АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 3в класса по чтению «Читай - город» на 2014 - 2015 уч. год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Исаклы

муниципального района Исаклинский Самарской области.




Рассмотрено

На заседании МО

Протокол № ___

«___»____________

Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор школы

______________________ _________________

«___»_________________ __________________

рарр Утверждаю к использованию в

образовательном процессе

. приказ № от _______2012г

Директор школы:

_______________




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для учащихся 3в класса

по чтению «Читай - город»

на 2014 - 2015 уч. год












Разработана Софроновой Светланой Евгеньевной

Учителем первой квалификационной категории









2014 год


Пояснительная записка.


Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Читай-град» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС)

В качестве учебного материала для формирования третьеклассников-читателей –выбраны произведения УНТ. Выбор сделан не случайно. Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.

Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.

Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.

Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.

К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».

Основное содержание программы основывается на работе со сказкой.

Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Программа подскажет, не только чему учить, но и как учить. Поэтому она полезна учителям, воспитателям детских садов, родителям, желающим помочь своим детям научится анализировать пролизведения УНТ, успешно учиться.

Программа рассчитана на 68 часов.


Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы , изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений УНТ  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

            Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  1. игра

  2. беседа

  3. иллюстрирование

  4. изучение основ сценического мастерства

  5. инсценирование прочитанного произведения

  6. постановка спектакля

  7. работа в малых группах

  8. актёрский тренинг

  9. экскурсия

  10. выступление

Основными формами учёта знаний являются КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению, выполненные проекты.




Цель: формирование учеников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.

Задачи:

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

  • развивать эмоционально – чувственной сферы;

  • обучать чтению – рассматриванию;

  • формировать навык чтения

  • учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями



Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.







Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

Тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

Проведения

1

Жанры произведений

1

Знакомство с жанрами произведений


2

Мои помощники

1

Работа со справочниками, энциклопедиями


3

Автор – художественный текст – читатель

1

Знакомство с авторскими произведениями


4

Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1

Отмечаем позицию автора в прочитанных произведениях


5

Устное народное творчество. История происхождения жанров

1

Из истории УНТ


6

Структура жанра «считалка»

1

Находим отличительные признаки считалки


7

Сочини свою считалку

1

Выполнение творческого проекта


8

Структура жанра «потешка»

1

Находим отличительные признаки птешки


9

Сочини свои потешки

1

Выполнение творческого проекта


10

Структура жанра «загадка»

1

Находим отличительные признаки загадки


11

Сочинение загадок

1

Выполнение творческого проекта


12

КВН

1

Конкурсная программа с использованием загадок, скороговорок потешек


13

Русская народная сказка "Сивка-Бурка"

1

Прослушивание сказки. Анализ содержания


14-15

Рисуем и показываем сказку

2

Инсценировка сказки «Репка».


16

Украинская народная сказка «Как мужик перехитрил царевну».


Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.


17

Смотрим мультфильм

1

Сравнение сюжета сказки со сценарием мультфильма


18

19

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

2

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.


20

Рисуем героев сказки

3

Рисование героев сказки. Анализ героев Инсценировка сказки


21



22

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».


Украинская народная сказка «Летучий корабль»

1



1

Чтение сказок читающими детьми..


23

Сравнение сказки «Заяц – хваст» и Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки


23

25

Адыгейская сказка «Кто сильнее»


мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

1




1

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.


26

Сказки про зайцев.

1

Викторина.


27

Сочини и нарисуй сказку про зайцев

1

Выполнение творческого проекта


28

Украинская народная сказка «Два товарища».

1


Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.


29

Сказка «Лисичка-кумушка»

1


30

Сказка В.Сутеева «Под грибом»

1

31

Викторина «Теремок, теремок…»

1

Обобщение по сказкам



32-33

Проект: «Сочини и нарисуй сказку про теремок»

2

Выполнение творческого проекта. Презентация проекта


34

Чукотская сказка «Хвост».

1

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.


35

Русская народная сказка «Финист- ясный сокол».

1

Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию сказок.


36

Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1

37

38

Ненецкие народные сказки «Белый медведь и бурый медведь»,Как медведь хвост потерял» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе.

2

Чтение сказок. Иллюстрирование. Викторина.


39

Русская народная сказка «Семь Симеоново»

1

Чтение сказки. Работа над пересказом.


40

Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата».

1

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.


41

Русская народная сказка «Правда и кривда».

1

Чтение сказки. Иллюстрирование.


42

Игра: «Угадай сказку»

1

Игра -тест


43

Русская народная сказка «Хаврошечкаа»

1

Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.


45

Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

1

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.


46

Сказки про зайца, лису и медведя.

1

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.


47

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

1

Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ.


48

Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей»

1

Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.


49

Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.


50

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

1

Чтение сказки. Анализ прочитанного.


51

52

53

Подготовка и проведение праздника «В гостях у сказки»

2

Литературный праздник


54

Ингушская сказка «Сокол и ворона»

1

Чтение сказки. Работа над текстом.


55

Русская народная сказка «Байка про тетерева»

1

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.


56

57

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

2

Чтение и инсценирование сказки.


58-

60

Русская сказка «Зимовье зверей».

Инсценирование

2

Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.


61

Сказки про птиц.

1

Выставка книг. Чтение. Сравнение.


62

Моя любимая сказка о животных.

1

Чтение и пересказ любимых сказок.


63-65

Подготовка и защита проектов: «В гостях у сказки»

3

Рисунки, поделки, презентации


66-68

Подготовка и проведение викторины

3

Литературная викторина




Использованная литература:

1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010

2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23

3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007

4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»

5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007

6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.

7. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

8.http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/rabochaya_programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki.doc
















































Используемый материал:

«Бабушка, внучка да курочка» (сказка)

Жили -были бабушка Даша, внучка Маша да курочка Ряба. Вместе жили, вместе ели-пили, вместе по воду ходили.

Бывало, бабушка  по воду к речке идет, а ведра у нее брякают: бряк-бряк! Внучка по воду к речке идет, а ведерки у нее: бляк-бляк! Бляк-бляк! Курочка по воду к речке идет, а ведерки у нее: звяк-звяк! Звяк-звяк! Звяк-звяк.

Бабушка с речки идет, а вода у нее: кап-кап! Внучка с речки идет, а вода у нее: кап-кап кап-кап! Курочка с речки идет, а вода у нее: кап-кап, кап-кап, кап-кап!

Вот пошли они раз по воду. Впереди бабушка Даша, по середочке внучка Маша, а позади курочка Ряба. Ведерки на коромыслах качаются, скрипят коромысла, песню поют, а ведерки им поддакивают.

В ту пору висело на ветке яблочко. Заслушалось яблочко, загляделось яблочко, вытянуло веточку да и сорвалось с дерева. Покатилось яблочко по траве.

С травы на дорожку, по дорожке под горку. Подкатилось яблочко курочке под ножки - курочка упала, перевернулась.

Подкатилось внучке под ножки - внучка упала, перевернулась.

Подкатилось бабушке под ноги - бабушка упала, перевернулась. закряхтела, заохала.

А коромасла-то: скрип-скрип-скрип! А ведерки-то: бряк-бляк-звяк! То-то шуму, то-то звону, то-то скрипу!

Прибежал на шум, скрип, звон дедушка:
- Что случилось, что приключилось?
Курочка кудахчет:
- На меня ястреб налетел!

Внучка плачет:
- На меня волк наскочил!

Бабушка охает:
- На меня медведь насел!

А всего-то было одно яблочко!


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ