Адаптированное тренинговое занятие "Мудрость человеческая в терпимости"
Кузнецова Анастасия Игоревна,
педагог-психолог ГБУ СО СРЦ «Возвращение», г. Саратов
Адаптированное тренинговое занятие «Мудрость человека в терпимости»
Цель: развитие у подростков представления о толерантном поведении.
Задачи:
- знакомство с понятием толерантности,
- развитие эмпатии,
- развитие способности понимать чувства и эмоции других,
- развитие творческих способностей.
Целевая группа: подростки среднего и старшего школьного возраста.
Разминка: упражнение «Мы похожи»
Цели: активизация участников, формирование положительного настроя и положительного отношения друг к другу.
Материал: клубок ниток
Процедура проведения:
Участники, по очереди передают клубок ниток, накручивая нитку вокруг пальца, для того, чтобы образовалась непрерывная цепочка из всех присутствующих. Переедая клубок ниток соседу, участник должен назвать какую-нибудь черту характера, увлечение, внешний признак, которыми он похож на своего соседа.
Упражнение "Что такое толерантность"
Цели:
-дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности;
- показать многоаспектность понятия "толерантность"
Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана
Процедура проведения:
Ведущий делит участников на три команды. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" своё определение толерантности. Попросите участников включить в это определение, то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним.
Определения толерантности:
Сотрудничество, дух партнёрства
Готовность мириться с чужим мнением
Уважение человеческого достоинства
Уважение прав других
Принятие другого таким, какой он есть
Способность поставить себя на место другого
Уважение права быть иным
Признание многообразия
Признание равенства других
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия
Обсуждение:
- Что отличает каждое определение?
- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
- Какое определение наиболее удачно?
- Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?
В процесс обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
-Понятие толерантность имеет множество сторон.
- Каждое определение выявило какую-то грань толерантности.
Упражнение " Войди в роль"
Цель: развитие у участников способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества, развитие эмпатии.
Процедура проведения:
Чаще всего интолерантное поведение проявляется людьми в отношении тех лиц, которые чем-то от них отличаются. В "зону риска" входят люди другой национальности, вероисповедания, вынужденные мигранты или переселенцы. Оказавшись в стране с другой культурой, традициями - они чувствуют себя одинокими, отверженными, непонятыми, им трудно ориентироваться в новом обществе, привыкать к новым порядкам. Многие мигранты пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни оставляют желать лучшего.
Часто испытывают интолерантное отношение к себе инвалиды, которые по тем или иным причинам не могут полноценно жить в обществе. Они часто подвергаются нападкам и насмешкам со стороны окружающих, чувствуют отвращение и неприязнь от окружения. Сюда также входят люди, болеющие ВИЧ и СПИДом. В связи с низкой осведомлённостью общества с данными заболеваниями, предрассудками, предубеждениями по поводу возможности заразиться, люди, болеющие ВИЧ -инфекцией, зачастую становятся изгоями в обществе. Их боятся, презирают, отвергают. Хотя при простом бытовом контакте и при соблюдении правил личной гигиены, риск заразиться отсутствует.
Каждой команде выдаётся карточка с описанием различных ситуаций, в которые попадают люди. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица.
Ситуация 1.
Ты - сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живёте всей семьёй в Москве. Твои родители - образованные люди, но у них нет законного права работать в России и ни плохо знают русский язык. Ты ходишь в школу для детей беженцев, но после её окончания ты не имеешь права поступить в институт, хотя очень хочешь стать врачом. Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь о своём будущем?
Ситуация 2.
Ты - девочка, у которой заболевание детский церебральный паралич. Тебе 10 лет. Ты передвигаешься по городу на инвалидной коляске. Благодаря своим родителям, ты получила возможность учиться в общеобразовательной школе, в которой училась с первого класса. Твои одноклассники привыкли к тебе и хорошо с тобою общаются, у тебя даже есть несколько подруг в классе. Но прохожие дети на улице не всегда доброжелательно к тебе относятся, бросают косые взгляды, могут крикнуть что-нибудь неприятное. Так как отца переводят по работе в другой город, тебе придётся сменить место жительства и привычную школу. Ты боишься этих перемен. Что пугает тебя в переменах? Чего боишься больше всего?
Ситуация 3.
Ты девушка, тебе 21 год. Ты больна ВИЧ - инфекцией. Заразилась ей в поликлинике при сдачи анализов. Ты только что узнала о том, что больна и не знаешь, что тебя ждёт дальше, как вести себя с окружающими. Тебе нужно сказать об этом родным, будешь ли ты говорить об этом друзьям? Ты не знаешь, как вести себя в институте.
Обсуждение:
- Насколько трудно было войти в роль?
- Какие чувства вы испытывали, оказавшись в роли?
- Какими способами окружение может поддержать этих людей?
Упражнение "Эмблема толерантности"
Цели:
- закрепление и расширение представления о толерантности;
- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Процедура проведения:
Участники выработали своё определение толерантности и обсудили уже имеющиеся. Теперь каждая команда попытается самостоятельно нарисовать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, флагах. И к эмблеме придумать лозунг и представить свою эмблему другим группам.
Рефлексия занятия:
- Насколько важно понятие и проявление толерантности в окружающем обществе? Насколько важно толерантное отношение в вашей жизни?
- Как себя чувствуют люди, испытывающие на себе интолерантное отношение?
- Трудно ли поставить себя на место других людей и понять их переживания?
Занятие основано на программе тренинга «Жить в мире с собой и другими» Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А., Шаровой О.Д.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ