Актуализация познавательной деятельности учащихся в ОС «ШКОЛА 2100»



Актуализация познавательной деятельности учащихся

в ОС «ШКОЛА 2100»


Букреева Наталия Александровна,

I квалификационная категория,

учителя начальных классов,

МОУ «СОШ № 84» г. Саратова






2013 год

 Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой. 

Цель ОС «Школа 2100» - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании ФГЛ – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. Говоря простым языком, под функционально грамотной личностью следует понимать человека, умеющего действовать, т.е. решать возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком.

Для достижения этой цели используется технология деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Остановимся на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.

Структура урока в технологии деятельностного подхода:

1. Орг. момент.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

2. Постановка учебной задачи.

актуализация знаний и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи:

  • где и почему возникло затруднение;

  • темы и цели урока.

3. «Открытие» детьми нового.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

4. Первичное закрепление

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

5. Самоанализ и самоконтроль.

6. Итог урока. Рефлексия.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.

 Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Мы используем в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, таблицами. 

Организация познавательной деятельности учащихся проходит следующие этапы: актуализация имеющихся знаний, установление их недостаточности (формирование познавательного мотива); поиск и получение новой информации (планирование познавательной деятельности); получение и преобразование новой информации, включая ее в общую систему знаний каждого ученика (реализация познавательной деятельности, контроль и оценка ее результатов).

Такая структура организации познавательной деятельности определяет последовательность и функции предлагаемых учащимся заданий.

На уроках русского языка мы используем дидактические игры такие как «Доскажи словечко», «Ты загадай – мы отгадаем», «Реши ребус». Дети работают в парах и группах.

На уроках математики мы используем индивидуальную работу на карточках, тренажеры ( для восполнения пробелов знаний); устный счет; арифметические диктанты; головоломки, магические квадраты и т.д.

Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. В познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля. По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам.

1


. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков. Приведем пример такой игры.

Игра «Определи курс движения самолета»

Учитель обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего числа (номера) к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Чтобы расшифровать номера городов, надо решить правильно примеры. Далее надо показать линиями, как двигался самолет от одного города к другому, третьему и т.д. Покажите и расскажите, в каком направлении двигался самолет. Я буду исполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов (учеников)».

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:

1. Сначала дети расшифровывают номера городов (решают примеры).

2. Далее дети называют номера городов по порядку от меньшего числа к большему.

3. Потом они поочередно показывают линиями путь движения самолета.

4. Затем дети по цепочке рассказывают, в каком направлении двигался самолет.

5. На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета от одного примера к другому).

1. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

Например, игра «Контролеры».

Учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды вызывается к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, второй – за второй.

По сигналу учителя (движению руки) ученики команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя (например, 5). Ученик второй команды по сигналу учителя дополняют число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных ими наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками первой и второй команды, называется состав числа. Учитель говорит: «8 – это», ученики продолжают: «5 и 3). Контролеры показывают зеленые круги, если они согласны с ответом.

Если допущена ошибка, упражнение повторяется.

Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу учителя (движению руки) сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют число приседаний до заданного числа. Называется состав числа.

Контролеры подтверждают или опровергают названный состав числа.

Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.

2. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

Например, игра «Числа-перебежчики».

Учитель делит класс на 3 команды (по рядам). Сначала он вызывает 5 учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение вида: 2 + 8 = 10. Учитель предлагает «числам» (ученикам» перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими числами. Дети составляют другой «живой» пример на сложение, например: 8 + 2 = 10.

Аналогично перебегая на другие места и меняя знаки действий, дети составляют другие примеры вида: 10 = 2 + 8, 10 – 2 = 8, 10 – 8 = 2.

Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Затем учитель выдает карточки с цифрами и знаками действий пяти ученикам другой команды, они составляют цепочку аналогичных примеров.

Выигрывает команда, которая быстро и правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.

На уроках окружающего мира осуществлять актуализацию знаний нам помогает методический аппарат учебника - это обозначения определенных этапов проблемно-диалогической технологии:

- ПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА;
- ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ;
- РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ;
- СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ;
- ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

На уроках чтения актуализация знаний - это устные рассказы детей об интересных случаях, происшествиях, приключениях с опорой на самостоятельно нарисованные картинки (в 1-2 классе), написанные сочинения(в 3-4 классе), умение слушать и вступать в диалог, умение выразить свои мысли и чувства.

Таким образом, этап актуализации знаний имеет две основные задачи: 1) актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы; 2) создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала.

В отличие от традиционного урока, учитель на этом этапе не только и не столько проверяет полученные на прошлом уроке знания, сколько предлагает, ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой темы. Иными словами, мы работаем с теми знаниями, которые имеются у школьника постоянно. Чем более важны те или иные понятия и связи между ними, тем чаще они используются на этапе актуализации. При этом и происходит формирование связной целостной картины мира, так как каждый раз на этом этапе мы находим связь ранее изученных понятий с новым. Поэтому на уроках полное усвоение новых понятий, правил и законов осуществляется не столько во время урока, посвященного их изучению, сколько в процессе их постоянного использования в дальнейшем на этапах актуализации знаний.

Второй задачей этого этапа является постановка проблемной ситуации. Главное требование к поставленной проблеме - ее значение для школьников, интерес к ней. Поэтому лучше всего та проблема, которая понятна и доступна школьникам. В то же время в 3-4-м классах проблемная ситуация обычно возникает в классе при попытке объяснить увиденный опыт, применить известные знания в новой ситуации.

Активизация познавательной деятельности учащихся средствами учебно-дидактической игры, проблемного диалога, применением невербальных средств обучения способствует созданию психологического комфорта как для учащихся, так и для учителя. Объединяя две формы деятельности – игру и обучение, мы добиваемся того, чтобы осуществлялись качественные сдвиги в развитии познавательных способностей учащихся.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ