Урок по ОРКСЭ. Духовно- нравственное направление «Сотворение»





Городские Покровские образовательные чтения, посвященные Году учителя

Научно-практическая конференция

«Высокий подвиг учительства»



Духовно- нравственное направление


«Сотворение»






Т.И.Бояринова,

учитель начальных классов,

МОУ школа №33







Слайд 2.

Сегодня мы с вами собрались в важный день- это день, когда "Покрывает все покровом Богородица сама", охраняет нас, заботится о нас, берёт под свою защиту. Именно в нашей работе происходит то же самое. Мы своих учеников покрываем любовью, знаниями необходимыми (слайд 3):

  • для применения в практической деятельности; изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • для интеллектуального развития;

  • формирования качеств личности, необходимых ребенку, чтобы жить полноценной жизнью в современном обществе.

Меня всегда тянуло душою к нашему национальному быту, к русской культуре, к народным традициям. Люблю ходить на традиционные народные действа, посвященные различным праздникам, где справляют обряды, надевают красочные народные костюмы, звучат поговорки, песни, пословицы, наговоры и т.д. После этого ощущение такое, будто в сказке побывала (слайд 4).

Для себя решила, что эту сказку я должна обязательно показать своим ученикам. Мне повезло. Когда пришла работать школу № 33, узнала, что уже несколько лет школа сотрудничает с Центром народной культуры при ДДЮТ и обучается по программе «Потомкам в котомку». И тут работа закипела.…

Так в моём классе началось приобщение к традициям нашей национальной культуры. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа» (слайд 5).

Через приобщение детей к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре, искусству развивается личность ребенка. Я стараюсь творчески подходить к использованию умений и навыков, приобретенных учащимися в Центре народной культуры, для духовно- нравственного развития ребенка, расширения его кругозора, совершенствования коммуникативных навыков.

Программа «Потомкам в котомку» тесно связана с содержанием школьной программы, предполагает элементы интеграции с литературным чтением, риторикой, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой, технологией.

Так, например, при изучении раздела по литературе «Устное народное творчество» используются элементы театра: сценическое мастерство, народный сценический танец. Костюмы ребята готовят на уроках технологии, совместно с родителями (слайд 6).

Эти виды деятельности на практике сохраняют народные традиции, превносят их в жизнь ребёнка.

На уроках окружающего мира при изучении темы «История родного края» дети проводят исследовательскую работу: «Традиции и обычаи моего края», «Собиратели русского фольклора» (слайд 7). Народное искусство помогает ребенку понять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе, определялся годичным кругом сельскохозяйственных работ. В эту пору начинали пахать землю, сеять, косить траву, жать хлеб и т.д. В этот же круг вписывались праздники. Вся жизнь крестьянина была связана с землей, зависела от ее плодородия. Земля была как бы живым существом: в определенную пору они «засыпала» и «просыпалась», поила, кормила и одевала людей, как заботливая мать.

Один из любимых детских праздников – Новый год. Сама по себе история этого праздника интересна для детей, поэтому включаю в урок следующий материал: «Родословная Деда Мороза»; «Новогодние приметы»; «Новогодние традиции и обычаи разных стран».

При работе над проектом «Город, в котором мы живем» учащиеся использовали знания об истории родного края, его самобытности, создавали поделки из природного материала, расписывали изделия.

В своей практической работе на уроках технологии и изобразительного искусства использую методические рекомендации программы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства для 1-4 класса» (научный руководитель Т.Я.Шпикалова – доктор педагогических наук, НИИ школ Министерства образования РСФСР). Программа дает большие возможности для творческого поиска, выбора материалов, форм и средств работы с детьми на основах национальной культуры и народного искусства.

В планировании по технологии в раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов» была добавлена тема «Народная кукла «Десятиручка» – помощница в делах» (слайд 8).

Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь. Кроме того, «Десятиручка» изготавливается из лыкового мочала, а лыко обладает фитонцидными свойствами (в результате использования воздух в доме будет чище).

В практике моей работы - использование на уроках бумажного шпагата. Работа по изготовлению декоративных изделий из бумажного шпагата напоминает технологию выполнения скани (филиграни) – вида древнерусского декоративно-прикладного искусства (слайд 8).

На уроках изобразительного искусства и технологии используются элементы росписи, народного творчества. Дети свободно фантазируют в процессе изготовления поделок из природного материала, при работе с бумагой. Используя свои знания, с удовольствием принимают участие в школьных конкурсах прикладного характера («Золотая осень», «Рождественская сказка», «Зимние забавы», «Киндер–мастер») и добиваются хороших результатов.

Каждый урок технологии и изобразительного искусства даёт детям лишь какую-то часть информации о народной культуре, но постепенно из этих отдельных крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений. 

Вся эта работа на уроках и внеурочной деятельности развивает творческие начала у школьников, формирует познавательный интерес, способствует их социализации. Результат этого сотворчества с детьми - наши совместные успехи (слайд 9-13).

Во внеурочное время провожу совместно с родителями праздники (слайд 14), в которых принимают активное участие. Они с удовольствием участвуют в конкурсах, радуются успехам детей и радуют их своей сопричастностью к общему делу.

Продуктивные формы школьного и дополнительного образования базируются на комплексном методе изучения детьми традиционной культуры. Именно этот подход отвечает требованиям современности. Он позволяет ребенку ощутить произведения фольклора частью народной культуры, понять и освоить его в системе многообразных связей.

Сотворяя душу и личность ученика, школа, учитель:

  • воспитывают у учащихся чувство причастности к духовно- нравственным ценностям, накопленных поколениями;

  • приобщают учащихся к процессу сохранения и приумножения культурных ценностей;

  • развивают потребность творчески смотреть на мир.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории религия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ