АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС

Автор: Шилова Елена Павловна, учитель начальныx классов МАОУ «СОШ№24»

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС.

Проект.

 

           Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления  первоклассников к обучению

         Деятельность методического объединения учителей начальных классов  для организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

    организация режима школьной жизни первоклассников;

    организация оздоровительно-профилактической работы;

    организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

    организация внеурочной деятельности  первоклассников;

    изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

         Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. В 1 полугодии продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся  двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Со второго полугодия выдаётся максимальная учебная нагрузка. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.

 

Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы, тренинги), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.

         Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в июне месяце по программе «Преемственность», которая предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.

         Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.                 

         Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.

         Пректная деятельность-клуб «Узнаем сами».

         Духовно-нравственное воспитание –«Школа вежливых наук».

         Патриотическое воспитание –«Я и моя семья».

         Физическое воспитание-«Поиграй со мной».

 

   Благодаря организованной деятельности, первоклассники испытывают меньше отрицательного воздействия учебного процесса, легче проходит процесс привыкания к школьной жизни и учителю.

         Одним из направлений работы методического объединения учителей начальных классов в нашей школе является выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, которые испытывают трудности в  социально-психологической адаптации. Очень важно помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.

         Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.

        

 

 

  Проект

Автор: учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 24»

Шилова Елена Павловна.



Тема: Адаптация первоклассников с низким результатом диагностического теста.



Гипотеза: Создание развивающей среды, способствующей качественной адаптации первоклассников к условиям образовательного процесса, показавшим результат диагностического теста «ниже среднего». Это позволит качественно реализовать ФГОС I ступени.





Цель: Создать развивающую среду, которая позволит качественно реализовать ФГОС с детьми с низким развитием учебно – познавательных процессов при поступлении в 1 класс.



Задачи:

1. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу.

2. Выявить личностные особенности группы учащихся написавших диагностический тест «ниже среднего».

3. Выявить дидактические средства, способствующие развитию учебно – познавательных процессов у данных учащихся.

4. Сформировать способность к активной умственной деятельности, что приведёт к улучшению результатов учебно – познавательных процессов у данных учащихся.


5. Проверить эффективность отобранных дидактических средств в реальной практике.

6. Провести анализ и обобщение результатов полученных в ходе реализации проекта.



Сроки реализации: 01.09.2013 – 15.12.2013.




Ожидаемые результаты:

1. Подбор дидактического комплекса, способствующего развитию памяти, мышления, внимания, развития речи.

2. Подбор учебных заданий для развития памяти, мышления, внимания, развития речи.

3. Отработка учебных заданий, способствующих развитию учебно - познавательных процессов.

4. Эффективная адаптация первоклассников по освоению ФГОС.


Мероприятия:


Мероприятие.

Сроки.

Результат.

1.

Выявить учащихся с низким результатом диагностического теста. Анализ ошибок, допущенных в тесте.


1.09.2013 –

10.09.2013

Сформировать группы по допущенным ошибкам.


2.

Выявить личностные особенности группы учащихся написавших диагностический тест «ниже среднего».


11.09.2013-

18.09.2013

Выявить причины неуспешности детей.



Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу.


19.2013-

15.10.2013


Повысить компетентность учителя.



Выявить дидактические средства, способствующие повышению учебно - познавательных процессов у данных учащихся.


16.10.2013-

25.10.2013

Подобрать дидактические средства.



Отработка дидактических материалов, способствующих развитию учебно - познавательных процессов ребёнка.

1.11.2013 –

14.11.2013

Формирование учебно - познавательных процессов ребёнка.


Проверить эффективность отобранных дидактических средств в реальной практике


15.12.2013

Результат диагностического теста в конце проекта.



Провести анализ и обобщение результатов полученных в ходе реализации проекта.


Конец декабря.

Обобщение опыта на МО учителей.

Создание копилки дидактических средств . Создание проектов с детьми.



Выявленная группа.


Ф.И. трудности

Память

Мышление

Внимание

Разв.речи.

1

Ушакова Диана.


+

+

+

2

Старкова Полина.




+

3

Новикова Аня.

+

+


+

4

Никонов Тимофей.



+


5

Комышева Катя.


+


+

6

Данилова Алиса.


+

+

+

7

Желнин Максим.



+

+


Ответственные.


Ф.И

учитель

родители

психолог

1

Ушакова Диана.

+

+


2

Старкова Полина.

+

+


3

Новикова Аня.

+

+


4

Никонов Тимофей.

+


+

5

Комышева Катя

+

+


6

Данилова Алиса

+

+


7

Желнин Максим

+


+


Работа с группами по графику.



 

 

 

 

 

 

 

 



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ