Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение" 4 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
Светская зтика
Класс
4
Тема урока
Стыд, вина, извинение.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Решаемые учебные проблемы
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.
3. Уважительное отношение к окружающим.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями, печатная тетрадь « Основы светской этики» набор цветной бумаги, таблица Эдварда де Боно.
Образовательные интернет-ресурсы
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.
Деятельность учителя
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
Карточки-задания по теме «Золотое правило нравственности»
Деятельность обучающихся
- Учащиеся улыбаются друг другу и учителю.
Рассаживаются на свои места.
Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы .
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.
- Почему мальчик заплакал?
- Как вы понимаете слово стыд?
- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока)
Деятельность обучающихся
. - Потому что ему стало стыдно.
Учащиеся предлагают варианты.
-О чувстве стыда.
3. ЭТАП целеполагания - -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.
-Что может вызвать у человека чувство стыда?
Деятельность учителя
1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка».
- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.
-Что выражает взгляд матери?
- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?
- Что можете сказать о младшем брате?
- Кто является главным героем?
- Какие чувства испытывает мальчик?
- Как вы думаете, почему?
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
-Какие поступки вызывают чувство стыда?
- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?
Деятельность обучающихся
- На стуле сидит мама с грустным лицом.
- Осуждающим взглядом смотрит сестра.
-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.
-Мальчик
-Стыд, вину, огорчение, обиду.
-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.
- Серые, тёмные, мрачные.
-Когда сделаешь что-то плохое.
- Да комментирование нескольких детских ситуаций)….
4. ЭТАП планирования работы.
Основные задачи учителя.
1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Деятельность учителя
2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.
-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?
-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?
-Что значит прощать других людей?
Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?
- Почему важно прощать других?
Вывод. Работа по схеме:
Расположите слова по порядку
- Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.
-Стыд- ответственность перед людьми.
- Вина- ответственность перед собой.
- После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.
- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.
- Когда человек извиняется, наступает прощение.
Деятельность обучающихся.
СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)
Читают пример на с. 45 уч., рассуждают
Заслушиваются примеры учащихся.
-Испытываем чувство вины.
-Признать свою вину, извиниться.
-Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.
-Извиниться перед тем, кого обидел.
-Его тоже будут прощать.
Составляют схему с комментированием.
5 ЭТАП Изучение нового материала.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;
ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
развивать ответственность за свои поступки.
Деятельность учителя
Работа над этикетными словами.
- Вежливые слова.
-Ребята, когда принято извиняться?
- Какие слова можно сказать извиняясь?
А теперь давайте рассмотрим
- 5 шагов к правильному извинению
Комментирование учителя
Делайте это искренне.
Не оправдывайте свои действия.
Примите обязательство измениться.
Выражайте свои извинения осторожно.
Будьте готовы к неловкости и неудобству.
• Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
• говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
• Будьте искренними.
• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
Что ещё важно помнить при извинении?
- Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.
- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».
- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды? (Чтение последнего абзаца учебника).
-Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
-Работа в печатной тетради
Деятельность обучающихся
Читают по очереди.
Делайте это искренне.
Не оправдывайте свои действия.
Примите обязательство измениться
Выражайте свои извинения осторожно.
Будьте готовы к неловкости и неудобству.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Деятельность учителя
1. Игра «Доскажи словечко»
-Легче на душе становится, когда тебя ….
-Прощение дает нам свободу от чувства…
-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокау.).
2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.
-Доброму человеку бывает стыдно
-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны
-Стыд перед людьми — хорошее чувство
-Когда человек краснеет
-Нет стыда признаться человеку
Деятельность обучающихся
…прощают
…вины
…обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору
но лучше всего стыд перед самим собой
-начинается его более благородное я
-в своей ошибке
-даже перед собакой
-тем беспечнее к ним относишься
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой
- О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) (ответы детей)
А сейчас подведём итог нашего урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложение :
Я узнал, что ... .
1 Работа по таблице Эдварда де Боно
-Перед вами на столах лежит таблица, вам необходимо её заполнить и показать мне.
Плюс- понравилось на уроке,
минус – не понравилось,
интересно- все любопытные факты урока.
Деятельность обучающихся
Комментируют высказывание.
Высказывают свои впечатления об уроке.
8 ЭТАП Домашнее задание
1.Стр. 44-45 учебник, читать, отвечать на вопросы.
2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
3. Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ.
4. Печ. т.: стр. 21, ур.21, задание 3,4.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ