Методическая разработка урока ОРКСЭ «Икона» 4 класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе

по теме: «Икона»


Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».

Задачи:

-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.

-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.


Оборудование:


учебник; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.


Ход занятия.



I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.


II.Повторение изученного.

В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?

/ учебник, тетрадь, …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!

1. цифровой диктант

1.Просьба, благодарение, славословие – что это? (Молитва)

2. Дом Божий (Храм)

3. Часть храма, куда запрещен вход женщинам (алтарь)

4. Посланники, помощники Бога (ангелы)

5. Обращение к Богу (молитва)

6.Что отделяет среднюю часть храма от алтаря? (Иконостас)

7. Служитель храма, церкви – (священник)

8. Люби ближнего своего как самого себя (правило)

9. Подарок от Бога людям, переданный через Моисея на горе Синай (Заповеди)

Молитва -4, храм-7, алтарь-3, ангелы-6, иконостас-8, священник-5, правило-2, заповеди-1.

III. Сообщение темы.

-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы.

Ребятам предлагаются репродукции картин и икон


IV. Изучение нового материала


1. Аналитическая работа

- А теперь дайте название каждой группе. / 1.картины, 2. иконы/

Учитель открывает записи на доске:

картины

иконы




2.Работа над притчей «Икона».(слайд 1)

Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: 
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат? 
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем. 
Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее. 
А она ведь была создана не для того, чтобы…

- Для чего была создана икона вы ответите в конце урока, когда мы с вами изучим эту тему.

-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ в течение урока. Для этого у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске. СЛАЙД 2


вопросы

ответы

1. Где можно встретить иконы?


2. Что такое икона?


3. Когда появились первые иконы?


4. Может ли икона излучать свет?


4. Что такое нимб? Каково его значение?


5. Что самое поразительное есть в иконах?

Глаза святых на иконах выражают одновременно радость и печаль

6. Зачем нужны иконы?

Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.


- Где можно встретить иконы? СЛАЙД3

-Основным местом нахождения икон является храм, церковь.


2. Работа со словарями. СЛАЙД 4


- На столах разные словари:

1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4. Этимологический словарь русского языка Семенова.

- Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./ СЛАЙД 4

- Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./

- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде


Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова

- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/

Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия

- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер –святыня/

Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/

- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/

- Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона».

- Давайте найдем определение «икона» в учебниках и запишем его в таблицу.


Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.


3. Работа с учебниками СЛАЙД 5

- ответ на вопрос №3 вы сами найдете в учебнике на странице…..

- Итак, когда же появились первые иконы? (????????????????)


4. Аналитическая игра

-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, на слайде, в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:

чёрный

красный

золотой

синий


/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./

-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. СЛАЙД 6

- Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? / Можно/

-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. (слайд 7) На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/

-Какой ответ запишем?


- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. / СЛАЙД 8

- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? / на солнце/.

- А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/.

- А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/

- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.(слайд 18)


- Один из вопросов сегодняшнего занятия- что самое поразительное есть в иконах? СЛАЙД 9

- Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?


5. Чтение стихотворений (Некрасова Евгения, Шильд Татьяна)

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца. (приложение 2)


-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?

/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?


- Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./

-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна. Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.


- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.


V. Актуализация знаний по теме.

- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?

1. Сообщения о чудотворных иконах и иконописцах

( Федоров Данил, Белов Максим, Саплинов Иван)

  1. сообщение о А.Рублеве слайд 10

  2. сообщение о Г. Журавлеве слайд 11


Родился в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки.

Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству. Здесь он брал уроки художественного мастерства у самарского художника Травкина[1] Во время учёбы в Самаре он самостоятельно изучал черчение и анатомию.

Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти зажатыми в зубах. Вернувшись через некоторое время после учёбы в Самаре в Утёвку, Григорий начал писать иконы дома в своей мастерской. Когда он трудился над иконами, то в его работе ему помогали его отец Николай Журавлёв и родной брат Афанасий.



  1. сообщение о чудотворных иконах Слайд 12 -13

- А откуда берутся иконы?


2. прослушивание песни С. Копыловой

- О чем песня?

- Что можно сказать про этого человека?


- Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»

/ предположительный ответ : чтобы молиться./

-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.


VI. Рефлексия урока. Слайд 15 - 16

Итак, давайте вернемся к притче, какой вопрос был поставлен? Так для чего же созданы иконы?

- Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?

-Почему икона для православного христианина –это святыня?

-Что вы расскажите своим близким о иконе?

- Молодцы, ребята!

VII. Домашнее задание

- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)

  1. Подготовка учащихся к беседе с родителями и членами семьи.

Примерные вопросы:

- Что ты расскажешь дома о сегодняшнем уроке?

- Как ты объяснишь различия между иконой и картиной?













Краткая биография жизни иконописца Андрея Рублева

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи[4]. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре с именем Андрей; Имя , которое дали ему при рождении неизвестно .

Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время эпидемии чумы 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).

В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублёву.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории религия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ