Урок ОРКСЭ "Добро и зло"
Беседина Елена Владимировна. МБОУ ООШ № 26,г. Красноярск, учитель истории.
Модуль основы светской этики. Урок 5. Тема «Добро и зло»
Этапы урока:
Организационный этап
Повторение пройденного.
Подготовка к усвоению нового материала.
Проверка индивидуального домашнего задания.
Объяснение нового материала
А) Работа в группах.
Б) Выступление групп.
В) Беседа.
5. Закрепление (просмотр презентации, беседа по иллюстрациям).
6. Информация о домашнем задании.
Задачи урока
- На уроке происходит духовно-нравственное воспитание, развивается у детей чувство сопереживания (нравственного и эстетического). Дидактическими средствами могут быть сказка и стихи, и детское творчество. Младший школьный возраст характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается при обучении исходить от близкого, понятного ребенку мира сказки, через окружающий мир природы. В этом возрасте закладываются представления о красоте и доброте мира. Далее ребенку дают первые представления о нравственно-эстетических категориях зла и безобразного в окружающем мире: о падении ангела и вхождении зла и греха в человеческую жизнь; об исчезновении гармонии, падении человека; искажении красоты в природе, в человеке.
- получают знания о понятиях добра и зла, из словарей (индивидуально, самостоятельно), приводят примеры на основе знаний сказок А.С.Пушкина (ищут в группах).
- продолжают коллективно и индивидуально работать на уроке, искать необходимый материал, анализировать.
Цели:
рассмотреть категории добра и зла на различных примерах ( в т.ч. на примере “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”)
продолжить обучение элементам анализа ситуаций , умению сравнивать, обобщать;
формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинного добра.
5. Используемый учебный материал
Сказки А.С. Пушкина
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. М., «Просвещение» 2010.
http://go.mail.ru/frame.
материал с Википедии
Эпиграф:
Зло обретает счастье за счёт других,
добро - всех им одаривает.
(Леонид С. Сухоруков)
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов из сказок, мультфильмов, ситуаций из жизни.
Форма работы: Фронтальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация,
Ход урока
Организационный этап.
Повторение пройденного :
Слово учителя.
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами изучали особенности морали. Давайте повторим, в чем заключаются эти особенности?
(Учащиеся рассказывают об особенностях морали.)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем раскрывать значение терминов “добро” и “зло” на различных примерах. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать различные ситуации.
Подготовка к усвоению нового материала. Проверка индивидуального домашнего задания. Объяснение нового материала.
Учитель: Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.
(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )
“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)
“Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека
Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)
Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученик: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в сказках.
Работа в группах.
Дети делятся по группам, каждая группа выбирает жеребьевкой, сказку А.С.Пушкина, и должна вспомнить ее и найти в ней проявление добра и зла.
Этап выступления групп.
Беседа
Учитель: Можем ли мы четко разграничить положительных и отрицательных героев?
Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Учитель: Мы разобрали что такое добро и зло, нашли примеры, а теперь обратимся к иллюстрациям.
(Показ иллюстраций, комментарии)
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
7. Информация о домашнем задании.
В каких современных фильмах и мультфильмах показано проявление добра и зла?
Прочитать урок № 5 в учебном пособии, ответить на вопросы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ