Урок по ОРКСЭ. Духовно- нравственное направление «Сотворение»
Городские Покровские образовательные чтения, посвященные Году учителя
Научно-практическая конференция
«Высокий подвиг учительства»
Духовно- нравственное направление
«Сотворение»
Т.И.Бояринова,
учитель начальных классов,
МОУ школа №33
Слайд 2.
Сегодня мы с вами собрались в важный день- это день, когда "Покрывает все покровом Богородица сама", охраняет нас, заботится о нас, берёт под свою защиту. Именно в нашей работе происходит то же самое. Мы своих учеников покрываем любовью, знаниями необходимыми (слайд 3):
для применения в практической деятельности; изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
для интеллектуального развития;
формирования качеств личности, необходимых ребенку, чтобы жить полноценной жизнью в современном обществе.
Меня всегда тянуло душою к нашему национальному быту, к русской культуре, к народным традициям. Люблю ходить на традиционные народные действа, посвященные различным праздникам, где справляют обряды, надевают красочные народные костюмы, звучат поговорки, песни, пословицы, наговоры и т.д. После этого ощущение такое, будто в сказке побывала (слайд 4).
Для себя решила, что эту сказку я должна обязательно показать своим ученикам. Мне повезло. Когда пришла работать школу № 33, узнала, что уже несколько лет школа сотрудничает с Центром народной культуры при ДДЮТ и обучается по программе «Потомкам в котомку». И тут работа закипела.…
Так в моём классе началось приобщение к традициям нашей национальной культуры. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа» (слайд 5).
Через приобщение детей к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре, искусству развивается личность ребенка. Я стараюсь творчески подходить к использованию умений и навыков, приобретенных учащимися в Центре народной культуры, для духовно- нравственного развития ребенка, расширения его кругозора, совершенствования коммуникативных навыков.
Программа «Потомкам в котомку» тесно связана с содержанием школьной программы, предполагает элементы интеграции с литературным чтением, риторикой, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой, технологией.
Так, например, при изучении раздела по литературе «Устное народное творчество» используются элементы театра: сценическое мастерство, народный сценический танец. Костюмы ребята готовят на уроках технологии, совместно с родителями (слайд 6).
Эти виды деятельности на практике сохраняют народные традиции, превносят их в жизнь ребёнка.
На уроках окружающего мира при изучении темы «История родного края» дети проводят исследовательскую работу: «Традиции и обычаи моего края», «Собиратели русского фольклора» (слайд 7). Народное искусство помогает ребенку понять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе, определялся годичным кругом сельскохозяйственных работ. В эту пору начинали пахать землю, сеять, косить траву, жать хлеб и т.д. В этот же круг вписывались праздники. Вся жизнь крестьянина была связана с землей, зависела от ее плодородия. Земля была как бы живым существом: в определенную пору они «засыпала» и «просыпалась», поила, кормила и одевала людей, как заботливая мать.
Один из любимых детских праздников – Новый год. Сама по себе история этого праздника интересна для детей, поэтому включаю в урок следующий материал: «Родословная Деда Мороза»; «Новогодние приметы»; «Новогодние традиции и обычаи разных стран».
При работе над проектом «Город, в котором мы живем» учащиеся использовали знания об истории родного края, его самобытности, создавали поделки из природного материала, расписывали изделия.
В своей практической работе на уроках технологии и изобразительного искусства использую методические рекомендации программы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства для 1-4 класса» (научный руководитель Т.Я.Шпикалова – доктор педагогических наук, НИИ школ Министерства образования РСФСР). Программа дает большие возможности для творческого поиска, выбора материалов, форм и средств работы с детьми на основах национальной культуры и народного искусства.
В планировании по технологии в раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов» была добавлена тема «Народная кукла «Десятиручка» – помощница в делах» (слайд 8).
Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь. Кроме того, «Десятиручка» изготавливается из лыкового мочала, а лыко обладает фитонцидными свойствами (в результате использования воздух в доме будет чище).
В практике моей работы - использование на уроках бумажного шпагата. Работа по изготовлению декоративных изделий из бумажного шпагата напоминает технологию выполнения скани (филиграни) – вида древнерусского декоративно-прикладного искусства (слайд 8).
На уроках изобразительного искусства и технологии используются элементы росписи, народного творчества. Дети свободно фантазируют в процессе изготовления поделок из природного материала, при работе с бумагой. Используя свои знания, с удовольствием принимают участие в школьных конкурсах прикладного характера («Золотая осень», «Рождественская сказка», «Зимние забавы», «Киндер–мастер») и добиваются хороших результатов.
Каждый урок технологии и изобразительного искусства даёт детям лишь какую-то часть информации о народной культуре, но постепенно из этих отдельных крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.
Вся эта работа на уроках и внеурочной деятельности развивает творческие начала у школьников, формирует познавательный интерес, способствует их социализации. Результат этого сотворчества с детьми - наши совместные успехи (слайд 9-13).
Во внеурочное время провожу совместно с родителями праздники (слайд 14), в которых принимают активное участие. Они с удовольствием участвуют в конкурсах, радуются успехам детей и радуют их своей сопричастностью к общему делу.
Продуктивные формы школьного и дополнительного образования базируются на комплексном методе изучения детьми традиционной культуры. Именно этот подход отвечает требованиям современности. Он позволяет ребенку ощутить произведения фольклора частью народной культуры, понять и освоить его в системе многообразных связей.
Сотворяя душу и личность ученика, школа, учитель:
воспитывают у учащихся чувство причастности к духовно- нравственным ценностям, накопленных поколениями;
приобщают учащихся к процессу сохранения и приумножения культурных ценностей;
развивают потребность творчески смотреть на мир.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ