей проживает в нашем городе?
-Согласно последней переписи населения в нашем городе более 130 народностей.
- Назовите некоторые из них.
-А в нашем классе дети – представители каких народностей?
-Как нам лучше узнать культуру народов?
-Что надо сделать, чтобы информация это сохранилась, чтобы им смогли другие воспользоваться?
Ответы детей
Русские, украинцы, татары, ханты, манси,
-читать литературу, смотреть фильм, искать в разных энциклопедиях, источниках
-Выпустить стенгазету, сфотографировать, сделать презентацию
Узнать, что национальностей много.
6.Организация проектной деятельности
Решение проблемы, открытие новых знаний.
(работа в группах)
Умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном действии
-Я предлагаю вам создать книгу о культуре народов. (слайд 2)
-По каким параметрам вы будете изучать культуру?
-Как вы узнаете, что перед вами тот или другой народ?
Вам в помощь предлагаются задания группам (слайд 3)
кейсы с материалами и, причем всем группам одинаковые. (слайд 4,5,6,7)
1 группе предстоит исследовать культуру русского народа;
2 группе – культуру народов ханты и манси;
3 группе - культуру татарского народа.
-предложения детей
-по костюму, кухне, праздникам, песням, сказкам
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Обсуждение в группе содержания страницы:
одежда
кухня
праздники
народная мудрость;
выполнение задания в группе
Изучить костюм, кухню,
праздники, мудрость одного народа.
Оформление страницы книги
7.Презентация проекта
Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действий.
Выслушиваю ответы, после каждого выступления добавляю слайды в презентацию (слайд 8,9,10)
К доске выходит группа учащихся, каждый озвучивает результаты своей части проекта, затем командир подводит итог работы группы в целом.
Выступление групп, знакомство с культурой других народов; ответы на вопросы
8. Обобщение о проделанной работе
обобщить, систематизировать полученные знания
А что помогло бы Ахмету, Рустаму и Антошке не поссориться? Что должны были знать ребята, чтобы избежать драки?
-У каждого народа своя культура. Но в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.
Аргументированный ответ
9. Домашнее задание
обеспечить понимание задания
-У нас готовы первые страницы книги «Культура народов России»
-Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?
-Материал подготовить по таким же направлениям.
-Подготовить материалы о культуре украинского, азербайджанского и ненецкого народов.
Выбрать домашнее задание
10. Рефлексия
Организовать понимание ценностного отношения совершенной деятельности
Подведем итоги урока. (слайд 11)
Если занятие было интересным, я принимал активное участие, то поднимаю карточку зелёного цвета.
Если занятие было полезным для меня, но мне было немного трудно - карточка желтого цвета;
Если я пользы получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь- карточка красного цвета.
Дети выбирают и поднимают сигналы – смайлики одного из предложенных цветов: красный, желтый или зеленый
определение своей успешности на занятии
Приложение I
Культура –
всё полезное и красивое, что сделано людьми,
а не природой.
Культура - практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей.
Приложение II
Приложение III
Пословицы и поговорки народов ханты и манси
Не бойся стрелы – бойся плохого слова.
Не радуйся чужому горю, оно к тебе может придти.
Судьба народа – в руках народа.
Доброму слову улыбнётся и собака.
Русские пословицы и поговорки
Дружба и братство — лучше богатства.
Один за всех и все за одного.
В согласном стаде и волк не страшен.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Татарские пословицы и поговорки
Доброе имя целого стада может испортить маленький телёнок.
Добром за добро платит каждый, добром за зло - настоящий человек.
Когда человеку везет, у него даже земля превращается в золото.
Овцу отбившуюся от стада, съест волк.
Приложение IV
КУХНЯ
Они питаются рыбой, мясом оленей и диких зверей, ягодами, кедровыми орехами, пьют много чая, едят много хлеба.
Деликатесное блюдо – рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.
Оленина. Характерно употребление в пищу сырого оленьего мяса и крови.
Порса – толчёная мелкая сушёная рыба и кости от копчёной рыбы. Употребляется с хлебом.
Строганина. Патанка, нярхул – свежемороженная рыба (обычно стерлядь, муксун, нельма), мясо домашнего или дикого оленя, наструганное тонкими ломтями. Мороженое мясо и рыба считаются лакомством, лучшим угощением гостей.
Юкола – сушёная на солнце рыба. Крупную рыбу (щука, язь, сиг, сырок, щокур) готовят в больших количествах на зиму.
КУХНЯ
Блины пекут и едят с рыбой, икрой, мясом или грибами. Невозможно представить ни один прием пищи без черного хлебушка. Испокон веков пекли пироги с разнообразной начинкой: с мясом, рыбой, яйцами, творогом, грибами, капустой, с ягодами и фруктами. Национальная особенность кухни – это различные супы: бывают горячими- щи, рассольники, уха, солянки, борщи и холодными -окрошка с квасом.
КУХНЯ
Беляш: пирожок с мясной начинкой, тесто дрожжевое либо пресное; очень популярны беляши за пределами родины.
Чебурек: пресный жареный пирожок с мясной (сырной, творожной, грибной) начинкой, специями.
Чак-чак: сладость, тесто с медом.
Айран: разновидность кефира или кисломолочного напитка на основе катыка. Айран утоляет жажду и укрепляет нервную систему.
Приложение V
ПРАЗДНИКИ
Вороний день отмечается 7 апреля. Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. На женских праздниках часто привязывали лоскутки ткани на дерево.
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, воспринимают его как брата. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома. Затем устраивали представления в масках.
ПРАЗДНИКИ
Масленица – праздник, посвященный проводам Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Песнями и играми сжигают чучело зимы – Дуню-Масленницу, а после лакомятся блинами – символом солнца. Знаменита была Масленица своими кулачными боями.
Пасха. День великой радости. Празднование Пасхи начинается с Пасхального Богослужения, которое проходит в ночь с субботы на воскресенье. На пасхальную службу верующие берут с собой куличи, крашеные яйца и другую еду – для освящения. После этого люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Христос воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.
ПРАЗДНИКИ
Сабанту́й. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Празднуется после завершения посевных работ. Массовый и любимый народный праздник включал в себя целый комплекс обрядовых действий. Накануне за день - поминание умерших, затем обряды «воронья каша, чёрная каша», сбор подарков, гостевание, состязания на силу, ловкость, скачки на лошадях на майдане.
Навруз. В переводе с тюркского - начало нового года, с персидского - новый год. Этот один из наиболее ярких и красочных древних праздников приходится на первый день месяца фарвардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по григорианскому на 21-22 или реже на 23 марта (в 2007 году - 21 марта).
Приложение VI
Дорогие ребята!
Предлагаем вам в течение 10 минут познакомиться с культурой одного народа (одежда, кухня, праздники, взаимоотношения)
1. Распределите задания в группе.
2. Прочитайте текст, рассмотрите рисунки, выберите материал, который относится к твоему народу.
3. Обсудите в группе информацию.
4. Оформите страницу книги.
5. Подготовьте представление результата классу.
Желаем удачи!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ