Конспект урока по теме "Эмоции и чувства"

Молчанова Наталья Андреевна

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

«Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних

«Возвращение» г. Саратов, педагог-психолог.

Профилактическое занятие для младших подростков с элементами тренинга «Эмоции и чувства»

Актуальность темы. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладания с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.

Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.

Задачи:

  • информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

  • создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;

  • создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Целевая группа: несовершеннолетние младшего подросткового возраста (11-13 лет), обучающиеся в 5–6 классах общеобразовательных школ.

Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга; участники и ведущий располагаются по кругу.

Необходимые материалы: интерактивная доска для демонстрации презентации. Продолжительность занятия 40-45 минут.

Ход занятия:

Этапы занятия, упражнения

Содержание

Цели занятия, упражнений

  • Приветствие, представление ведущего;


  • упражнение на знакомство «Я сегодня вот такой (такая)…»

Знакомство с классом, рассказ о целях занятия, мотивация на работу в группе.


Каждый участник отвечает на вопрос «Я сегодня вот такой…» прилагательным, характеризующим его настроение, состояние в данный момент.

Знакомство, ориентация участников в целях занятия


Знакомство ведущего и участников, приветствие друг друга, развитие навыков эмпатии, самопрезентации


  • Теоретическая часть «Эмоции и чувства»


Демонстрация презентации «Я чувствую…», информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания, фундаментальных эмоциях человека

Психологическое просвещение

  • Игра-разминка «Тутти – фрутти»

Все садятся в круг на стулья и рассчитываются на первый-второй-третий. Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи апельсины. В центре находится водящий, который называет один из перечисленных фруктов, при этом эти игроки должны быстро поменяться местами. Если водящий говорит: «Тутти-фрутти», – то местами меняются все играющие. Следующим ведущим становится участник, неуспевший занять пустое место.

Снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение

  • Пантомима «Театр эмоций»

Участникам раздаются карточки с названием эмоции или чувства, которое нужно изобразить с помощью мимики и жестов. Другие участники должны угадать показанную эмоцию. Вопросы для обсуждения: что было сложнее – показать эмоцию или угадать.

Развитие навыков невербального общения, саморегуляции, эмоциональное раскрепощение, развитие умения выражать свои эмоции и распознавать эмоции других

  • Обсуждение способов совладания с негативными эмоциями

Мозговой штурм: совместное рассуждение о том, как можно преодолеть негативные эмоции, раскрытие собственного опыта участников

Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции

  • Упражнение на завершение: «Подарок»


Каждый участник «дарит» своему соседу справа любой подарок, изображая его жестами. Процедура идет по кругу по часовой стрелке, затем – против часовой.

Создание условий для развития доброжелательных отношений в группе, завершение упражнения на позитивной ноте

Рефлексия участников по итогам занятия


Материал для теоретической части.

Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации.

Наши эмоции и чувства выполняют много важных функций:

  • Регулируют поведение человека, - либо поощряют двигаться в верном направлении, либо удерживают от неверных шагов (например, если поведение человека делает его сильнее, то это вызывает радость, интерес, а если человек действует во вред себе, то у него возникают неприятные переживания).

  • Стимулируют человека к развитию, освоению нового опыта (обычно человек начинает что-то менять в своей жизни, когда чувствует, что уже не может жить так, как раньше).

  • Эмоции и чувства облегчают возможности взаимопонимания между людьми, способствуют сплочению и более тесному общению.

  • Жизнь без эмоций становится пустой и неинтересной.

Американский психолог Кэррол Изард выделил несколько «чистых», «фундаментальных» эмоций, понятных большинству людей:

интерес, радость, удивление, печаль, гнев,

а все остальные эмоции — это их различные сочетания. Все эмоции могут выполнять как важные функции, так и быть помехой для человека, например, если эмоции возникают в неподходящих ситуациях или становятся слишком сильными.

Чувства — наши эмоциональные отношения к различным объектам и явлениям (любовь, дружба, гордость, счастье, симпатия).

Чувства более устойчивы, могут проявляться через несколько эмоций (например, когда человек завидует, у него одновременно могут возникнуть и гнев, и обида, и стыд). Эмоции связаны с конкретными ситуациями, а чувства с объектами, на которые они направлены.

Из преобладающих эмоций и чувств складывается настроение — наше душевное самочувствие.

Когда у человека хорошее настроение, ему самому приятно и уютно в таком состоянии, и окружающим людям тоже приятно находится рядом с человеком, у которого хорошее настроение. А вот рядом с человеком, у которого настроение плохое, окружающим находится некомфортно, поэтому такой человек часто бывает одинок. Выход, — каким либо образом изменить свое настроение и сделать его лучше. В жизни происходить много событий, при которых сложно сохранять хорошее настроение, но даже при самых тяжелых жизненных обстоятельствах человек свободен выбирать, как на них реагировать.

Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь.

Для каждой эмоции характерно специфическое внешнее выражение, интуитивно понятное большинству людей: разозлился — сжал кулаки, обиделся — сделал насупленную физиономию. О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Эмоция проявляется:
-   в форме выразительных движений;
-   в форме эмоциональных действий;
-   в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;
-   в форме определенного отношения к окружающему.

Вроде бы очевидно, что сначала возникает переживание, а потом его внешнее выражение, однако и внешняя реакция ведет к возникновению внутреннего переживания. Будешь лежать с тоскливым видом на диване и ничего не делать, — через день впадешь в апатию. Поэтому, если хочешь, чтобы твое настроение улучшилось, веди себя так, как будто оно у тебя уже стало хорошим. И настроение тогда действительно будет улучшаться.

Виды эмоций. По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

У каждого из «отрицательных» переживаний есть очень важные положительные функции, жизненно необходимые для человека. Так, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Тоска — реакция, позволяющая легче приспособиться к тяжелым утратам. Зависть — побудительная сила, стимулирующая движение к достижениям. Мудрый человек относится к плохому настроению как к надежному жизненному советчику, принимает то полезное, что есть в каждом из этих состояний, однако не позволяет им отравлять свою жизнь.

Карточки с эмоциями для упражнения-пантомимы «Театр эмоций»

Радость

Влюбленность

Смущение

Страх

Стеснение

Растерянность

Грусть

Неуверенность

Обида

Интерес

Счастье

Возмущение

Удивление

Настороженность

Усталость

Отвращение

Волнение

Удовлетворенность

Раздражение

Ненависть

Жалость

Злость

Скука

Гордость

Подозрительность, недоверие

Благодарность

Тревога


Список использованных источников литературы

  1. Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г. – 278 с.

  2. Изард К. Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2000 г. – 464 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ